Вадим Александров: «Мы едины с городом, мы кровь за него пролили»


21.01.2019 12:23

21 января 1941 года в Ленинграде появилась организация, главной задачей которой было строительство метро в Ленинграде. Именно тогда родился Метрострой, благодаря которому сегодня в нашем городе действует один из красивейших и технически оснащенных метрополитенов мира.
Накануне мы встретились с почетным гражданином Санкт-Петербурга, человеком, который руководил Метростроем более 25 лет, – Вадимом Александровым.


– Вадим Николаевич, Метрострой отмечает свой очередной день рождения. За плечами 78-летняя история побед. Что сделано? Какие основные вехи Вы могли бы отметить?

– Победа была одна, в мае 1945 года. А Метрострой просто честно и добросовестно всегда выполнял свою работу. И не победой, но заслугой Метростроя является то, что он не сорвал ни одно обязательство, которое брал на себя. А вех было много, события разные происходили. Случались размывы. Петербург ведь где стоит – на болоте и на размывах. И проходка размыва – это большое искусство, которым никто, кроме петербургских метрострои­телей, не владеет, да и не сталкивался никогда. А мы неоднократно эти размывы пересекали. Только на моей практике их было три. Правильнее назвать это не победой, а достижением инженерной и технической мысли всего коллектива.

– Вы работаете в Метрострое более 55 лет. Как изменилась за это время организация в техническом плане? Каковы самые значимые достижения?

– Когда я, еще будучи студентом ЛИИЖТ, пришел на Метрострой на практику и работал в бригаде Поворова и Сухова, я увидел, насколько тяжелый труд у метростроевцев. Я удивлялся: как можно так самоотверженно работать? Из инструментов только отбойный молоток, лопата и транспортер. Не было даже погрузочных машин в те времена. И вот тогда я себе сказал: если я буду заниматься этим делом, то самое главное – это облегчить тяжелый физический труд. Я без пафоса говорю, так и было. Сейчас ведь не заставишь никого так работать, так пахать.

То, что было внедрено за это время – это фантастика. Мы лидеры у нас в России, я считаю, и не отстаем от зарубежных передовых организаций по внедрению технического прогресса. Механизация проходки перегонных тоннелей – первые механизированные щиты – изначально появилась именно в Ленинграде на Кировском заводе. Их так и называли – ленинградские щиты. Затем их значительно усовершенствовали на Ясиноватском заводе. И поставили мировой рекорд скоростной проходки, прошли 1250 м за 30 дней. Эти щиты до сих вносят свой вклад в строительство нашего метро. Сегодня следующий шаг – щиты Скуратовского опытно-экспериментального завода.

Обжатая на породу обделка где начала внедряться? В Ленинграде, на Метрострое, я лично участвовал в этом. До этого сколько «посажено» было станций, сколько домов повредилось на поверхности… А с обжатой на породу обделкой все это ушло в прошлое, осадки дневной поверхности были минимизированы, и появилась возможность безопасно идти под центром города. Если бы не эта технология, мы бы никогда не построили линию в 22 м от Адмиралтейства. Никто бы не рискнул. Раньше под Невой проходили только в кессоне, в сумасшедших условиях. Я работал в кессонах, знаю, что это такое. С обделкой, обжатой в породу, количество кессонов значительно сократилось, применяли только в крайних случаях.

Односводчатые станции первые появились в Петербурге. Я вместе с Горышиным Владимиром Всеволодовичем, директором Ленметростроя тогда, поехал во Францию. Посмотрели мы, как французы строят станцию «Этуаль». Но она-то открытым способом сооружалась, а у нас 70 м глубиной «Площадь Мужества» была. Спустя какое-то время приезжали к нам опять французы, цокали языком, когда видели, что мы сделали с их обделкой. Они не могли себе представить, что такое можно сделать на такой глубине. Да и многие специалисты, приезжающие к нам, поражаются тому, что мы делаем. Особенно двухъярусной односводчатой станции «Спортивная». Такой точно во всем мире нет.

Двухпутные тоннели – тоже мы первые на постсоветском пространстве реализовали. Потом уже москвичи подхватили. Наклонный ход с помощью ТПМК (тоннелепроходческого механизированного комплекса) успешно соорудили – тоже мы. Разработали эту машину совместно с немецким заводом Herrenknecht и успешно прошли уже три наклона. В том числе на «Адмиралтейской», где проходка велась без расселения примыкающих к площадке зданий. Разве можно было себе представить раньше такое? Нет, пришлось бы не только расселять, но и сносить. Но наша машина и наша технология позволили избежать этого.

