Специалисты обсуждают методику реставрации особняка Бремме в Петербурге
Состоялось очередное выездное совещание по обсуждению методики сохранения деревянного памятника регионального значения «Особняк Э.Э. Бремме» на 12-й линии В.О., д. 41, корпус 1, литера Ж.
В совещании приняли участие эксперты в сфере сохранения деревянного зодчества Михаил Мильчик, Нина Шалова, проектировщики, специалисты КГИОП, представители собственника.
Особняк Бремме находится в собственности ООО «Инвестиционная Компания «Профит Хауз Санкт‑Петербург». С начала 2000-х здание не эксплуатируется, находится в неудовлетворительном состоянии. Интерьеры не сохранились.
В соответствии с проектом до начала строительства на земельном участке в 2021-2022 годах проведены первоочередные противоаварийные работы, чтобы обеспечить укрепление и защиту конструкций особняка Бремме от дальнейшего разрушения. Деревянное здание укрыто временной кровлей, установлены силовые леса, выполнено усиление несущих конструкций перекрытий, демонтирована и передана на ответственное хранение заказчику наружная обшивка, конструкции внутри здания укреплены временными подпорками.
Параллельно разрабатывалась научно-исследовательская и проектная документация на комплекс работ по сохранению памятника деревянной архитектуры.
С учетом истории и ценности особняка Бремме методика реставрации и каждый ее этап будет обсуждаться коллегиально, с выездом на объект.
Михаил Мильчик согласился с предлагаемым авторами проекта методом переборки, поскольку значительна степень микологических поражений и конструктивных деформаций. Однако он принципиально подчеркнул, что необходимо промаркировать все деревянные элементы - брус, обшивку, оконные заполнения, дверные полотнища, косяки и т.д. - и проанализировать возможность их использования максимально целыми участками на тех же самых, исторических местах.
В настоящее время невозможно определить объем пригодной к использованию древесины после выбраковки. Поскольку, с одной стороны, нужно обеспечить надежность конструкций, с другой – максимально использовать не аварийные исторические элементы здания, предстоит выполнить побревенный анализ с составлением дефектной ведомости.
"Человек, когда подходит к зданию, не видит сруб, о котором мы так заботимся. Для восприятия памятника первостепенное значение имеет обшивка. Историческая обшивка этого здания должна быть по возможности максимально сохранена, равно как и оконные заполнения. Реставрация особняка Бремме – задача очень непростая, я здесь уже третий раз и далеко не последний," - заявил Михаил Мильчик.
Председатель КГИОП Сергей Макаров указал проектировщикам на необходимость придерживаться консервативного метода реставрации деревянного памятника.
"Мы будем рекомендовать собственнику вместо новой древесины для вставок использовать исторические качественные бревна от разобранных деревенских срубов. Это позволит обеспечить равномерную усадку здания и максимально использовать «родные» элементы сруба особняка Бремме", - сказал Сергей Макаров.
Конструкторы КГИОП отметили, что нужно предусмотреть также сохранение и усиление балок перекрытий, которые окажутся в пригодном для использования состоянии.
Проектная документация будет дорабатываться по итогам дальнейших обсуждений методов реставрации и результатам дополнительных натурных обследований.
Деревянный жилой дом на этом участке существовал еще с XVIII века. В 1851 году он был перестроен по проекту архитектора Н.П. Гребёнки.
В 1897-1898 гг. на участке появляются кирпичные корпуса фабрики эфирных масел, эссенций и красок «Братья Бремме». Химическое производство швейцарских подданных братьев Бремме на Васильевском острове вырабатывало эссенции и краски для пищевого производства (кондитерских изделий, лимонадов, ликеров и других напитков), «химические благовонные продукты», эфирные масла для парфюмерии и аптек, кислоты, анилиновые краски.
В 1906 г. архитектор В.С. Карпович перестраивает жилой дом для владельца фабрики Эдуарда Эдуардовича Бремме. Именно в это время лицевой фасад дома был украшен майоликовыми панно, изготовленными на знаменитом предприятии О.О. Гельдвейна и П.К.Ваулина. В 1971 году майоликовые панно сняты с лицевого фасада и переданы на хранение в фонды Государственного музея истории города.
После революции, с 1923 года завод (а с ним и особняк) занимали сначала фабрика эссенций «Фруктовый аромат» (владельцы – братья Бислен), затем комбинат «Политкаторжанин», а с 1937 года – Государственный Витаминный завод.
В 1920-1930-е годы особняк утратил первоначальное декоративное убранство интерьеров, печи и камины. Большой зал первого этажа был отдан под заводскую столовую и кухню.
В годы Великой Отечественной войны и блокады завод не прекращал свою работу, снабжая жителей и защитников города витаминами.
Из пояснительной записки к обмеру особняка следует, что в ноябре 1942 года он использовался как проходная, контора, столовая для рабочих, а второй этаж - как жилые помещения.
До конца 1990-х годов в бывшем особняке располагались служебные кабинеты, проходная и охрана Ленинградского производственного объединения «Октябрь» (бывший «Витаминный завод»).
Оформление здания представляет собой пример сочетания приёмов неоклассики с декоративными элементами модерна в деревянном особняке усадебного типа, отсылающем к традициям московской и провинциальной архитектуры рубежа XIX-XX веков.
Киноконцертный комплекс и съемочный павильон №17 концерна «Мосфильм» сданы в эксплуатацию на западе Москвы.
Об этом сообщил председатель Мосгосстройнадзора Игорь Войстратенко.
«Два здания образуют вместе единый кинематографический комплекс площадью 11 тысяч квадратных метров. Строения оснащены высокотехнологичным оборудованием, которое позволяет не только организовать современный съемочный процесс, но и представить зрителям конечный продукт индустрии кино», - рассказал Игорь Войстратенко.
Многофункциональный киноконцертный комплекс включает в себя четыре зрительных зала. В главном, рассчитанном на 522 места, зале установлена уникальная система для кинопоказа, не имеющая аналогов в России. Современным оборудованием также оснащены зал на 108 мест и два мини-зала вместимостью около 50 человек каждый.
Площадь съемочного павильона составляет 3,5 тысячи квадратных метров.
«Построенный объект, в котором можно возводить полномасштабные декорации, является самым большим съемочным пространством не только на территории «Мосфильма», но и в России. В павильоне смонтированы рабочие мостки для съемок. Оборудованы комнаты артистов, гримерные и костюмерные», - отметил Игорь Войстратенко.
Весь комплекс зданий оснащен умной системой управления, которая будет фиксировать неисправности установленного оборудования и отправлять информацию о проблеме в диспетчерскую «Мосфильма» для её устранения.
Прилегающая территория благоустроена: установлен фонтан и малые архитектурные формы, специальные датчики регулируют обогрев пешеходной зоны, а также управляют системой полива деревьев, кустарников и газона.
«По поручению мэра Москвы Сергея Собянина Комитет осуществляет постоянный надзор за строительством объектов с массовым пребыванием людей. К выездным проверкам нового киноконцертного зала и съемочного павильона привлекались сотрудники Центра экспертиз. Они провели ряд испытаний качества стройматериалов и возведенных конструкций. На данный момент застройщик получил всю необходимые документы для начала эксплуатации зданий», - заключил Игорь Войстратенко.
Киноконцерн «Мосфильм» является одним из ведущих предприятий киноиндустрии России и оказывает услуги по всему циклу кинопроизводства. Производственная мощность студии — более ста картин в год.