Строитель — профессия вечная
О роли строительства в экономике и о своей профессии накануне Дня строителя рассказывает генеральный директор СК «ЛенРусСтрой» Леонид Кваснюк.
— Леонид Яковлевич, интересно, что думают о строительстве сами строители?
— Эта профессия из века в век была важной, необходимой обществу, но строители всегда оставались за кадром, потому что слава доставалась монархам и архитекторам. Что чаще всего говорят об архитектуре нашего прекрасного города? Это было построено при Петре I, a это при Екатерине II, это построил Монферран, а это Росси, Кваренги, Стасов и т. д. Никто не знает имен сотен и тысяч строителей, а ведь вся эта красота создана их руками. Иногда становится обидно, но такова участь строителей, это нужно понимать и принимать, когда связываешь свою судьбу со строительством.
— Зачем идут в строительство?
— Это нужная и благородная профессия, хотя в ней работают засучив рукава. Мы строим эту жизнь, мы создаем радость и любовь. Что значит для человека собственный дом или квартира? Мечта, смысл жизни, основа его благополучия. В собственном доме человек живет, формируется, создает семью, растит детей. Может быть, для финансистов квартира — это пассив, но с точки зрения человеческой жизни — это точно актив. Это основа основ.
Когда в отделе продаж я вижу человека, который покупает квартиру, то радуюсь тому, что жизнь продолжается, несмотря ни на что. Что бы мы ни делали, мы мечтаем о квартире, о доме, о счастливой семье, о детях. И государство нам в этом помогает: ипотека — действенная мера поддержки и строителей и граждан. Она делает мечту о квартире более доступной. А мы, строители, эту мечту воплощаем, не рассчитывая на благодарность, потому что нас уже ждет следующая стройка.
— У вас никогда не было мысли заняться чем-нибудь другим?
— Я 50 лет в строительстве и не могу без стройки. Не могу даже представить, чтобы я работал в другой отрасли. И вдумайтесь только: строительство никогда не останавливается. Даже в военные годы строители нужны, процесс вечен, остановить его невозможно. Строитель — вечная профессия. Конечно, мы оцифровываемся, автоматизируемся, но без человека стройка невозможна и, Бог даст, будет невозможна без нас еще многие века.
Завод можно остановить, перевезти, а стройку передвинуть невозможно: мы строим, достраиваем и только потом идем дальше. Этим мы тоже отличаемся от других профессий.
А еще мы — связующее звено для многих отраслей экономики. Строители дают работу таким специалистам, как производители оборудования и строительных материалов, архитекторы, дизайнеры, инноваторы из разных отраслей, даже чиновникам и банкирам.
— Строитель это трудная профессия?
— Конечно! Ведь это сумасшедшая ответственность и тяжелый труд! Но работа на стройке затягивает, не отпускает. Я, например, не езжу отдыхать, потому что только работа придает много новых сил и энергии. Если даже тебя потом никто не вспомнит, ты-то знаешь, что построил этот дом, и гордишься этим. Мы — созидатели.
— Была ли у вас когда-нибудь мысль все бросить и заняться совершенно другими вещами?
— Да, но не бросить, а параллельно делать еще что-то. Именно поэтому мы начали заниматься сельским хозяйством. Уверен, что и тут у нас все получится, потому что мы ко всему научились относиться с ответственностью и любовью. Пусть это предприятие никогда не будет по-настоящему прибыльным, но зато оно дает нам ощущение, что мы еще что-то важное делаем для людей, и делаем правильно.
— Что бы вы посоветовали тем, кто только приходит в эту отрасль, вашим сотрудникам, например?
— Если ты хочешь сработаться с коллективом, относись к другим так, как относишься сам к себе. Тогда ты будешь понимать всех. Строительство — это не для индивидуалистов. Если сравнивать со спортом, это командная игра. От тебя зависят другие, а ты от них. Все просто.
Ты один в поле не воин, поэтому что команда — это команда, а ты ее часть. Чем больше и лучше мы работаем, тем больше заработаем и тем больше будет поводов собой гордится.
А еще — и это очень важно понимать! — ты берешь на себя огромную ответственность за безопасность, а иногда и за жизнь твоих коллег, клиентов, за будущее нашей страны.
Надо строить качественно, профессионально и строить только то, что будет нужным, что будет востребовано в будущем. Мы постоянно развиваемся, учимся. У нас все сотрудники имеют право на обучение, мы помогаем им финансово в этом вопросе.
