Риски строительства в области


11.05.2008 23:00

В Ленинградской области спрос на строительные работы остается стабильно высоким. Объем инвестиций в основной капитал за последние два года – $10 млрд.

По словам вице-губернатора Ленинградской области, председателя Комитета экономического развития Григория Дваса, в этом году ожидается, что эта цифра составит около 160-170 млрд рублей. Как показывает опыт, из них половина придется на строительно-монтажные работы, а другая – на приобретение оборудования.
Сегодня стоимость проектов, которые уже реализуются в области, превышает 1 трлн рублей. По прогнозам правительства, строительные компании еще долго будут обеспечены работой, тем более учитывая тот факт, что еще не все отрасли экономики в настоящее время оценены в полной мере. Это в первую очередь относится к сфере туризма и созданию соответствующей инфраструктуры.
«У нас сохраняется благоприятный налоговый климат, хотя строительные компании пользуются им не в полной мере, – говорит Григорий Двас. – Тем не менее он может быть успешно использован не только инвесторами, но, компаниями, осуществляющим строительно-монтажные работы».
Глава Комитета экономического развития отмечает также наличие хорошей сырьевой базы, особенно в части инертных материалов, возможности использования пиломатериалов для строительства.
«ГорЯЧий» рынок
В то же время Григорий Двас обратил внимание на коммерческие риски, имеющиеся в строительной индустрии. В их числе он называет «перегрев» строительного рынка. Очевидно, что недвижимость, особенно в ближайших пригородах, в настоящее время переоценена. В значительной степени это определяется неадекватной политикой ряда строительных компаний. Они должны отчетливо осознавать, что строительство жилья в области – это работа не на рынке жилища, а на фондовом рынке, и решения должны приниматься, исходя из правил и методик фондового рынка.
Другой риск связан с исчерпанностью трудового потенциала. Наблюдается очевидный дефицит строительных кадров. Профильными комитетами предпринимаются определенные шаги, но они пока не дают желаемого результата. В настоящее время в строительной отрасли региона работает около 150 тыс. мигрантов, из которых до 80 процентов – нелегальные. Это проблема не только Ленинградской области, что, впрочем, служит слабым утешением. Необходимо совершенствование миграционного законодательства. С другой стороны, в области надо строить общежития в первую очередь для размещения тех приезжих, которые по прошествии некоторого времени возвращаются в места постоянного проживания. Григорий Двас оценивает потребность в общежитиях на 100 тыс. человек. Без решения этой проблемы трудно говорить о какой-либо целенаправленной политике по привлечению кадров из других регионов, их обучению, подготовке и хотя бы временному закреплению на территории области.
Темпы роста заработной платы в строительной отрасли выше, чем в других отраслях, и существенно опережают темпы роста производительности труда. В области из-за кадрового голода это проявляется даже больше, чем в Петербурге. Это вскоре может привести к тому, что строящееся жилье окажется неконкурентоспособным.
В ФинлЯндии – дешевле
Уже сейчас наметилась тревожная для Ленинградской области тенденция. Жители Петербурга, как и москвичи, приобретают десятки гектаров земли и строят коттеджи в соседней Финляндии. Средняя стоимость строительства с учетом стоимости участка в Финляндии оказывается примерно в 2,5 раза ниже, чем в Ленинградской области.
Еще одна группа рисков связана с нехваткой инженерной инфраструктуры. В первую очередь ощущается дефицит энергетических мощностей, систем водоснабжения и водоотведения. Недостаточна пропускная способность автомобильных и железных дорог, особенно в западной части Ленинградской области. В связи со строительством портов нагрузка на дороги многократно возрастет, и доставка грузов, в том числе и строительных, усложнится.
Перенос узловой железнодорожной станции из Волховстроя в Мгу лишь частично решит назревающую проблему. На 5–7-летнюю перспективу прогнозируется дефицит пропускной способности железных дорог в Ленинградской области около 80-90 млн тонн в год. Немногим лучше положение с автомобильными дорогами.
Отсутствие планов
Есть проблемы и с территориальным планированием. Ни по одному из 18 районов нет утвержденной документации. По 14 районам документация находится в стадии подготовки, а по четырем даже не принято решение о проведении такой работы. Еще хуже ситуация с генеральными планами поселений. Из 60 городских поселений лишь по пяти документация утверждена, но с нарушениями градостроительного кодекса, и требует доработки. Еще 20 генеральных планов разрабатываются или находятся в стадии утверждения, и еще 35 – разработка их даже не начиналась. Из 142 сельских поселений первого уровня документация разрабатывается в 35. Из 2899 населенных пунктов в стадии разработки и утверждения генеральных планов – 235. В остальных эта работа даже не начиналась. Это создает дополнительные риски, у потенциальных инвесторов нет никакой уверенности в том, что интересующие их участки окажутся в зоне соответствующего целевого назначения.
Согласно с указанию губернатора Ленинградской области все документы территориального планирования будут согласовываться и утверждаться только тогда, когда предусмотрено комплексное развитие.
По мнению Григория Дваса, в ситуации роста спроса в строительной сфере с одновременным ростом предложения важнейшим является поиск состояния равновесия, которого сейчас не наблюдается.

Автор: Александр БЕЛИКОВ


РУБРИКА: События и перспективы