Рынок страхования строительных рисков в кризис поддержит реализация инфраструктурных проектов
В 2007 г. объем рынка страхования строительных рисков вырос на 33% и составил по России около 12 млрд. рублей. Как рассказали сегодня на пресс-конференции в ИА Интерфакс эксперты страхового общества «Гефест», в 2008 г. общий рост рынка страхования строительных рисков может составить 30% и в абсолютном значении достичь 15 млрд. рублей. В 2008 г. развитие происходило в основном за счет роста операций по страхованию строительно-монтажных работ на объектах инфраструктурного строительства, финансируемых из бюджетов разных уровней. Страхование таких объектов составляет около половины объемов рынка, и будет доминировать в ближайшее время, считает заместитель гендиректора САО «Гефест» Александр Шахов.
По данным компании, около 90% крупных проектов с бюджетным участием охвачены страховой защитой. Кроме того, российским правительством утверждена Стратегия развития транспортной системы России до 2030 г., в соответствии с которой планируется инвестирование в модернизацию инфраструктуры страны до 113 трлн. рублей, а крупнейшие проекты Стратегии обязательно должны быть застрахованы.
Это позволяет компании надеяться, что 2009 г. не станет для нее провальным из-за финансового кризиса, охватившего строительный рынок. Как подчеркнул директор филиала САО «Гефест» в Петербурге Анатолий Копка, хотя городом уже озвучены планы сокращения некоторых инвестиционных программ по строительству объектов инфраструктуры, компании все же удастся сохранить хотя бы минимальный (5-7%) прирост объемов страховых премий (до сих пор ежегодный рост составлял 30% и более).
По его словам, ожидается, что в целом снижение объемов финансирования инвестиционных проектов государственно-частного партнерства и проектов комплексного развития составит 15-20%. Тем не менее, компания не намерена серьезно диверсифицировать свой портфель контрактов, в котором 70% составляет страхование строительных рисков. По словам А.Шахова, иные виды страхования тоже будут развиваться, но приоритет строительства сохранится – в 2009 г. в портфеле «Гефеста» будет 60-70% таких договоров.
Эксперт также сообщил, что сейчас активное развитие получает новое направление – страхование неисполнения ответственности по госконтракту. В соответствии с принятым в 2007 г. законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», подрядная организация, претендующая на участие в конкурсе на строительство, должна гарантировать выполнение условий подрядного договора. Гарантия может быть банковская, стоит она от 1,5 до 3% от стоимости подрядных работ, а может быть и страховая – стоимость страхового полиса не превышает 1% от этой суммы. В большинстве случаев, по словам А.Шахова, строители выбирают страхование.
В соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования тарифов, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга устанавливает тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями потребителям, тарифы на услуги водоснабжения и канализации, тарифы на природный и сжиженный газ, реализуемые населению, тарифы на утилизацию и захоронение твердых бытовых отходов, в рамках предельных минимальных и максимальные уровней тарифов, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам РФ, сообщает пресс-служба аппарата вице-губернатора Михаила Осеевского.
Определяющими факторами, оказывающими влияние на изменение указанных тарифов оказывают цены и тарифы, устанавливаемые на федеральном уровне. Так, решение о пересмотре оптовых цен на газ на 2009 г. принято ФСТ в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2009-2011 гг.
В соответствии с указанным решением предусмотрено проведение 2-х индексаций оптовых цен на газ: с 1 января и с 1 июля 2009 г. исходя из следующих темпов роста: для промышленности 13%; для населения 16,35%. В результате темпы роста цен декабрь 2009 г. к декабрю 2008 г. составят: для промышленности 27,7%; для населения 35,4%.
Помимо учитываемого при формировании тарифов на 2009 г. уровня инфляции, прогнозируемое увеличение основных составляющих тарифов, устанавливаемых ФСТ России в среднем составит: оптовая цена на сжиженный газ – 27,78%; электрическая энергия, приобретаемая с оптового рынка энергии и мощности (ОРЭМ) в регулируемой части – 18,3%.
Учитывая, что доля природного газа в структуре себестоимости тепловой энергии составляет 40-60%, а в цене электрической энергии для потребителей Санкт-Петербурга основной составляющей является покупная электрическая энергия с ОРЭМ, несмотря на снижение издержек ресурсоснабжающими организациями, данный факт приводит к значительному росту тарифов на электрическую и тепловую энергию.
С учетом изложенного, в рамках принятых ФСТ России решений по предельным минимальным и максимальным уровням тарифов и изменениям федеральных факторов, планируемые изменения тарифов, регулируемых Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга составят:
– средний рост тарифов на электрическую энергию для населения – 25%, для бюджетных и промышленных потребителей – 22%;
– рост среднеотпускных тарифов на тепловую энергию, реализуемую ОАО «ТГК-1» (филиал «Невский», Санкт-Петербург) – 21,3%, ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» – 23%, ЗАО «Лентеплоснаб» – 26,2%, ООО «Петербургтеплоэнерго» – 8,93%;
– рост тарифов на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемых гражданам – 24%;
– рост тарифов на услуги водоснабжения и канализации в среднем – 13,6%, в том числе для исполнителей коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, предоставляемых гражданам – 24,5%;
– рост тарифов на природный газ, реализуемый населению в среднем за год – 25%;
– рост тарифов на сжиженный газ, реализуемый населению – 28,0%;
– рост тарифов на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов – 15%.
С учетом указанных составляющих прирост оплаты коммунальных услуг в расчете на одного человека, проживающего в семье из 3 человек в отдельной квартире, составит 160,63 руб.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в августе 2008 г., изменение с января 2009 г. указанного размера платы не планируется.
При этом суммарное изменение размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги в 2009 г. по Санкт-Петербургу не превысит 21%, в том числе за жилое помещение – 15% и за коммунальные услуги – 25%, соответственно.
Расчет тарифов произведен Комитетом по тарифам в едином комплексе регулирования деятельности энергоснабжающих организаций города с бюджетным планированием Санкт-Петербурга в части расходов, связанных с оплатой продукции и услуг естественных монополий. Указанные тарифы обеспечивают объем финансовых средств, необходимых для надежной и безаварийной работы энергоснабжающих организаций, а также бесперебойного обеспечения энергоресурсами потребителей в 2009 г.
В целях социальной защиты граждан, имеющих право на льготы и граждан, относящихся к категории малообеспеченных, в бюджете Санкт-Петербурга предусмотрен полный объем финансовых средств на предоставление соответствующих субсидий.