— Что бы вы пожелали в этот день своим партнерам, коллегам, работникам?
— Здоровья, любви, понимания!
Правильных решений и на работе, и в жизни!
Много сил, мужества и терпения! Когда мы вместе, когда нас окружают достойные люди, у нас все получится!
Короткое лето на Северо-Западе — сезон ремонтов, в том числе дорожных. Ленинградская область ежегодно не просто выполняет план по ремонту дорог, но все чаще ведет работы опережающими темпами, сдавая объекты досрочно. О дорожном строительстве и ремонтных работах «Строительному Еженедельнику» рассказал вице-губернатор Ленинградской области Евгений Барановский.
— Идет полным ходом ремонт дорог в регионе. Сколько объектов в работе?
— Сегодня ремонтные работы развернуты на 20 региональных объектах и 130 муниципальных улицах и шоссе благодаря программе «дорожной помощи» из регионального бюджета. За последние десять лет с помощью механизма «дорожной помощи» от региона в муниципалитетах было обновлено почти 2 тыс. километров местных дорог. Распределение средств носит конкурсный характер: местные администрации сами определяют объекты ремонта, после чего предоставляют весь необходимый пакет документов в Дорожный комитет. Объем субсидий в этом году составляет около 800 млн рублей для поселений 12 муниципальных районов.
— Есть уверенность, что план по ремонту дорог будет выполнен?
— Ленинградская область каждый год выполняет план ремонтов! Более того, хорошей традицией стало переносить ряд работ со следующего года и выполнять их досрочно. Например, участок Стрельнинского шоссе по Ломоносовскому району был сильно изношен, но работу планировалось начать лишь в следующем году. «Ленавтодор» нашел общий язык с подрядной организацией, и уже сейчас на объекте работает техника: скоро жители поедут по хорошей дороге.
— Есть сложные районы или участки, где по каким-либо причинам затруднен ремонт?
— Ленинградская область уникальна, как и любой другой регион, в том числе из-за специфики своего жилого ландшафта. Ближний пояс к Санкт-Петербургу — Всеволожский, Ломоносовский, Гатчинский, Тосненский районы — так называемые зоны агломерации — характеризуются интенсивной застройкой. Поэтому основная дилемма здесь — время суток для выполнения ремонтных работ. Днем собираются пробки, вечером люди хотят отдохнуть, а не засыпать под работу техники. Все это накладывается на короткое лето Северо-Запада, и мы вынуждены искать баланс. Но большой опыт нашего региона помогает выполнять работы с опережением сроков.
Про технологии
— Минтранс подготовил поправки к закону об автодорогах, где предлагается на государственных автотрассах применять «новые, наилучшие и инновационные технологии, материалы и изделия», например, новые виды асфальтобетонной смеси или дорожного освещения. Ленобласть применяет инновационные технологии?
— Да, безусловно. Одна из новинок — усиленный асфальтобетон, который создается по методу объемного проектирования. Такая смесь индивидуально подбирается под каждую дорогу в зависимости от климата и нагрузок. Щебень особой формы и вяжущий компонент в составе такой смеси лучше противостоят образованию колеи.
В основе другой технологии — холодная регенерация грунтов, когда на дороге делается, по сути, бетонная плита, на которую укладывается асфальт. Таким образом усиливается основание трассы, и она готова выдерживать большие нагрузки.
Про деньги
— Каков объем финансирования дорожного строительства в текущем году?
— В дорожном фонде Ленобласти в этом году на строительство и реконструкцию предусмотрено порядка 9 млрд рублей.
— Регион претендовал на инфраструктурный кредит. Для каких проектов понадобился именно инфраструктурный кредит?
— Да, кредит был одобрен областью еще в прошлом году, и он составляет порядка 11 млрд рублей. Это три большие стройки в границах агломерации: развязка с Мурманским шоссе в Кудрово, областная часть обхода Мурино в створе Пискаревского проспекта и продолжение реконструкции Колтушского шоссе.
