Хуже, чем было, уже не будет. О чем еще говорили на FORCITIES XI
В Москве завершился Всероссийский форум-практикум FORCITIES XI для девелоперов, где эксперты отрасли делились актуальными кейсами и обсуждали современные тенденции на рынке недвижимости, а также определяли ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание.
Форум включал тематические сессии, проходившие параллельно в разных залах: «Девелопмент МКД», «Нежилой девелопмент», а также семинары по ИИ и digital-маркетингу в продажах и по созданию идеального мастер-плана.
Во время первой сессии первого дня — «Стратегия девелоперской компании на конец 2025 года» — спикеры поделились амбициозными планами, своими ожиданиями и обсудили, в каком направлении двигаться девелоперам сегодня.
Роман Капинос, первый заместитель генерального директора ФСК «Регион», отметил в своем выступлении, что сегодня девелоперский бизнес сталкивается с непростыми условиями: банки ужесточают требования и замораживают проекты, а финансирование направляется преимущественно в города-миллионники. По его словам, именно эти города и их аудитория стали целевым направлением компании. Особое внимание он уделил целевой аудитории — она становится все старше, однако именно эта возрастная группа остается самой платежеспособной в отличие от более молодых поколений. Согласно мировой статистике, к 2030 году наибольший спрос будут формировать клиенты в возрасте старше 40 лет.
Похожей точки зрения придерживается и Константин Макаров, генеральный директор компании «Талан». В начале своего выступления он задал вопрос: насколько хорошо сейчас компаниям удается продавать и какие объекты пользуются спросом? Спикер подчеркнул, что в регионах наблюдается снижение покупательской активности на 20-30%, а многие финансовые модели на рынке отличаются низкой эффективностью.
Генеральный директор ГК «Добро» Иван Богатов отметил, что льготные условия в ближайшее время отменяются, семейная ипотека становится менее доступной, а контроль за доходами и налогами ужесточается. По его словам, главным элементом стратегии компании остается сегмент лоукост-продуктов, который стабильно востребован и будет пользоваться спросом. Он также подчеркнул необходимость поиска возможностей оптимизации этого направления.
В свою очередь, генеральный директор ГК «Живи» Станислав Сагирян выразил более позитивный взгляд на перспективы отрасли, отметив важность внимательного анализа рыночных деталей, несмотря на сложившуюся ситуацию. Он напомнил, что основное снижение активности наблюдалось во второй половине 2024 года с закрытием ипотечных программ, что привело к уменьшению объема продаж. При этом, по его оценке, данная тенденция не затронула сегмент элитной и премиальной недвижимости, сделки по которым осуществляются без использования ипотечных программ, и данный сектор опережает по продажам недвижимость комфорт- и бизнес-класса в Москве.
Что нужно для успешных продаж? По мнению экспертов, девелоперам важно пересматривать планировки — например, делать коридоры и балконы компактнее, больше внимания уделять благоустройству территории и дизайну общественных пространств, а также предлагать квартиры с отделкой «под ключ», что помогает покупателям сократить расходы времени и нервов. Как подчеркнул Станислав Сагирян, «повторение — мать учения»: главным остаётся количество спален и бюджет покупки.
Динара Губайдуллина, руководитель направления продуктовых исследований ГК «Острова» в своем выступлении также акцентировала внимание на планировочных решениях. По ее словам, продукт в девелопменте — это сложный набор характеристик и качеств проекта, в центре которого находятся планировки, но как понять, что они – удачные? - задается вопросом эксперт.
«Применение пользовательских методик (интервью, анализ перепланировок) дает ценные инсайты и не требует больших затрат. Важно учитывать ЦА проекта и подбирать планировки под них. Хорошая планировка строится не на квадратных метрах, а на жизненных сценариях и реальных. Мелочи имеют значение и даже небольшие детали планировки (ширина коридора, расположение дверей и т.п.) существенно влияют на удовлетворенность жителей», - подчеркнула Динара Губайдуллина.
21 ноября 2025 года Всемирный клуб петербуржцев подвел итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». На торжественной церемонии в Эрмитажном театре были объявлены и награждены победители 2025 года. Мероприятие приурочили к 355-летию первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини.
Церемонию открыл президент Всемирного клуба петербуржцев, генеральный директор Государственного Эрмитажа, почетный председатель Международного совета премии Михаил Пиотровский. «Премия “Золотой Трезини” стала и престижной, и важной, и традиционной для Петербурга, – отметил он. – Мы сегодня представляем то, что называется петербургской культурой – в архитектуре, в создании премии, в общении между людьми».
Руководитель Представительства МИД России в Санкт-Петербурге, сопредседатель Международного совета «Золотого Трезини» Максим Полетаев в приветственном слове сообщил, что специалисты министерства в рамках поддержки премии в этом году приступили к отправке зарубежным лауреатам дипломатической почтой. Первая статуэтка уже доставлена в Бразилию.
