На Набережной Европы архитекторам предоставляется высокая степень свободы творчества


19.11.2008 01:57

Концепция развития территории «Набережная Европы» на месте корпусов ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» на северном берегу Малой Невы была представлена Градостроительному совету петербургским ЗАО «Архитектурная мастерская Земцов, Кондиайн и партнеры». Планировочная концепция включала элементы объемно-пространственного решения: для жилой зоны многофункционального комплекса предлагалась конфигурация в виде ломаной линии с трапециевидным расхождением торцов зданий, обращенных к набережной, что обеспечивало оптимальные видовые характеристики. Несмотря на критические замечания по поводу «змеевидности» очертаний при обзоре с высоты, проект Земцова и Кондиайна заслужил одобрение архитекторов, в том числе учитывая консервативное решение эскиза фасадов. Более того, именно цельность проекта послужила аргументом для того, чтобы не разбивать его при выставлении на последующий архитектурный конкурс на отдельные лоты.

Тем не менее, как объявил сегодня на пресс-конференции председатель КГА Александр Викторов, предложенная мастерской конфигурация не включена в условия международного конкурса, официально названного не архитектурным, а архитектурно-градостроительным. «Мы не отвергаем работу Земцова», - пояснил он. «Но мы говорим: все возможно». По словам А.Викторова, предназначением рассмотренной в июле концепций была лишь проработка функций (жилой, деловой и др.) и распределение их объемов в рамках проекта. Что касается архитектурных решений, то для них открыта «высокая степень свободы».

Как рассказал корреспонденту АСН-инфо Михаил Кондиайн, его компания «принципиально отказалась» от участия в международном конкурсе. В то же время архитектурная мастерская поддерживает контакты с оргкомитетом, а после выявления победителя может стать его консультантом.

Отбор претендентов для участия в конкурсе, по словам М.Кондиайна, был сложной процедурой. Вначале было составлено несколько списков потенциальных участников (один из них представил Союз архитекторов), затем из них был отобран сокращенный список, по которому рассылались приглашения с подробной информацией о проекте и изложением условий. При этом заинтересованные иностранные бюро должны были представить образцы реализованных архитектурных проектов. Ряд приглашенных архитекторов не принял приглашения: так, по словам М.Кондиайна, Жан Нувель заявил, что вообще не участвует в конкурсах.

Таким образом, на предварительной стадии был фактически произведен предквалификационный отбор. Этого по существу не отрицает заместитель гендиректора ЗАО «ВТБ-Девелопмент» Надежда Винник, подчеркивающая, что отбирались именно те компании, которые имеют обширный опыт строительства в исторически сложившейся архитектурной среде.

Следует отметить, что из трех отобранных иностранных архитектурных бюро опыт участия в конкурсах в Санкт-Петербурге имеется лишь у Studio Mario Botta. Как подтвердил корреспонденту АСН-инфо ее представитель Давиде Макулло, швейцарское бюро лауреата Прицкеровской премии Марио Ботты действительно специализируется в области городской архитектуры, уделяя особое внимание пространственным решениям.

Опыт Ботты, впрочем, был неудачным. Так, его студия участвовала в конкурсе на проект второй сцены Мариинского театра. Тогдашние критики не выделяли его постмодернистский проект из других «провокативных решений», «гарантирующих негативный резонанс», а все тогда рассмотренные проекты как «ультрасовременные, хотя, строго говоря, несколько устаревшие». Студия М.Ботты (1943 г.р.) проиграла также конкурс на конгресс-центр в Стрельне, где предлоэжила архитектурное решение в виде расколотого айсберга.

Испанская архитектурная мастерская другого лауцреата Прицкеровской премии Хосе Рафаэля Монео (1937 г.р.), по словам ее представителя Хейдена Солтера, отличается опытом строительства в архитектурной среде, сложившейся за много веков до ансамблей Санкт-Петербурга. В частности, компания выполняла проекты в Мадриде и Барселоне, а также в скандинавских странах. По мнению Солтера, особым отличием Санкт-Петербурга от других европейских городов является наличие в нем широкой реки.