Везде работа кипит. Например, сегодня идет реконструкция Колтушского шоссе. Проект настолько масштабный, что потребовалось подойти с комбинированным подходом: по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» и инфраструктурные бюджетные кредиты. На отрезке с кредитным финансированием — от Суоранды в сторону деревни Старая — практически готова временная дорога: сюда в августе будет переключено движение транспорта, что откроет дорожникам фронт работ для расширения этого участка и последующего строительства развязки с трассой в сторону Кудрово. Благодаря этому, когда завершится расширение, которое запланировано на 2027 год, здесь будет убран сложный перекресток.
А на участке рядом с Янино-1 строители продолжают установку новых опор электроосвещения, монтаж ливневой канализации, тротуаров и остановок. В процессе реконструкции впервые в Янино сделаны локальные очистные сооружения, куда будет стекать грязная вода с проезжей части.
Текущий дорожный ремонт — 2023 на территории Ленинградской области
- Рощино — Сосновая Поляна км0+000 — км 4+134, финансирование 99 557,6 тыс. руб.
- Санкт-Петербург — Матокса км 16+534 — км 30+000, финансирование 265 336,9 тыс. руб.
- Ропша — Марьино км 4+895 — км 6+693, км 8+215 — км 10+900, финансирование 121 171,9 тыс. руб.
- Зуево — Новая Ладога км 42+400 — км 65+5200, финансирование 326 866,4 тыс. руб.
- Молодежное — Верхнее Черкасово км 4+732 — км 10+042, финансирование 123 413,0 тыс. руб.
- Станция Магнитная — поселок имени Морозова км 5+840 — км 24+568, финансирование 350 671,6 тыс. руб.
- Бараны — Вознесенье км 0+000 — км 14+778, финансирование 272 980,8 тыс. руб.
- Подъезд к ст. Дивенская км 0+000 — км 6+800, финансирование 147 829,6 тыс. руб.
- Пятчино — Пейпия км 0+000 — км 7+271, финансирование 88 681,5 тыс. руб.
- Луга — Медведь км 0+000 — км 6+500, км 7+500 — км 11+000, финансирование 155 290,0 тыс. руб.
Капитальный ремонт дорог в Ленинградской области, сезон 2023
- Капитальный ремонт а/д Колтуши — Бор-Коркино на км 4+000 — км 6+000 (2,105 км)
- Капитальный ремонт а/д Подъезд к ст. Ламбери км 0+000 — км 2+000 (1,709 км)
- Капитальный ремонт а/д Копорье — Ручьи на участке км 0+000 — км 11+500 (11,703 км)
Про разные проекты
— Можно ли выделить наиболее важные для региона проекты дорожного строительства?
— Если мы говорим именно о перспективных федеральных проектах, то это, безусловно, 5-й и 6-й этапы Широтной скоростной магистрали и КАД-2.
Если о перспективных региональных, то, помимо названных выше, это расширение дороги в сторону Новосаратовки, реконструкция участка Дороги жизни на Румболовской горе и реконструкция подъезда к Колпино. Мы плотно занимаемся этими дорогами, в том числе подразумевая и то, что они могут стать драйвером для развития социальной и жилищной инфраструктуры в области и городе.
В начале лета на ПМЭФ-2023 подписали документ по реализации проекта строительства 5-го и 6-го участков ШМСД, который будет финансироваться частично из бюджета России и частично за счет средств финансовых институтов. Причем наши партнеры выступают не только как кредиторы, но и как организаторы проекта. К 2029 году первые участки ШМСД, которые идут от Витебской развязки по Санкт-Петербургу на восток Ленобласти, будут продолжены дорогой, которая ведет с одной стороны на Всеволожск, а с другой стороны на Мурманское шоссе.
Сегодня мы ждем частной концессионной инициативы, чтобы начать проектирование и получить федеральное софинансирование, и только потом, через год-полтора, начнется строительство.
— Какие проекты в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» реализуются сейчас и когда они будут завершены?
— Стоит отметить, что дорожный нацпроект в Ленобласти реализуется с 2019 года, и за это время было отремонтировано порядка 700 километров региональных трасс, построен путепровод во Всеволожске и развязка в Мурино. Сейчас в рамках «Безопасных качественных дорог» идет больше десяти дорожных ремонтов, обновляется десять мостов, строится областная часть обхода Мурино в створе Пискаревского проспекта, реконструируется Колтушское шоссе и мост через Мойку, конечно, возводятся два новых моста через Свирь в Подпорожье и Волхов в Киришах. Кстати, мост через Свирь запускаем в этом году — на три года раньше контрактных сроков.
