Территорию за Балтийским вокзалом в Петербурге готовят к новому строительству


24.10.2022 16:30

РЖД хотят построить несколько крупных зданий возле музея за Балтийским вокзалом, для чего разрабатывают проект планировки.


На днях КГА выдал задание на разработку ППТ на привокзальный квартал, ограниченный также улицей Шкапина и Митрофаньевским шоссе. В соответствии с проектом на территории планируется разместить три новых здания — "объект капитального строительства, предназначенный для музеев, выставочных залов" площадью 3 тыс. м2 и высотой 32 метра, профтехучилище (6,6 тыс. м2, высота та же) и служебное общежитие (24,2 тыс. м2). Источник финансирования, как указано в задании, — собственные средства заказчика.

 
В квартале уже есть здания похожей функции, но другой площади: Музей железных дорог (два корпуса, соединённые переходом, по 12,9 тыс. и 5,1 тыс. м2, плюс открытые выставочные пространства) и центр корпоративного образования РЖД (14,6 тыс. м2).
 
Архитектор и руководитель "Студии 44" Никита Явейн, который занимался проектированием Музея железных дорог, отметил, что расширение комплекса в его концепции не планировалось.
 
"Я не думаю, что задуманное к строительству здание высотой 32 метра — это музей, скорее офисное здание с музейной функцией", — сказал зодчий.
 
На территорию уже есть действующий проект планировки, утверждённый в 2009 году (по–видимому, с разработкой нового ППТ он будет признан утратившим силу). По тому, старому ППТ Музей железных дорог, судя по всему, планировался значительно больше нынешнего. Максимальная общая площадь его зданий могла достигнуть 218 тыс. м2. При этом упоминались подземные стоянки не менее чем на 1250 машин.
 
Сверху музей должен был напоминать кисть руки с четырьмя растопыренными веером пальцами. В промежутках между пальцами должны были быть зажаты гостиничные корпуса. Вдоль улицы Шкапина же выстраивались здания офисов и "торгово–коммерческий комплекс Балтийского вокзала". С юга весь этот ансамбль в проекте очерчивала магистраль — дублёр Обводного канала — с путепроводом над путями, что использовались бы для подачи поездов к музейной экспозиции.
 
Сейчас построены только два пальца и вдалеке от них, ближе к Обводному каналу, корпоративный учебный центр. Правда, пальцы не растопырены, а вытянуты строго параллельно друг другу. Рассмотрим их чуть подробнее. Это мизинец, паровозное здание 1850–х годов (оно реконструировано, и через него был организован вход в музей), и построенный под стать ему основной выставочный зал с поворотным кругом внутри. Очертания последнего были получены путём укрупнения старинного паровозного депо в 2,5 раза. Если судить по толщине и продолжать аналогию с проектом планировки территории, это большой палец.
 
С высоты вместе они напоминают не ладонь, а скорее варежку. При этом, стоит отметить, в экспозицию был вписан памятник архитектуры — ещё один поворотный круг, оставшийся от соседнего Варшавского вокзала и перенесённый на новое место, чего в старом ППТ ещё не прослеживалось. Музей был открыт в 2017 году и полюбился как горожанам, так и чиновникам (КГИОП проводил здесь совет по наследию, на котором чуть было не отдали под снос склады Кокоревых за Московским вокзалом для строительства терминала ВСМ).
 
Срок подготовки проекта — май 2023 года. В Октябрьской железной дороге комментарий оперативно получить не удалось (там обещали предоставить информацию позже). В КГА сообщили, что пока никакая документация к ним не поступала и других сведений, кроме изложенных в задании, предоставить не могут. Возможно, разработка нового ППТ связана с желанием пересмотреть композицию и пальцы в итоге образуют иной жест (например, сожмутся в кулак).

АВТОР: Деловой Петербург
ИСТОЧНИК: Деловой Петербург
ИСТОЧНИК ФОТО: https://www.dp.ru/



24.10.2022 16:00

Главный дом бывшей усадьбы купцов Сушкиных — А.Б. Кеворкова полностью отреставрирован.


Он имеет статус выявленного объекта культурного наследия.

