В историческом детском саду Санкт‑Петербурга на Дворцовой набережной закончена реставрация входной группы


03.02.2022 14:10

Исполняющий обязанности главы администрации Центрального района Елена Федорова проверила реставрацию входной группы здания 109 детского сада на Дворцовой набережной.


Как и большинство домов центра Санкт‑Петербурга – дом на Дворцовой набережной 22 имеет богатую и интересную историю.

В 1830-х годах здесь жил князь В.Ф. Одоевский - сенатор, философ, литературовед, музыковед, человек талантливый, широко образованный, увлеченно занимающийся химией и другими естественными науками. В доме была великолепная библиотека, несколько шкафов сохранились в детском саду до наших дней. В гостях у князя сходились по субботам литераторы и люди искусства из разных социальных слоев общества.

Здесь бывали В.А. Жуковский, М.Ю. Виельгорский, А.С. Даргомыжский, В.А. Сологуб, М.И. Глинка, П.А. Вяземский, Н.В. Гоголь и многие другие деятели искусств. После 1832 г., окончательно поселившись в Петербурге, своими людьми стали Наталья Николаевна и Александр Сергеевич Пушкины. Этот дом был одним из центров российской культуры.

В вестибюле детского сада сохранилось большое зеркало от пола до потолка с рамой из лепной штукатурки. Оно сохранилось благодаря стараниям Лидии Филипповны Мячковой, заведовавшей детским садом с 1957 до конца 1986 года.

В 1914 году, в период войны хозяева особняка принимают решение организовать очаг на 15-20 детей в своем доме. Так появился I детский сад, или очаг, как тогда говорили, он обслуживал матерей, работающих на оружейном заводе, мужья которых были на фронте.

После революции 1917 года очаг был переведен в здание побольше, особняк на улицу Воинова д.10.

Но уже в военном октябре 1941 в здании был организован Детский сад №43: сюда собирали детей, оставшихся в Ленинграде. Детский сад работал круглосуточно всю войну, спасал детей от голода и бомбежки (в подвале особняка находилось бомбоубежище).

Сегодня входная группа здания детского сада отреставрирована с мастерством и любовью. Восстановлены исторические элементы. Интерьеры, перила, светильники. Дополняет эту красоту вид из окон на Петропавловскую крепость.

«Главное слово в нашем детском саду – любовь», - сказала заведующий ДОУ Ирина Борисовна.

Впереди еще большая работа по реставрации и сохранению этого удивительного здания.

АВТОР: Пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга
ИСТОЧНИК: АСН-инфо
ИСТОЧНИК ФОТО: https://www.gov.spb.ru/



03.02.2022 13:50

Одна из главных достопримечательностей Мясницкой улицы — великолепное здание Московского Императорского почтамта. Несколько лет назад три исторических здания архитектурного ансамбля получили статус объекта культурного наследия регионального значения, а в главном корпусе началась реставрация.


Специалисты не только вернут ему былое величие, но и приспособят под современное использование весь почтовый квартал на Мясницкой улице (дом 26) — более 20 строений. Однако сейчас усилия реставраторов сосредоточены на уникальном световом куполе — фонаре, который состоит из трех видов стекла и является композиционным центром работ.

Почтамт с вековой историей

Новое здание Московского Императорского почтамта заложили в 1910 году на Мясницкой улице. На этой же улице, но только в здании бывшей усадьбы (дом 40) с XIX века располагался старый московский почтамт. В Демидовом дворе, как его называли в те времена, жили служащие почтамта, находились хозпостройки и конюшни, а также работало несколько почтовых отделений.

Уже в 1912-м состоялось торжественное открытие нового здания Императорского почтамта. Центром ансамбля стал удивительный операционный зал с ажурными галереями в три этажа, колоннами и эффектным световым фонарем.

Когда-то в этом зале сотни сотрудников принимали и отдавали письма и посылки со всей страны, а пространство операционного зала было одним из самых больших в Европе. Уже через год после открытия — в 1913-м — здесь обрабатывали 12 процентов корреспонденции России.

Сегодня, 110 лет спустя, былое великолепие помещения представить сложно: колонны и лепнина обшиты деревом, а все пространство зала занимают желтые строительные леса.

Под этой «реставрационной броней» и происходит заботливое восстановление Московского почтамта.

«Силовые конструкции разгрузили колонны, на которых держится одна из ключевых достопримечательностей — знаменитый световой фонарь. Благодаря этому мы смогли начать обследование и реставрацию колонн. Мы закончили первый этап противоаварийных работ на куполе и начинаем второй этап, который рассчитываем завершить в течение этого года», - пояснила руководитель отдела корпоративных коммуникаций макрорегиона «Москва» «Почты России» Надежда Кознева.
 