Сейчас внедряем механизированную проходку вертикальных стволов. Технология не нова, но оборудование у нас отечественное, тот же Скуратовский завод поставляет. Первый ствол уже соорудили. Есть наработки по еще одной машине – для проходки подземных пешеходных переходов, которая позволит строить их и под железнодорожными путями, и под автодорогами, и делать это без прекращения движения транспорта.

Конечно, все эти новинки создавались при участии не только Метростроя, но и проектного института, ЛИИЖТ. Но основная инициатива шла именно от строи­телей и поддержана была всеми. Институт «Ленметрогипротранс» всегда откликался мгновенно. Ледяев Александр Петрович, руководитель кафедры «Мосты и тоннели» ЛИИЖТ, делал техническое сопровождение многих проектов. Там же по его инициативе была создана лаборатория. Именно в ней односводчатую станцию мы сначала смоделировали, провели испытание на нагрузки, и только убедившись, что расчеты верные, приступили непосредственно к строительству.

– Метрострой создан еще до войны, в январе 1941-го. Чем занималась организация в военное время?

– В день объявления войны, 22 июня 1941 года, весь десятитысячный коллектив метростроевцев был мобилизован и направлен на сооружение оборонительных сооружений вокруг Ленинграда. Строи­тельство метро, конечно, прекратилось, шахты, которые уже успели построить, затопили. Метрострой, тогда носивший название Строительство № 5 НКПС, очень много сделал для защиты нашего города. Всю войну прошли вместе с городом. Строи­ли ДОТы, ДЗОТы, копали окопы. Особая страница – это осуществление танковой переправы на Невский пятачок в районе Дубровки. Под постоянными обстрелами, в голоде и холоде все это осуществлялось. Но продолжали выполнять задания военного фронта. Строили Дорогу жизни, порты в Осиновце и Кобоне, через которые осуществлялись эвакуация ленинградцев и поставка грузов в блокадный город. Потом были десятки километров железных дорог, в том числе трагичная Дорога Победы. Трагичная – потому что прекрасно просматривалась противником и постоянно обстреливалась. Страшно подумать, сколько людей там погибло. Свайно-ледовые эстакады, низководные мосты через Неву на пути с Большой земли в Ленинград. Построили 12 угольных шахт в Комарово, благодаря чему город снабжался углем во время блокады. После снятия блокады участвовали в восстановлении города: заводов, железнодорожных станций, домов. Метростроевцы внесли огромный вклад в защиту города. Кто еще может из строительных организаций похвастаться, что защищал город во время войны? Это судьба такая у Метростроя. Мы едины с городом, мы кровь за него пролили. И хотелось бы, чтобы руководители города всегда помнили об этом и в трудные моменты поддерживали и сохраняли Метрострой.


РУБРИКА: Интервью
АВТОР: Екатерина Захарова
ИСТОЧНИК ФОТО: Метрострой



24.12.2018 12:55

О проекте «Из школы в профессию» рассказывает председатель Совета Ассоциации строительных компаний СРО «Высотный Строительный Комплекс» Владимир Алексеев.


– Владимир Владимирович, ваша СРО «Высотный Строительный Комп­лекс» принимает участие в проекте «Из школы в профессию». Расскажите, пожалуйста, подробнее о нем. Какие задачи с помощью него вы решаете?

– Проект «Из школы в профессию» направлен на профориентирование школьников. Он стартовал в Петербурге в 2014 году для повышения престижа строи­тельных профессий. Инициатором запуска проекта стала СРО А «Объединение строителей СПб». В его рамках при поддержке Смольного наши коллеги-саморегуляторы организовали специализированные строительные классы в трех школах города.

В 2017 году АСК СРО «ВСК» и «Объединение строителей СПб» подписали соглашение о взаимном сотрудничестве. В том числе в образовательных мероприя­тиях. Проект «Из школы в профессию» нам показался интересным, так как он дает основу для популяризации профессии строителя. В соответствии с ним в этом учебном году СРО «ВСК» начала курировать школу № 598 в Приморском районе города. Нами были организованы бесплатные факультативные занятия для старшеклассников, для знакомства с профессией строителя. Таким образом мы помогаем подростку определиться с будущей профессией, погружаем его в теорию и практику строительной отрасли.

– Можете ли рассказать о работе со школьниками подробнее?

– В рамках проводимых теоретических занятий мы и приглашенные специалисты рассказываем школьникам об основах строительного дела. Стараемся доводить до ребят всю информацию максимально понятно и доступно. В частности, в школе уже прошла встреча со строи­телями «Лахта Центра», самого высокого здания в Европе. Специалисты рассказали об особенностях технологии высотного строительства. На встречу со строителями пришли не только школьники, но и их родители. Их тоже интересовало, как возводилась «высотка».

