С.Круглик: Государство может направить в 2008 г. 50 млрд. рублей на помощь жилищному строительству
Государство поддержит в 2008 г. жилищное строительство в России с помощью покупок готовых квартир для уволенных и увольняемых военнослужащих, приобретения жилья в строящихся домах высокой степени готовности для переселения граждан из аварийного жилого фонда и оздоровления банковской системы России путем выкупа Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) ипотечных закладных, рассказал РИА Новости заместитель министра регионального развития РФ Сергей Круглик.
По его словам, всего в этом году на меры по стимулированию строительства жилья в России может быть направлено более 50 млрд. рублей. «Целью всех мер, предлагаемых нами для стимулирования жилищного строительства в России, является поддержка не кого-то конкретно, а всего рынка в целом и прежде всего – первичного рынка жилья», – подчеркнул он. Такой подход государства вызван тем, что «в настоящее время в нашей стране площадь недостроенного жилья составляет 80 млн. кв. м, причем 80% этого жилья профинансировано за счет населения», отметил С.Круглик. Он уточнил, что средства в рамках стимулирования строительства жилья в стране «скорее всего, начнут поступать в регионы в начале декабря, после того, как будут внесены все необходимые изменения в соответствующие нормативные акты».
В частности, уточнил он, до конца года на покупку готового жилья для уволенных и увольняемых военнослужащих может быть направлено 32,6 млрд. рублей, из них 21 млрд. по линии Минобороны, а 11,6 млрд. – по линии Минрегиона. Первая сумма – это средства, которые военное ведомство и ранее планировало потратить на строительство и покупку жилья для военнослужащих в России. А вторая – средства, которые планировалось потратить на приобретение жилья с помощью государственных жилищных сертификатов для шести категорий льготников преимущественно на вторичном рынке. Теперь они пойдут на покупку жилья для военнослужащих, уволенных с военной службы, то есть готовых квартир в новых домах.
"Поскольку 32,6 млрд. рублей, которые должны будут быть направлены на эти цели, являются непереходящими на следующий год, они должны быть потрачены только в 2008 г. Поэтому мы планируем внести изменения в 94-ФЗ и приобретать квартиры не на аукционах, а путем запроса котировок», – отметил С.Круглик. Схема будет действовать следующим образом: в каждом регионе формируется реестр жилых помещений, соответствующих требованиям, определяется количество военнослужащих, которые нуждаются в предоставлении, затем объявляется о покупке жилья путем запроса котировок. Компании, которые желают продать квартиры под жилье военнослужащим, подают заявки, вскрывающиеся через пять дней, после чего котировочная комиссия определяет победителя конкурса. «Жилье в этом случае будет приобретаться по ценам наилучшего предложения, но не выше установленной приказом средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам РФ на IV квартал 2008 г.», – подчеркнул он.
С.Круглик отметил, что всего за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на приобретение жилья в строящихся домах высокой степени готовности будет направлено 50 млрд. рублей. Жилье также будет приобретаться путем запроса котировок, но уже на региональном уровне. «В соответствие с заявками регионов, Фонд ЖКХ определит состав и количество квартир в том или ином субъекте РФ для переселения из аварийного фонда, рассмотрит заявки регионов на выделение средств и перечислит им суммы. Затем уже регион должен будет провести запрос котировок и заключить госконтракт», – сообщил он.
Замминистра отметил, что до 30% средств Фонда ЖКХ, выделяемых на покупку жилья в рамках стимулирования жилстроительства, то есть порядка 15 млрд. рублей, может быть направлено на покупку квартир авансом и, таким образом, попасть к застройщикам уже в этом году. «Однако приобретать квартиры мы будем только в домах, которые возводятся в соответствии с 214-ФЗ, чтобы поддержать тех, кто работает по этому закону. Оплата Фондом субъекту РФ незавершенных квартир будет осуществляться в течение 7 дней после завершения отбора застройщиков. Субъект в течение 3 дней должен будет оплатить аванс застройщику», – подчеркнул он.
Еще 20 млрд. рублей свободных средств Фонда, которые будут сформированы в течение ноября, госкорпорация разместит на счетах кредитных организаций с условием кредитования строительства многоквартирных жилых домов с целью их завершения. «Аналогичный механизм может быть применен для средств ГК «Олимпстрой» в объеме 25 млрд. рублей, начиная с 20 ноября 2008 г.», – добавил С.Круглик.
Еще 60 млрд. рублей должно направить на рефинансирование ипотечных кредитов банков путем выкупа закладных АИЖК. «Однако, по нашим оценкам, в этом году банки смогут получить не более 5-6 млрд. рублей – поскольку специалисты АИЖК при обработке данных о закладных, которые предложат кредитные организации для выкупа, смогут «пропустить» через себя только ограниченный объем информации», – отметил он.
Он также пояснил, что если в этом году закладные будут выкупаться с целью оздоровления банковской системы, то есть без жестких условий, то уже в 2009 г. «планируется выкупать закладные только у тех банков, которые будут направлять полученные от АИЖК средства на дальнейшее развитие ипотеки».
