Комплекс зданий Фарфоровского поста включен в перечень выявленных объектов культурного наследия
Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Комплекс зданий Фарфоровского поста» (участок ж.д. Обводный кан. - ул. Грибакиных, лит. ДЯ, Фарфоровский пост, д. 40, лит.А; д. 44, лит. А; д. 46, лит. А; д. 48, лит. Л; д. 52, лит. А; д. 54, лит. А) включён в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Распоряжение подготовлено на основании заключения комиссии по установлению историко-культурной ценности, проводившей работу по изучению комплекса в связи с поступившим в КГИОП заявлением о включении в реестр зданий по адресам: участок ж.д. Обводный кан. - ул. Грибакиных, лит. ДЯ, Фарфоровский пост, д. 36, лит. А, д.40, лит.А; д. 44, лит. А; д. 46, лит. А; д. 48, лит. Л; д. 52, лит. А; д. 54, лит. А.
В настоящее время комплекс дореволюционных построек Фарфоровского поста состоит из станционного павильона и шести двухэтажных кирпичных корпусов.
Жилые постройки Фарфоровского поста, расположенные с западной стороны Октябрьской железной дороги, выполнены в «кирпичном» стиле и имеют разнообразное декоративное оформление фасадов: штукатурные замковые камни, отделка «под шубу», подоконные блоки с закругленными краями, межэтажные тяги, деревянные фигурные кронштейны под свесами кровли, колотый гранит в отделке цоколя.
Здание станции расположено по другую сторону железнодорожных путей. Это одноэтажная кирпичная постройка, с повышенным объемом кассового зала. Оконные проемы имеют декоративное оформление в виде замковых камней и стилизованных уплощенных кронштейнов.
Здания Фарфоровского поста являются ярким образцом комплекса жилых построек начала XX века, выполненных в приемах «кирпичного стиля». Дома отличаются выразительной пластикой фасадов, высокой степенью сохранности объемно-пространственного, архитектурно-художественного решения, а также исторических конструкций. Ценность представляет и сохранившееся первоначальное композиционное решение всего комплекса, включающего павильон станции «Фарфоровская».
Комиссия по установлению историко-культурной ценности пришла к выводу, что комплекс обладает определенной ценностью и рекомендовала в целях дальнейшего изучения включить в перечень выявленных объектов культурного наследия здания комплекса в предложенном в заявлении составе за исключением деревянного одноэтажного корпуса под № 36, лит. А.
Данное здание обладает скромными объемно-пространственным и архитектурно-художественным решениями и не имеет ценной декоративно-художественной отделки интерьеров. Вследствие перестроек и ремонтов утрачен первоначальный декор фасадов.
Исходя из месторасположения здания, Комиссия пришла к выводу, что данное здание нельзя считать частью исторического комплекса построек Фарфоровского поста.
Западнее Императорского Фарфорового завода, основанного в середине XVIII века, возникло поселение для его рабочих, получившее название Фарфоровская колония. В середине XIX века рядом с ней прошла трасса Николаевской железной дороги.
В 1879 году был открыт остановочный пункт Фарфоровский пост для разделения между сортировочной станцией и главным железнодорожным ходом. Позднее станция стала называться Фарфоровская.
В 1910 году чуть севернее платформы был открыт путепровод, соединивший Муравьёвский переулок (ныне – улица Цимбалина) с Фарфоровским постом, Николаевским посёлком и дорогами в села Волково и Романово.
В конце 1900-х-начале 1910-х годов был выстроен комплекс двухэтажных краснокирпичных жилых домов для служащих Николаевской железной дороги и одноэтажный павильон самой станции. Исторический облик путепровода корпусов и станции зафиксирован на нескольких фотографиях фотоателье Карла Буллы.
Более 360 общеобразовательных и дошкольных учреждений будет построено и отремонтировано в 2023 году в новых субъектах России.
Работы по восстановлению проводятся комплексно и согласно плану. Об этом сообщил заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин.
«Обеспечить беспрепятственный и безопасный доступ к объектам образования и комфортные условия пребывания в них – одна из важных задач стройкомплекса России. Это касается и образовательной инфраструктуры новых регионов. Там сейчас идёт масштабная работа по восстановлению и строительству школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, вузов. На сегодняшний день при координации Минстроя России восстановлено 430 объектов. Ещё более 360 откроют свои двери для учеников и воспитанников в 2023 году», – отметил вице-премьер.
Некоторые объекты образования возводятся на территории строящихся жилых микрорайонов. Например, во время поездки в Мариуполь Президент России Владимир Путин посетил ЖК «Невский», где одновременно с шестью многоэтажками предусмотрены школа на 1,1 тысячи учеников и детский сад на 150 детей. Кроме того, в городе в высокой степени готовности находятся 10 дошкольных учреждений.
В ЛНР силами регионов-шефов восстанавливается полувековое здание Зимогорьевской гимназии имени воинов-интернационалистов, в Антрацитовском районе проводится капитальный ремонт лицея имени Олега Кошевого.
Марат Хуснуллин также рассказал, что в первую очередь строители закрывают тепловой контур зданий, то есть ремонтируют кровли, меняют окна, двери и инженерные системы. Затем проводят комплексные работы по отделке фасадов и внутренних помещений, а также электромонтажные работы, благоустраивают территории и устанавливают спортивно-игровые площадки.
Масштабные работы ведутся также в Приазовском государственном техническом университете. Здесь перед строителями стоит задача отремонтировать восемь учебных корпусов, а также дворец спорта и здание столовой к 1 сентября. Общая площадь восстанавливаемых объектов – более 63 тыс. кв. м.
«Специалисты занимаются заменой внутренних инженерных систем в нескольких корпусах, ремонтируют уцелевшие и устанавливают новые кровельные конструкции. Помимо этого, будет благоустроена территория вокруг университета», – уточнил Марат Хуснуллин.