Особняк находится по адресу: Люсиновская улица, дом 27, строение 1. Он состоит из двух частей. Та, что выходит фасадом на Люсиновскую улицу, — двухэтажная. Пристройка со стороны двора имеет высоту в три этажа. Это старейший дом на Люсиновской улице.

В постсоветский период здание пришло в аварийное состояние, в 2017 году в нем также произошел пожар. В стенах имелись сквозные трещины, части кровли и перекрытий отсутствовали, были отключены все инженерные коммуникации. В 2019 году у здания появился новый собственник, готовый инвестировать в спасение дома. Масштабные реставрационные работы начались в 2020 году.

«В интерьерах усадьбы специалисты отреставрировали множество уникальных деталей: филенчатые двери, паркетные полы, печи, лепной декор парадного зала и главной лестницы. Также сохранились интерьер парадного входа, рустованный первый этаж, доломитовая лестница, обрамление зеркала из лепного декора с группой ангелов, трафаретные росписи. Благодаря кропотливой работе реставраторов усадьбе вернули ее исторический облик», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов

Также восстановили старинные росписи на потолках. Об их существовании никто не подозревал, ведь больше 100 лет они были скрыты под слоями краски и штукатурки. Главный фасад вновь украшает аттик (выступ над верхним карнизом) с картушем. Это декоративный элемент в виде неразвернутого свитка бумаги с гербом одного из владельцев дома, купца Агабека Кеворкова.

Работы проводились под контролем специалистов столичного Департамента культурного наследия. После завершения реставрации в здании разместились офисы.

Точных данных о том, когда именно был возведен дом, не сохранилось. Однако исследователи относят его строительство к концу XVIII — началу XIX века. За прошедшие столетия планировка и внешний вид особняка неоднократно менялись. Фасады здания выполнены в стиле эклектики. В их убранстве можно найти черты классицизма и неоренессанса.

В 1793 году усадьба принадлежала купцу Ивану Сундушникову. В 1809-м ее владельцем стал купец Яков Чиликин, содержатель съезжего двора Якиманской части. Во время пожара 1812 года двухэтажный главный дом сильно обгорел и долгое время находился в запустении. К 1831-му здание перешло к тульскому купцу Денису Сушкину. Он восстановил обгоревшее здание. Фасады оформили по канонам позднего классицизма.

В 1865 году по заказу Михаила Сушкина, внука Дениса Сушкина, архитектор Николай Васильев разработал проект перестройки главного дома. Здание расширили, со стороны двора появились пристройки. Центральный и боковые фасады получили новый облик: в убранстве фасадов появились элементы неоренессанса. Особняк приобрел нарядный вид благодаря обилию декора, а также штукатурке, которая позволила создать имитацию выпуклой каменной кладки.

В 1887 году прошла реконструкция главного дома. В соответствии с проектом архитектора Сергея Тропаревского высота строения увеличилась — дворовые пристройки стали трехэтажными. В помещениях сделали перекрытия. Тогда же во всем главном доме установили новые оконные рамы, перебрали печи, а вместо прежней деревянной лестницы, ведущей на антресоль, появилась каменная (доломитовая).

В начале ХХ века при новом владельце, купце первой гильдии Агабеке Кеворкове, главный дом отремонтировали. Большую часть первого этажа приспособили для сдачи внаем, остальные помещения стали апартаментами домовладельца. В 1915 году в здание провели канализацию. После 1917-го владение Агабека Кеворкова было национализировано. В 1918–1919 годах в бывшем главном доме размещался Замоскворецкий военный комиссариат, позднее особняк передали под жилье служащих наркомвоенмора. Новая перепланировка повлекла утрату многих элементов в оформлении интерьеров.

Правительство Москвы признало дом Сушкиных — А.Б. Кеворкова выявленным объектом культурного наследия и в 2013 году взяло его под государственную охрану. Большую часть реставрационных работ в здании провели в 2021-м.

АВТОР: Официальный сайт Мэра Москвы
ИСТОЧНИК: Официальный сайт Мэра Москвы
ИСТОЧНИК ФОТО: https://www.mos.ru/