Несколько раз мы вывозили школьников на ознакомительные экскурсии. В частности, дети побывали в Колледже Метростроя, который на базе неполного и полного среднего образования готовит множество специалистов строительной сферы, не только подземщиков. В конце ноября этого года наши ребята посетили «Экспофорум», где проходил четвертый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills). В его рамках состоялся конкурс профориентации «Шаг в профессию» для подростков в возрасте 14–16 лет.

Добавлю, что на площадке «Экспофорума» было подписано соглашение о трехстороннем сотрудничестве между школой № 598, Колледжем Метростроя и СРО «ВСК». Партнерство должно способствовать тому, чтобы дети, решившие после 9-го класса покинуть школу, могли бы без особых сложностей поступить в колледж и получить в нем одну из строительных профессий.

Со школьниками мы побывали на экскурсиях и в высших учебных заведениях. В том числе посетили Высшую школу техносферной безопасности и Инженерно-строительный институт при Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Экскурсии ребятам очень понравились. В целом нам бы хотелось помочь выстроить школьникам всю цепочку строительного образования: от среднего специального до высшего.

– Пока строительные профессии не самые популярные у молодежи?

– Отчасти это так. Но это касается только рабочих специальностей. Для многих нынешних школьников строитель – это тот,  кто кладет кирпич на стройке. Они почти не слышали о других строительных специальностях. Поэтому нам важно, как представителям строительного сообщества, донести до подростков всю информацию о многообразии отрасли. Немаловажный момент – финансовый вопрос. Мы объясняем школьникам, что рабочие строи­тельных специальностей всегда востребованы на рынке и получают, как правило, хорошие зарплаты.

Добавлю, что о необходимости какой-то дополнительной популяризации высшего строительного образования говорить уже не приходится. Оно и так престижно. Об этом свидетельствуют большие конкурсы в строительные вузы. Но и тут мы можем помочь. Ведь школьники, получившие хорошие подготовительные знания, в том числе от преподавателей вузов и специа­листов-практиков, имеют более высокие шансы для поступления на выбранный ими отраслевой строительный факультет.

– Принимают ли участие в образовательных мероприятиях члены СРО «Высотный Строительный Комплекс»?

– Безусловно. Причем строительные компании не только встречаются с детьми, рассказывают о своих проектах, но и оказывают финансовую поддержку, связанную с организацией экскурсий. Мы выражаем большую благодарность членам нашей СРО за финансовую помощь.

– Какие планы по проекту «Из школы в профессию» на ближайшее время?

– Мы намерены продолжать активное сотрудничество со школой № 598, ее руководством и ребятами. Также планируем стать кураторами еще одного из учебных заведений. Считаю, что у нас все получится. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех петербуржцев с Новым годом. Желаю всем удачи, финансового благополучия и крепкого здоровья!


РУБРИКА: Образование
АВТОР: Виктор Краснов
ИСТОЧНИК ФОТО: АСК СРО «ВСК»



24.12.2018 12:08

Использование девелоперами новых механизмов финансирования жилищного строительства отразится на рынке ипотечного кредитования. В этом уверен начальник отдела продаж ипотечных кредитов Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ) Райффайзенбанка Константин Мурашкин.


В интервью «Строительному Еженедельнику» он рассказал о текущей деятельности банка в сегменте жилищного кредитования и поделился прогнозами о том, как будет развиваться ипотека на рынке в ближайшее время.

– Подходит к концу 2018 год. Какие предварительные итоги деятельности СЗРЦ Райффайзенбанка в сегменте ипотечного кредитования можете подвести?

– В целом ситуацию в банке с ипотечным кредитованием мы оцениваем позитивно. Пока могу оперировать данными по итогам девяти месяцев года. Согласно им, рост ипотечного портфеля СЗРЦ с начала года вырос на 35% и достиг 22,6 млрд рублей. Это очень положительный результат как для банка, так и для рынка.

За девять месяцев 2018 года мы выдали почти 4,5 тыс. жилищных кредитов на сумму 11,3 млрд рублей. Доля ипотеки в розничном портфеле СЗРЦ приблизилась к 49%, что свидетельствует о востребованности данного продукта у населения. Для самого банка ипотечное кредитование продолжает оставаться одним из стратегических направлений развития розничного бизнеса.

– Изменился ли средний чек ипотечного кредита?

– Если сравнивать год к году, то средняя сумма выданного кредита в СЗРЦ снизилась приблизительно на 5%. Это относительно незначительная корректировка, которая составляет в денежном выражении порядка 100 тыс. рублей. Средняя сумма ипотечного кредита в Райффайзенбанке была и остается выше среднерыночного значения.

– В целом, на Ваш взгляд, каким будет 2019 год для всего рынка ипотечного кредитования в стране?

