Закон принят – надо исполнять


15.10.2018 12:38

Изменения и дополнения, внесенные в ФЗ № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении», коренным образом меняют подходы к созданию систем горячего водоснабжения.


Подключение вновь вводимых объектов капитального строительства к системам ГВС с 1 января 2013 года уже ведется только по закрытой схеме. А с 1 января 2022 года открытые системы теплоснабжения должны исчезнуть как вид. Так, по крайней мере, прописано в законе.
По предварительным оценкам, затраты на перевод только многоквартирных домов, подключенных к источникам теплоснабжения Санкт-Петербурга, на закрытую схему составят порядка 76 млрд рублей, при этом большую часть этой суммы необходимо затратить на мероприятия, осуществляемые на имуществе потребителей. Эта цифра при реализации может увеличиться в полтора-два раза, поэтому на совместном заседании научно-технических советов Жилищного комитета Санкт-Петербурга и Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (КЭИО) Санкт-Петербурга, состоявшемся 1 октября 2018 года, собралось около 50 специалистов, чтобы решить: как этот переход сделать наиболее безболезненным и безопасным.
«Требования закона город выполнить должен, поэтому сегодня мы постараемся выработать предложения по переводу системы теплоснабжения Северной столицы на закрытую схему, – обозначил цель мероприятия председатель КЭИО Санкт-Петербурга Андрей Бондарчук. – Напомню, что Министерством энергетики уже утверждена «Актуализированная схема теплоснабжения Санкт-Петербурга». Она рассчитана на период до 2033 года и предназначена для использования исполнительными органами государственной власти города, районными администрациями, теплоснабжающими организациями и другими городскими структурными подразделениями при осуществлении регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения».
Саму схему и результаты ее актуализации представил на мероприятии заведующий лабораторией АО «Газпром промгаз» Анатолий Тютюнников. Он же привел статистику по состоянию теплоснабжающего комплекса города на данный момент: «Централизованное горячее водоснабжение в Санкт-Петербурге осуществляют 14 ТЭЦ и 359 котельных. Централизованно горячая вода приготавливается на 12 ТЭЦ и 52 котельных. Именно из этих источников ведется снабжение 90% потребителей в городе».
Анатолий Тютюнников отметил, что для перевода на закрытую схему нужно будет установить в более чем 17 тыс. зданий автоматизированные тепловые пункты и обеспечить их холодным водоснабжением и электроэнергией, с повышенной категорией надежности. Наряду с заменой всех стальных труб во внутридомовой системе горячего водоснабжения, решением проблем зданий «на сцепке», реконструкцией систем водоподготовки источников и определением возможности обеспечения гидравлического режима работы квартальных сетей с учетом вывода ЦТП из эксплуатации. Фронт работ колоссальный и требует сжатых сроков исполнения.
Отметим, что проблема перевода актуальна не только для Санкт-Петербурга, но и для Ленинградской области, и для ряда других субъектов Российской Федерации. Положительного опыта на сегодняшний день немного, хотя попытки перевести системы теплоснабжения на закрытую схему практиковались с момента принятия поправки в закон. И это при условии, что в 2010 году экономическая ситуация в стране была более благополучной.
Кроме этого, практический опыт выявил ряд нерешенных законом проблем, о которых в ходе совещания рассказал член секции по законодательному регулированию теплоснабжения Экспертного совета при Комитете Государственной Думы РФ по энергетике, член Общественного совета Ростехнадзора Василий Поливанов. «В законе прописан срок, но не прописаны реальные источники финансирования реализации перехода, – констатировал Василий Поливанов. – Для того, чтобы их прописать, нужен конкретный пример – технологический и финансовый, опробованный в реальных условиях, а его до сих пор нет. Отсутствуют и типовые модели привлечения финансирования с привлекательными для инвесторов сроками окупаемости. Ну и, наконец, в условиях существующего жилищного фонда отсутствуют видимые преимущества закрытой схемы перед открытой. Для потребителей – это только лишняя затратная статья».
Еще одну проблему реального жилого сектора озвучил в своем выступлении заместитель председателя Жилищного комитета Санкт-Петербурга Алексей Бородуля: «В соответствии с Жилищным кодексом, капитальный ремонт в жилых домах проводится в соответствии с положительным решением Общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. При отсутствии согласия НО «Фонд – регио­нальный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» не может выполнять мероприятия по переводу дома на закрытую схему».
О конкретном таком примере рассказал главный инженер ГУП «ТЭК СПб» Сергей Бабушкин. Речь о реализации пилотного проекта предприятия по переходу на закрытую схему ГВС кварталов 19А и 19Б в Кронштадте. «Ситуация получилась весьма интересная, – рассказал Сергей Бабушкин. – Вложили деньги, поменяли все сети, Жилищный комитет готов был выбрать подрядную организацию, которая брала на себя обязательства все установить и сделать, вроде как началось проектирование. В последний момент все вспомнили, что необходимо переход на закрытую схему согласовать с собственниками общедомового имущества. Тогда собрали советы домов, потом общее собрание собственников жилья. В результате абсолютно все дали отрицательное заключение, сообщив, что их устраивает качество ГВС».
Участникам заседания также были представлены предложения по переводу городских систем ГВС на закрытую схему от ГУП «ТЭК СПб», АО «Теплосеть Санкт-Петербурга», ПАО «Ленэнерго», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и ПАО «ТГК-1».
Как было отмечено в завершение дискуссии, все идеи будут еще раз предметно рассмотрены в профильных комитетах и включены в План мероприятий по переводу систем ГВС Санкт-Петербурга на закрытую схему.


РУБРИКА: События
АВТОР: Лидия Туманцева