Председатель оргкомитета премии Павел Черняков напомнил, что в 2025 году исполняется 355 лет со дня рождения Доменико Трезини, и объявил о важном нововведении: с этого года официальным изготовителем главных наград премии стал основанный в 1744 году Императорский фарфоровый завод – легендарное предприятие, являющееся почти современником Трезини и Петра Великого. Первого, внеконкурсного «Золотого Трезини» из нового тиража в знак признательности за вклад в развитие премии вручили председателю Совета директоров ИФЗ Галине Цветковой.
Премия «Золотой Трезини» отмечает не только архитекторов, дизайнеров и реставраторов зданий и интерьеров, но и авторов проектов в сфере театрального искусства, выставочного дизайна, объемных искусств, архитектурной подсветки и архитектурной керамики.
В число победителей «Золотого Трезини» вошли знаковые проекты, реализованные в Санкт- Петербурге. Среди них – выставка «Упакованные грезы. Мода ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева», опера «Аида» в Мариинском театре, реставрационный проект «Екатерина II. Личное пространство» в ГМЗ «Царское Село» и реконструкция здания бывшего кинотеатра «Прибой» для Центра современного искусства имени Сергея Курехина.
В партнерской номинации, учрежденной оргкомитетом премии совместно с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт- Петербурга (КГИОП), награду получил реализованный проект приспособления здания Англиканской церкви Иисуса Христа под концертный зал. Лауреатом специальной номинации, учрежденной КГИОП, Комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА) и Санкт- Петербургским союзом архитекторов, стал жилой комплекс «Московский, 65», спроектированный архитектурным бюро «Студия 44».
Приз зрительских симпатий по итогам голосования посетителей сайта премии завоевала воссозданная экспозиция второго этажа Мемориального музея-лицея А. С. Пушкина.
За реставрацию фасада дома Бутурлиной КГИОП и Дирекция заказчика были удостоены медали Genius Petropolis («Дух Петербурга») имени первого председателя Всемирного клуба петербуржцев В. Т. Орловой. Специальный приз Законодательного Собрания Санкт-Петербурга получила выставка «Великая страна – Великая Победа. 1941—1945» в ЦВЗ «Манеж».
Премия Лазаря Хидекеля – награда имени пионера супрематической архитектуры и соратника Казимира Малевича – досталась филиалу Третьяковской галереи в Калининграде.
Лучшим проектом жилого или многофункционального комплекса признан ЖК AVANT в Санкт-Петербурге (компания AAG, проект Liphart Architects), а лучшим реализованным жилым комплексом – Sydney Prime в Москве (ГК ФСК, авторы проекта – Ким Ен Гир и Artel). Победу в номинации, посвященной архитектурно-художественному освещению, одержала подсветка Музейно-храмового комплекса «Новый Херсонес», расположенного возле археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» (компания «Мартини Рус»).
Сразу в двух студенческих номинациях победили начинающие архитекторы из числа воспитанников СПбГАСУ: Данг Ван Хунг и Нина Масликова с проектом «Ритм Времени» стали лучшими в категории общественных пространств, а Алексей Волков победил с проектом реставрации Нарвской льно-джутовой мануфактуры. Оба проекта разработаны для Ленинградской области, при этом «Ритм Времени» представляет собой редкий пример успешно реализованного студенческого проекта. Главный приз в номинации «Лучший студенческий проект здания или сооружения» был присужден студенту МАРХИ Артему Крошкину за проект драматического театра «Ковчег» в Москве.
География победителей традиционно широка и включает проекты из Москвы и разных городов России и мира. Так, лучшим архитектурным проектом музея жюри признало музей «Коллекция» в Москве (архитектурное бюро СПИЧ). Лучшим реализованным проектом общественного здания названо новое здание Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала в Казани (бюро Wowhaus). Лучшим российским реализованным проектом реставрации здания религиозного назначения стала комплексная реставрация Церкви Преображения Господня Кижского погоста в Республике Карелия.
Среди зарубежных лауреатов отмечены проекты Orillas (студия Go Gerlero Arquitectura, Аргентина) и Brisa (FCSTUDIO, Бразилия), признанные лучшим проектом частного дома и лучшим реализованным проектом интерьера жилья соответственно. Награда за лучший реализованный проект интерьера общественного пространства отправится индийскому бюро Sanjay Puri Architects за дизайн музея «Аатма Мантхан», а лучшим дизайн-проектом библиотеки признана работа Мигеля Анхеля Пас Суареса – библиотека на озере в Японии.
Полный список победителей опубликован на официальном сайте премии: https://www.goldtrezzini.ru/2025winners/.
Музыкальную атмосферу вечера создал Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под художественным руководством Сергея Стадлера (дирижер Алексей Ньяга). После церемонии награждения состоялся торжественный прием для победителей в Бальном зале отеля «Коринтия».