Сегодня городское Законодательное собрание приняло во втором чтении закон «О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг.». Как уже сообщало АСН-инфо, правки в законопроект, внесенные губернатором Валентиной Матвиенко и утвержденные Бюджетно-финансовым комитетом ЗакСа, предусматривают сокращение доходной и расходной статей бюджета на 25,8 млрд. рублей в связи с ожидаемым сокращением доходов бюджета на 9% в результате финансового кризиса. Фактически бюджет сокращен на 29,8 млрд., но в доходную часть включены поступления из Фонда содействия реформированию ЖКХ, направляемые, в сочетании с софинансированием из городского бюджета, на расселение аварийного жилого фонда.
Как сообщил вице-губернатор Михаил Осеевский, сокращение трат бюджета предусмотрено в первую очередь из расходных статей Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (2,976 млрд., в том числе по дорожной отрасли 2,584 млрд. рублей), Комитета по строительству (2,629 млрд., в том числе по жилищному строительству 1 млрд. и по коммунальному строительству – 883,4 млн. рублей), Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (2,575 млрд. рублей) и Комитета по транспорту (2,214 млрд. рублей). Произведены также сокращения средств, выделенных бюджетам районов города на выполнение адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Сокращения расходов городского бюджета на крупные строительные проекты затронули не только «Охта-центр», но и проект оборудования взлетно-посадочной полосы аэропорта «Пулково», сооружения второго пускового комплекса Фрунзенского радиуса метро (в 2009 г. расходы сокращены на 1 млрд. без переноса на 2010 и 2011 гг.) и строительства продолжения Софийской ул. «Мы хотели дотянуть Софийскую до Колпино, но придется сократить проект наполовину», - пояснил глава БФК Владимир Барканов.
Следует отметить, что строительство отрезка Софийской ул. до Колпинского шоссе исключительно важно для развития промышленных проектов в зоне Ижорских заводов, где заявлен ряд новых проектов, и терминально-логистического комплекса «Логопарк Колпино».
В расходных статьях Комитета по транспорту сокращены ассигнования на закупку приобретения трамвайных и троллейбусных вагонов (по 200 млн. рублей), а также автобусов для социальных перевозок (565 млн. рублей). Из бюджетов 2009 и 2010 гг. полностью исключены ранее запланированные ассигнования на строительство Центра управления дорожным движением на Хрустальной ул. 22.
Как подчеркнул В.Барканов, при планировании сокращения расходов бюджета, предпринимались все усилия для сохранения и даже увеличения расходов на программы социального значения. Расходы на обеспечение жильем отдельных категория граждан по программам «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов» увеличены на 1 млрд. рублей. Незначительно увеличены также расходы на программу «Молодежи – доступное жилье». В то же время несколько сокращен объем средств на строительство новых школ, медицинских и социальных учреждений сокращен. В частности, изъяты средства на строительство школы в кв. 4 Урицка и поликлиник в Коломягах, кв. 11 Юго-Запада и кв. 53 СПЧ.
Значительное увеличение расходов предусмотрено лишь на нужды спорта – на 5,41 млрд. рублей – впрочем, за счет единственного инвестиционного проекта. Финансирование футбольного стадиона на Крестовском острове на 2009 г. увеличено на 6,79 млрд. рублей. В то же время из бюджетных расходов 2009-2010 гг. исключены затраты на проектирование и строительство легкоатлетического комлекса на пр. Ю.Гагарина (как сообщало АСН-Инфо, проект уже дважды отклонен Градостроительным советом) и плавательного бассейна на правом берегу Невы. Расходы на другие физкультурно-оздоровительные учреждения сокращены с 700 до 300 млн. рублей.
Поправка Виктора Евтухова, предусматривавшая частичную компенсацию сокращений для районов города за счет изъятия 100 млн. рублей из расходов на субсидии организациям по перемещению и хранению задержанных транспортных средств, была отклонена. Такая же судьба постигла поправку фракции «Справедливая Россия», предлагавшей перераспределить 100 млн. рублей из расходов на содержание технических средств организации дорожного движения, на закладку питомнического хозяйства. Депутат Борис Киселев разъяснял, что питомник необходим для развития зеленых насаждений, однако этот аргумент не был поддержан большинством.
В то же время была принята поправка БФК, предполагающая за счет сокращения расходов на деятельность ЗакСа и ряда других ассигнований увеличить на 362 млн. рублей ассигнования на капитальный ремонт лифтов; приобретение, установку и обслуживание узлов учета потребления тепловой энергии; приобретение и замену газовых плит и водонагревательных колонок. Поправка также предусматривает возмещение затрат на содержание и ремонт дорог в размере 128 млн. рублей, ассигнование дополнительно 157 млн. рублей на содержание медицинских учреждений, 50 млн. рублей – на содержание госучреждений, музеев и выставочных залов, 130 млн. рублей – на содержание учреждений начального профессионального образования и на ремонт и реализацию мероприятий Дворца творчества юных; 370 млн. руб. – на содержание домов-интернатов. Также поддержана поправка В.Барканова, предложившего направить 13 млн. из 15,3 млн. рублей, предназначенных на развитие системы речных перевозок на финансирование системы мониторинга управления судами.