Эксперт: Цена загородного жилья может быть снижена на 10-20% за счет уменьшения себестоимости
По словам гендиректора ООО «Петербургская область» Максима Орлова, сейчас себестоимость строительства загородного жилья может снизиться из-за того, что «многие компоненты строительства стали дешевле». Так, по его подсчетам, цена арматуры упала в 2 раза, а ее доля в формировании стоимости дома составляет 15%, что дает снижение себестоимости на 7%. Кроме того, экономию может дать и оптимизация зарплат, которые на фоне роста рынка топ-менеджеры вынуждены были повышать, а сейчас можно сделать более адекватными производительности труда. В целом, по его мнению, за счет снижения себестоимости можно удешевить объекты на 10-20%.
М.Орлов полагает, что спрос на загородное жилье сейчас будет формироваться на иных принципах, чем прежде. В частности, спрос на земельные участки с понятной перспективой и ликвидностью сейчас выше, чем на готовые дома – хотя обе кривые несколько «просели». «Заказчик, клиент будет много думать, просчитывать разные варианты строительства, себестоимости. Возможно, это даже вызовет к жизни новые строительные технологии, которых пока на рынке нет», - считает он.
В этой ситуации, как выяснилось сегодня на круглом столе о загородном строительстве, организованном «Строительным еженедельником», компании, занимающиеся загородной малоэтажкой, чувствуют себя более уверенно, чем крупные городские застройщики. Особенно – небольшие подрядные компании. «Наши корпоративные клиенты-заказчики ведут себя по-разному. Кто-то решает заморозить работы, кто-то хочет удешевлять себестоимость. В целом число обращений, конечно, снизилось, но мы сами стали активнее работать, выходить на тендеры, - рассказал гендиректор АСК «Петров СПб» Владимир Петров. – Вообще, для нас кредиты как были мифической вещью, так и остались. Нам остается только работать, как раньше».
Сегодня в Смольном состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между Санкт-Петербургом и группой южнокорейских компаний – поставщиков автокомплектующих ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». Общий объем инвестиций «Cангву Хайтек», «Девон», «Донхи», «Дувон», «HВХ Корея», «Сэчжонг» и «Шинь Ян» в строительство I очереди 7 заводов должен составить, по предварительным данным, порядка 3-4 млрд. рублей (200 млн. долларов). Предполагается, что производительность комплекса достигнет 150000 единиц комплектов автокомпонентов. Вместе со II очередью в проект закладывается возможность для увеличения мощности до 400000 единиц. В технопарке будут производиться кузова для автомобилей, глушители, кондиционеры, сиденья, коврики и др. детали, за счет которых петербургские «Хендэ» будут укомплектовываться на 30%, а через 5 лет – на 50%.
«Мы приветствуем большое, системное решение наших южнокорейских партнеров, которое позволит параллельно со строительством автомобильного завода развернуть корпуса по производству компонентов», - заявила по этому поводу губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. По словам губернатора, это решение, свидетельствующее об умении «брать быка за рога» должно стать хорошим знаком для строительства, которое активизируется в будущем году. Напомнив инвесторам о том, что городские власти, пользуясь поддержкой федерального правительства, оперативно и своевременно выполняли все взятые на себя по соглашению с компанией «Хендэ Мотор Компани» обязательства, она выразила надежду на поддержание «рекордных» темпов строительства и впредь. По мнению В.Матвиенко, создание нового производства автокомплектующих в Петербурге, где образовалось «представительное собрание» автомобилестроителей, поможет ускорить процесс локализации отрасли, а близость потребителей комплектующих должна быть не в последнюю очередь выгодна южнокорейским инвесторам.
Окончание строительства 7 заводов по производству автокомлектующих в Каменке должно совпасть с вводом в эксплуатацию автомобильного завода Хендэ. Завершение этих проектов запланировано на II полугодие 2010 г. «Мы собираемся предоставить под проектно-изыскательские работы в Каменке территорию площадью порядка 30 га. Думаю, что мы успеем сформировать земельный участок и рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на проектно-изыскательские работы на одном из последних заседаний правительства в 2008 г.. Вслед за этим мы начнем инженерную подготовку и сделаем проект планировки, для того, чтобы ориентировочно к середине 2009 г. можно было вывести инвестора на стадию проектирования и строительства», - рассказал по окончании церемонии подписания меморандума глава Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов.
«График строительства очень жесткий. Наверное, кажется, что эти заводы небольшие и поэтому построить их можно быстрее. Но на самом деле строительство должно пройти те же этапы, что и при создании автозавода. Кроме того, необходимо наблюдать за тем, чтобы процесс строительства был скоординирован и синхронизирован между 7 компаниями. Думаю, это окажется гораздо сложнее, чем обеспечение ввода в эксплуатацию отдельного предприятия, - отметил он. – По сути дела темпы строительства здесь должны быть на порядок выше, чем на строительстве других заводов автопрома в Петербурге».
Напомним, что первый камень в строительства завода «Хендэ Мотор Компани» был заложен 5 июня 2008 г. Переговоры с ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» о строительстве заводов по производству автокомплектующих для этого завода КИПС вел, начиная с сентября 2008 г.