– Сохранятся два тренда, которые появились в последние пару лет. Первый из них – это тренд цифровизации сервисов. Технологических электронных решений, задействованных в механизме выдачи и обслуживания кредитов, станет больше. Второй тренд – это рост популярности программы «Рефинансирование». Понятно, что существенная доля заемщиков, пожелавших снизить ставку, уже перекредитовалась. Тем не менее, востребованность данного продукта в ближайшее время сохранится.

Третий тренд – новый и, наверное, самый важный. В 2019 году банкам, занимающимся ипотечным кредитованием, придется адаптироваться под законодательные изменения действующего законодательства, касающегося строительства жилья. На смену «долевке» придут новые механизмы финансирования; в частности, обязательными станут эскроу-счета для всех проектов застройщиков. Безусловно, это наложит свой отпечаток на ипотечный рынок. Полагаю, что 2019 год банки проведут в отлаживании своих бизнес-процессов как в работе с застройщиками, так и с заемщиками.

– В связи со всеми последними новшествами будет ли существенно меняться ипотечная ставка в следующем году?

– Пока сложно прогнозировать. Я бы больше ориентировался в таких прогнозах на ставку рефинансирования Центробанка. В настоящее время наблюдается динамика повышения, что не может не отражаться на банковском рынке и предлагаемых им кредитах для индивидуальных клиентов.

– Какие ипотечные программы сейчас особо востребованы в банке? Запустил ли банк новые продукты в данном сегменте?

– По-прежнему одной из самых востребованных в СЗРЦ Райффайзенбанка программ является «Рефинансирование». Она позволяет заемщику стороннего банка перекредитоваться на более выгодных условиях, уменьшить ежемесячный платеж или сократить срок кредитования.

Из новых продуктов можно выделить программу с госучастием «Детская ипотека». Ставка по данному кредиту составляет 6%. К этой программе уже есть интерес у заемщиков. Льготная ставка действует три года для семей, у которых родился второй ребенок в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. Если в этот же период в семье родился третий ребенок, ипотечная льгота по кредиту будет продлена еще на два года – до пяти лет. После окончания срока действия льготной ставки она изменяется до уровня, который не превышает размер ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на дату выдачи кредита и увеличенной на 2 п. п. Это в любом случае ниже среднерыночной ставки по классической ипотечной программе.

– Вы уже начали говорить о цифровизации отрасли. Как и для чего задействуются электронные сервисы в ипотечном кредитовании в Райффайзенбанке?

– Цифровизация – один из стратегических фокусов развития банка. В частности, осенью мы выпустили свою первую электронную ипотечную закладную, запись о которой хранится в блокчейн-реестре «Мастерчейн». В самой ближайшей перспективе использование электронных закладных позволит нам упростить работу с ипотечными заемщиками, оптимизирует взаимодействие кредитной организации с другими участниками рынка при секьюритизации ценных бумаг. Отказ от «бумаги» поможет банку и клиенту сэкономить деньги и время на проведение сделки за счет упрощения бизнес-процессов.

В настоящее время в своей работе мы начинаем задействовать еще одну «цифру». А именно – прием биометрических данных клиентов. Пока мы пилотируем данную технологию в отделении «Северная столица», но до конца следующего года планируем запустить ее на всю сеть. Понятно, что переход на биометрическую технологию сбора данных – это требование ЦБ, но она очень интересна и перспективна. После представления биометрических данных гражданин сможет удаленно идентифицироваться и получать банковские услуги через Интернет, без необходимости личного присутствия в офисе. С помощью данной технологии мы рассчитываем получить дополнительный приток клиентов. Особенно из тех регионов, где банк не представлен.

– Каков сейчас портрет заемщика? Изменился ли за последнее время?

– Значительных изменений мы не заметили. Это по-прежнему человек с доходом выше среднего, ценящий индивидуальный подход к себе как клиенту и качество предоставляемого сервиса. Понятно, что для нашего заемщика ценовой фактор также имеет решение, но он не является ключевым. Отмечу, что сейчас, в условиях постоянно растущей конкуренции, качество обслуживания клиента играет особенно важную роль. В будущем этот тренд будет только усиливаться.

– Какие задачи по ипотечному кредитованию ставит перед собой СЗРЦ Райффайзенбанка на следующий год?

– Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и с оптимизмом смотрим в будущее. В частности, будем выполнять задачу по привлечению новых клиентов, наращиванию кредитного портфеля. Обязательно продолжим работу по дальнейшему улучшению качества обслуживания заемщиков, предоставлению им дополнительных интересных сервисов. Ну и, конечно, планируем заниматься разработкой новых продуктов, которые будут актуальны для меняющегося рынка.


РУБРИКА: Интервью
АВТОР: Максим Еланский
ИСТОЧНИК ФОТО: Райффайзенбанк