— Как продвигаются совместные с Петербургом проекты? Возникают ли споры между регионами?
— Я бы не назвал это спорами. Между двумя регионами идет конструктивная совместная работа. Часть вопросов проходит легко, для части требуется найти общие решения. Один из последних результатов наших переговоров — действующая сегодня программа ремонтов подъездных дорог к городским садоводствам, которую Ленинградская область реализует совместно с Санкт-Петербургом. На двух региональных дорогах — подъезде к Захожью в Тосненском районе и от Чащи в сторону Кремено в Гатчинском — ремонт уже завершается. Здесь уложен новый асфальт, дорожники укрепляют обочины. На участке трассы Ящера — Кузнецово в Лужском районе заканчивается очистка полосы отвода. Сегодня местные власти выбирают подрядные организации для ремонта подъезда к Пупышево и еще для трех «дачных» муниципальных дорог во Всеволожском, Гатчинском и Кировском районах.
— Хватает ли рабочих рук для дорожного строительства, учитывая сезонность работ?
— В Ленинградской области хватает рабочей силы. Дорожная отрасль Ленобласти и Санкт-Петербурга — это сплоченная команда профессиональных компаний, у которых штаты укомплектованы. При этом мы всегда приветствуем, когда в эту сложную, но благодарную отрасль приходят молодые специалисты.
Пользуясь случаем, хотел бы поздравить жителей Ленинградской области с прошедшим уже днем ее основания, а наших строителей, благодаря которым регион каждый день растет, — с профессиональным праздником.
В Петербурге продолжается короткий теплый период. Это время, когда в городе ремонтируются дома и идет подготовка к новому отопительному сезону. Времени на проведение ремонтных работ, которые ведет Жилищный комитет Петербурга, мало, а успеть надо много. Тем более что фронт работу в текущем году заметно вырос, как и объем финансирования. Как проходит горячий для комитета сезон, «Строительному Еженедельнику» рассказал председатель Жилищного комитета Олег Зотов:
— Конечно, многое зависит от погоды — Петербург находится на широте Южной Аляски, не самого теплого региона. Лето короткое, времени на проведение работ очень мало. Мы решили подготовиться к теплому периоду 2023 года заранее, начинать закупочные кампании заблаговременно. Все работы законтрактованы в прошлом году, чтобы с наступлением теплого периода сразу приступить к ремонту.
— Как вы оцениваете темпы ремонта — с учетом увеличения его объема?
— У нас запланировано свыше 2,5 тыс. видов работ, в том числе 2,4 тыс. — замена лифтов с истекшим сроком эксплуатации. Огромные планы по ремонту кровель — необходимо капитально отремонтировать 389 кровель.
В отличие от предыдущих периодов темпы хорошие — 22% работ уже физически выполнены и приняты. Еще 32% — в завершающей стадии, и мы уверены, что все объекты будут отремонтированы до начала отопительного сезона. Перед Фондом капремонта поставлена даже не задача — сверхзадача; выполнить ремонтные работы не до 15 октября, как обычно, а до начала сезона дождей.
В этом году объем финансирования капитального ремонта беспрецедентный. Если в 2021 году на ремонт выделялось 11 млрд рублей, в 2022-м — 15 млрд рублей, то в этом году мы должны освоить 28 млрд; 6 млрд из них — субсидии из бюджета города, которые мы получим благодаря поддержке губернатора Петербурга Александра Беглова.
Также на ремонт будет направлено свыше 5 млрд рублей — наши ежемесячные платежи.
В основном акцент делаем на готовности жилья к холодам. Но также в числе задач — ремонт кровли и повышение энергоэффективности домов. В большинстве домов пока не утеплены лестничные клетки. Сейчас выполняются ремонты лестничных клеток, в основном ремонтируются оконные и дверные проемы, чтобы обеспечить тепло в домах.
— Почему в этом году выделено больше денег на ремонтные работы — только ли удорожание материалов на это повлияло?
— Да, ремонты стали дороже. Цены на работы и материалы выросли. Но это не линейная зависимость. В городе в капремонте нуждается много домов. Это разные виды ремонтных работ. Благодаря увеличению финансирования мы уже заменили 1460 лифтов — с истекшим или истекающим сроком эксплуатации; отремонтируем больше кровель — 400 против 200 в прошлом году.
— Удастся ли в 2023 году на 100% исполнить программу капремонта, особенно учитывая выросший объем финансирования?