Установка строительных лесов стала отдельным вызовом для специалистов: чтобы конструкция держалась стабильно, в грунт на глубину восьми метров вбили 212 свай. Более того, все делалось вручную, так как работать строительной технике в историческом зале запрещено.

Как рассказал заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы Леонид Кондрашев, специалисты провели инженерное обследование здания и установили, что оно находится в удовлетворительном состоянии. Это дало возможность оперативно установить леса и приступить к реставрации стеклянного купола.

Солнечный фонарь

Если операционный зал можно назвать сердцем Императорского почтамта, то его вершиной в прямом и переносном смысле стал уникальный световой купол, или фонарь. Он состоит из трех ярусов разного стекла, которое по технологии производства напоминает богемское. По своему составу этот материал приближен к хрусталю.

Конструкцию купола спроектировал известный инженер Владимир Шухов. Впрочем, у некоторых историков возникают в этом сомнения, и именно научная реставрация поможет поставить точку в этом вопросе.

«Практически все исследователи считают, что купол — это конструкция Шухова. Но историки не нашли в архивах фирмы, где Шухов был главным конструктором, заказа на почтамт. Мы за документально подтвержденную правду и планируем разобраться в этом вопросе. Часто бывает, что такая практическая реставрация имеет важное значение и для истории», - объяснил Леонид Кондрашев.
 
Пока историки выясняют, кто действительно был автором конструкции, реставраторы активно работают над ее восстановлением. Нижние стекла уже извлекли, все они пронумерованы, бережно хранятся и исследуются. Некоторые фрагменты двух других ярусов тоже сняли. Если сравнить стекла нижнего и верхнего ярусов, легко заметить различия. Первое — армированное, такое стекло может треснуть, но никогда не начнет осыпаться мелкими осколками. Это важно, потому что нижний ярус располагался над головами работников и посетителей почтамта. Стекло верхнего яруса выглядит иначе, его главная задача — рассеивать свет.
 
«Благодаря материалу в пределах купола солнечные лучи несколько раз рассекаются и внутрь помещения попадает уже мягкий, не бьющий в глаза свет. Реставрировать и воссоздавать стекло непросто, это очень индивидуальные, штучные вещи. В составе проекта реставрации разработаем отдельный технологический раздел, будем ездить по стекольным заводам и искать, где можно сделать такое стекло», - рассказала архитектор-реставратор Ольга Чужикова.

Она добавила, что лучше всего сохранился нижний ярус стеклянного фонаря — около 95 процентов конструкции.

Ольга Чужикова также рассказала, как проходит процесс реставрации лепного декора операционного зала: «Когда мы стали готовить стены и колонны к обшивке деревянными коробами, чтобы не повредить лепнину, стало очевидно: часть фрагментов плохо держится. Мы их аккуратно сняли. Лепнину, которая держалась хорошо, мы расчищали, укрепляли и, просушив, зашивали. А снятые элементы решили не ставить на место, а использовать для создания моделей для дальнейшего воссоздания. Всегда лучше это делать по оригинальным образцам».

Параллельно с противоаварийными работами на куполе специалисты проводят проектно-изыскательские работы по кровле и фасаду. К их реставрации планируется приступить в 2023 году.

«Все, что возможно сохранить, мы сохраним в максимальном объеме. Например, стекло светового купола за долгую историю частично было утрачено и в советское время его меняли на обычное. Мы же планируем восстановить не только размеры, но и фактуру этого стекла», — подчеркнула Надежда Кознева.

Почтовый квартал

Ансамбль Московского почтамта на Мясницкой (дом 26) состоит из 22 зданий и сооружений, расположенных на участке площадью 2,7 гектара. Три здания признаны объектами культурного наследия регионального значения и находятся под охраной. Вслед за главным корпусом преобразится весь почтовый квартал — в ближайшие полгода будет готова концепция его реконструкции и современного приспособления.

«Если говорить о будущем почтового квартала, то главная функция, конечно же, сохранится. Здесь будет функционировать флагманское почтовое отделение России. И уже сегодня можно с уверенностью сказать, что квартал станет привлекательным местом для горожан», — добавила Надежда Кознева.

Все работы в почтовом квартале специалисты планируют завершить в течение пяти лет.

АВТОР: Официальный сайт Мэра Москвы
ИСТОЧНИК: АСН-инфо
ИСТОЧНИК ФОТО: https://www.mos.ru/