Планировать подачу питьевой воды в Санкт-Петербурге помогает искусственный интеллект


07.09.2023 11:00

Надежная, круглосуточная подача горожанам чистой и безопасной питьевой воды – основа жизни и развития Санкт-Петербурга.


Для производства определенного объема питьевой воды, на водопроводных станция Петербурга требуется спланировать и реализовать поставку реагентов, определить режим работы персонала и оборудования, обеспечить надлежащую транспортировку чистой воды до потребителя. Именно с планирования потребления воды и запускается весь процесс водоснабжения.

Первые информационные системы прогнозирования подачи воды на ЭВМ появились еще в СССР. Системы были построены на сложной математической модели, которые использовали рассчитанные вручную коэффициенты для прогноза. Водоканал тогда использовал эту систему, поскольку она позволяла прогнозировать подачу воды в Северную столицу с точностью до 85-95%. Но такой механизм имел свои недостатки - рассчитанные коэффициенты приходилось регулярно корректировать, иначе точность прогноза падала до 60-70%.

«В последнее время развитие нейронных сетей и различных технологий искусственного интеллекта шагнуло далеко вперед. Особенно эффективно такие технологии решают задачи прогнозирования, если имеется достаточный объем исторических данных. Сегодня ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» обладает необходимым объемом данных, который идеально подходит для решения задачи прогнозирования подачи воды. Благодаря этому было принято решение разработать и внедрить систему прогнозирования подачи воды с применением технологий искусственного интеллекта. Такое программное обеспечение применяется на водопроводных станциях Петербурга и позволяет сформировать прогноз и повысить его точность - до 98 - 99%. Кроме того, система не нуждается в трудоемких расчетах корректировочных коэффициентов, а в режиме обучения на основе исторических данных и еще ряда параметров сама выявляет закономерности и строит прогноз» - говорит Антон Солохин, директор по информационным технологиям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

«За счет внедрения новой системы Водоканал Санкт-Петербурга повысил точность планирования и сократил финансирование на сопровождении системы. Такие проекты являются эталонными для цифровизации производственных предприятий» - подчеркнул первый заместитель генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Максим Лукьянчук.

АВТОР: пресс-служба Водоканал СПб
ИСТОЧНИК: Водоканал СПб
ИСТОЧНИК ФОТО: ASNinfo



07.09.2023 10:30

Федеральное дорожное агентство организовало многоступенчатый контроль качества строительства и реконструкции дорожных объектов, заказчиками которых выступают подведомственные ему учреждения. Примером может служить обход Нижнекамска и Набережных Челнов в Татарстане: за 8 месяцев этого года на участке строительства проведено более 7 тысяч лабораторных исследований.


На объекте действует строгий входящий контроль качества. Все материалы, используемые в строительстве трассы и искусственных сооружений, проверяются специалистами лабораторий ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», ФГБУ «Росдортехнология» и подрядных организаций. В случае расхождения результатов проверки использование материалов не допускается. Это же касается и выполненных объемов работ: в случае выявления нарушений либо их несоответствия нормативным требованиям предъявляемый к проверке участок не принимается. Лаборатории оснащены самым современным оборудованием, а сотрудники дорожных лабораторий обладают большим опытом в работе на главных стройках страны.  

С начала 2023 года сотрудники лабораторий провели более 3 тысяч испытаний по изучению конструкции дорожной одежды, свыше 230 исследований по грунту и около 4 тысяч испытаний на участках строительства мостовых сооружений.

По дорожной части наибольшее количество лабораторных испытаний проведено по исследованию физико-механических показателей щебня, песка и песчано-гравийной смеси. Сотрудники лабораторий проверяли зерновой (фракционный) состав, влажность, содержание пылевидных и глинистых частиц, качество уплотнения, толщину слоев и ряд других показателей. В песке определяли коэффициент фильтрации, щебень проверяли на прочность и морозостойкость, а почвенно-грунтовую смесь на содержание гравия.  

В лабораториях проверяют и состав асфальтобетонных смесей. Для определения качества будущего асфальта проводят испытания на содержание воздушных пустот, вяжущего и гранулометрический состав. Качество смеси проверяется сразу на асфальтобетонном заводе, затем пробы смеси берут на участке перед началом укладки. Через день-два после того, как асфальтобетон уложен, специалисты лаборатории с помощью керноотборника выпиливают керны – пробы уплотненного асфальтобетона, которые еще раз испытывают в лабораториях в том числе на качество уплотнения, выполненное на участке.

По мостовым сооружениям основные исследования проведены по изучению свойств бетона и бетонных смесей, в том числе прочности, морозостойкости, водонепроницаемости, удобоукладываемости, а также по объему вовлеченного воздуха. Арматуру проверяли на предел прочности на растяжение, изгиб и относительное удлинение. Эти испытания позволяют контролировать прочность несущих конструкций мостового сооружения. Большое внимание уделяется проверке надежности затяжки высокопрочных болтовых соединений и целостности сварного шва металлоконструкций, от которых зависит прочность пролетного строения мостового перехода.

Многоступенчатый контроль на всех этапах строительно-монтажных работ позволяет исключить применение некачественных материалов и нарушение технологии производства, обеспечив таким образом высокие требования, предъявляемые к федеральным автомобильным дорогам в части надежности, долговечности и безопасности дорожного движения.

*Обход Нижнекамска и Набережных Челнов в Татарстане строится в рамках скоростного маршрута Казань – Екатеринбург и войдет в состав трассы М-12 «Восток». Общая протяжённость обхода составит 81 км. Проект включает в себя строительство четырёхполосной автодороги IБ категории, 10 мостов, 5 транспортных развязок, 11 путепроводов и 5 пересечений на разных уровнях. Строительство планируется завершить до конца 2024 года.

АВТОР: Пресс-служба Росавтодор
ИСТОЧНИК: Росавтодор
ИСТОЧНИК ФОТО: Пресс-служба Росавтодор