— Никто в России никогда на 100% не выполняет программу. Но я могу несколько цифр привести. В 2021 году программа капремонта исполнена на 80,9%, в 2022 году — почти на 85%. В текущем году мы примерно в три раза опережаем по темпам и объемам показатели предыдущих лет.
Мы стремимся, но о 100% говорить не приходится. Очень много непредвиденных обстоятельств возникает. Например, недопуск со стороны жильцов, которые говорят «нас все устраивает, ничего не надо делать». В ходе проектирования появляются факторы, которые не позволяют сразу начать работы — скажем, обнаружили существенные повреждения несущих конструкций. Приходится такой дом вносить в план с иными видами работ. Некоторое количество таких историй неизбежно возникает каждый год.
Но мы стремимся по максимуму делать то, что возможно. У нас ужесточена система контроля за подрядными организациями. И бесконечное продление сроков работ мы стараемся исключить. Если подрядчик взялся, но не справляется — принимаем меры вплоть до расторжения контракта и включения этой организации в реестр недобросовестных подрядчиков и поставщиков. В прошлом году 17 организаций попали в реестр недобросовестных подрядчиков.
Наука и жизнь
— При комитете работает Научно-технический совет в сфере жилищно-коммунального хозяйства Санкт‑Петербурга. Есть положительные заключения совета — внедряется ли на практике что-то из рассмотренных предложений?
— Мы получаем большое количество предложений от производителей разного оборудования. Техническая возможность предложений оценивается комиссией, в которую входят эксперты, представители научного сообщества, инженеры. А вот экономическую целесообразность мы определяем в ходе внедрения той или иной технологии.
Например, есть предложение от завода «Радар» — индивидуальные тепловые пункты с автоматическим погодным регулированием. Это предложение одобрено. Завод разработал новые системы, которые будут внедрены на новых домах. Системы полностью производятся на основе отечественных материалов.
— Удовлетворяют ли вас темпы подготовки к очередному отопительному сезону?
— Мы готовим к отопительному сезону внутридомовые сети. По плану это 258 сетей в домах, 85 из них — уже в завершающей стадии. Всего запланировано более 1 тыс. видов работ на системах теплоснабжения.
— По программе «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт‑Петербурга» что предпочтительнее и вернее с точки зрения именно Жилищного комитета — покупка квартир у застройщиков или строительство за счет бюджета?
— Мы никак не участвуем в закупках квартир. Наша задача — распределить полученные квартиры.
В этом году выделен очень большой объем финансирования — 21 млрд рублей, включающий покупку квартир и предоставление социальных выплат очередникам на строительство и приобретение нового жилья.
Не все аварийное, иногда только кажется
— При комитете действует Городская межведомственная комиссия по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Всегда ли дома, рассматриваемые на комиссии, признаются аварийными?
— Комиссия действует с 2011 года. Это процесс постоянный: заявления поступают — комиссия рассматривает. Сейчас мы получаем уже небольшое количество заявлений, каждое рассматривается внимательно, привлекаются заинтересованные организации.
Более чем в половине случаев заявители получают заключение об отсутствии аварийности, потому что нередко путают аварийность с необходимостью провести текущий ремонт.
В ходе рассмотрения заявки оценивается способность основных строительных конструкций продолжать функционировать и обеспечивать безопасность.
— Насколько часто дома признаются подлежащими сносу? Какого года постройки?
— Всегда акцент делается на возможность восстановить дома, а не снести. За 2021 год аварийными или подлежащими сносу признаны 11 домов.
В основном это двух-трехквартирные дома постройки первой половины XX века, деревянные, барачного типа, которые экономически и технически нецелесообразно ремонтировать.
— Есть ли проблемы с расселением аварийных домов?
— В Петербурге процесс расселения организован достаточно хорошо. Этот процесс очень жестко контролирует федеральный центр.
Мы полностью расселили все многоквартирные дома, признанные аварийными до 2017 года. Сейчас не расселены десять домов из следующей программы — которые признаны аварийными в период 2017–2022 годов. Осталось расселить 14 семей.
По-прежнему есть так называемый «эффект последнего жильца», когда расселение затягивается. Принимаем решения индивидуально по каждому жителю. Наша задача — чтобы петербуржцы жили в комфортных городских условиях. Для этого используются все возможности законодательства.