Студия Дэвида Чипперфилда строила здания в Венеции, Вене, Берлине. «Мы везде строили современные здания, но с учетом архитектурной среды. Конечно, это сопровождалось дискуссиями», - признает представитель компании Ханс Краузе. Одним из наиболее интересных и сложных проектов, реализуемых в настоящее время, является реконструкция частично разрушенного во время II Мировой войны берлинского NeuesTheaterна «острове музеев». По словам архитектора, реконструкция сохраняет изначальные пропорции здания – например, высоту окон.

О стилистике архитектуры приглашенных в Санкт-Петербург зарубежных мэтров создает впечатление их реализованные проекты, считающиеся наиболее яркими работами. См. на фото: Церковь Св. Иоанна Крестителя в Маджиа (М.Ботта), здание мэрии Мурсии, на фоне исторической застройки (Х.Р.Монео), художественный музей Фигги в Давенпорте, Айова, США (Д.Чипперфилд).


Подписывайтесь на нас:


19.11.2008 01:27

Как отметила на сегодняшней пресс-конференции в ИА Интерфакс начальник отдела по подготовке к 300-летию Царского Села администрации Пушкинского района Ольга Ромащенко, меценаты, участвующие в подготовке Пушкина к 300-летию, которое город будет отмечать в 2010 г., продолжают историческую традицию адресной безвозмездной помощи, которая существует в Царском Селе с ХIХ в.

Тогда на деньги царской семьи, почетных граждан города были построены и содержались дом призрения увечных воинов, Царскосельская община Красного Креста, лазарет Марии и Анастасии, Кирасирская церковь, институт детской ортопедии имени Турнера.

Сегодня традицию продолжают как иностранные, так и отечественные жертвователи. Среди первых – немецкий Rurgas, на чьи средства была восстановлена Янтарная комната Екатерининского Дворца. Среди отечественных спонсоров – ОАО «РЖД», перечислившее в 2007 г. 11 млн. рублей на восстановление Агатовых комнат дворца. На средства ВТБ реставрируется Камеронова галерея, на деньги Сбербанка – садовые павильоны дворца.

Не остается в стороне и Александровский дворец – сегодня на реставрацию его кровли выделено 1,3 млн. долларов спонсорских средств. Итальянская реставрационная компания сейчас занимается золочением фасадов дворца.

По словам О.Ромащенко, в мае 2008 г. состоялась передача части дворца от Минобороны городу. Теперь воинская часть занимает лишь одно его крыло. Она пояснила, что город неоднократно обращался в министерство с просьбой отдать под музейную функцию весь дворец, но для этого необходимо перевести воинскую часть в другое место. Адрес для переезда уже определен – ул. Красной Звезды, д. 31, однако министр обороны РФ до сих пор не подписал график переезда, хотя даже смета уже полностью рассчитана. «Здесь от нас ничего не зависит, к сожалению», - констатировала О.Ромащенко.

Некоторые компании на условиях безвозмездной помощи занимаются благоустройством города. Так, ООО «САН» благоустроило территорию Детскосельского пр., компания «АСЭРП» - ул. Хазова, где устроило спортивную и детскую площадку. Кроме того, благотворительная помощь идет в социальные и медицинские учреждения района. На деньги спонсоров из 8 европейских стран была создана детская деревня SOS-Пушкин (одна из 4-х в России), где дети-сироты проходят реабилитацию в условиях, приближенных к семейным. Постоянную помощь также получают детский интернат №4 для детей с отклонениями в развитии и детский интернат №5. Общая сумма помощи для них уже составила 25 млн. рублей.

В заключение О.Ромащенко напомнила, что 23 июля 2008 г. президент России подписал указ о выделении средств для подготовки к празднованию 300-летия Царского Села. По ее данным, секвестирование бюджета Петербурга никак не коснулось средств, выделяемых на подготовку города к празднику. «Кризис никак на нашу работу не повлиял», - отметила она.


Подписывайтесь на нас: