Михаил Копков: «Всему научить невозможно — нужна практика»


25.12.2025 09:37

Выпускники архитектурных вузов приходят на работу, обладая неким набором знаний и умений, но обучение продолжается уже в архитектурных компаниях. О подготовке будущих архитекторов, опыте обучения студентов «Строительному Еженедельнику» рассказал Михаил Копков, руководитель Архитектурной мастерской М. П. Копкова, доцент кафедры архитектуры Горного университета им. Екатерины II.


— После окончания высшей школы молодой специалист попадает в творческий коллектив, где продолжается его обучение. Я вспоминаю свой опыт, как я почти 50 лет назад пришел в 15-ю мастерскую «ЛенНИИпроекта», которой руководила замечательный мастер архитектуры Наталья Захарьина. Там царила атмосфера творчества, работали специалисты самого высокого уровня. Именно там у меня сложилось средовое понимание архитектуры, и я вырос как профессионал. В этом году «ЛенНИИпроект» отмечает столетие со дня основания.

О петербургском подходе к обучению

Есть общая петербургская, ленинградская школа архитектуры, она складывалась постепенно, начиная с основания города. Существуют два основных вуза, где готовят будущих архитекторов: Академия художеств имени И. Е. Репина и СПб ГАСУ. Есть еще ряд университетов, в которых существуют кафедры архитектуры. Я сам преподаю в Горном университете имени Екатерины II — доцент кафедры архитектуры. На нашей кафедре сложилась очень творческая атмосфера, удается работать с каждым студентом индивидуально, что очень важно.

Именно это определило успех нашей кафедры на последнем Международном архитектурном конкурсе «Золотой Трезини», где студенты Горного университета получили много дипломов. Выпускники, у которых я был научным руководителем, получили три золотых диплома и один бронзовый. Замечательный проект, который был удостоен золотого диплома, — «Проект речного вокзала с реконструкцией набережной» в городе Белград Республики Сербия — выполнила дипломница из Сербии Сара Пепич. Проект формируется с учетом символики герба Белграда, который включает в себя ворота крепости Калемегдан, две реки — Саву и Дунай, а также корабль. Все это напрямую связано с концепцией проекта: главная арка символизирует ворота, формы конструкции напоминают корабль. При проектировании мы учитывали масштаб Белграда. Также очень интересен проект, получивший золотой диплом: его выполнил выпускник Кирилл Кузьмин. В данной выпускной квалификационной работе рассматривается проект музейно-храмового комплекса истории Чувашии в городе Чебоксары. Концепция представляет собой вариант территориального развития, направленного на создание инфраструктуры для культурно-просветительской, духовной и досуговой деятельности. Для каждой функции спроектированы отдельные объекты, которые в совокупности образуют единый комплекс. Это позволит создать новую и фундаментальную базу, с помощью которой история Чувашской Республики и ее народа будет продолжать жить, а также это даст большой импульс к росту туризма в Чувашии и изучению ее истории. Проект представлен такими зданиями, как храм, колокольня, музей, гостиница. Третий проект, получивший золотой диплом, — проект Анастасии Мулындиной, он посвящен очень важной для Санкт-Петербурга и Ленинградской области теме — транспортно- пересадочным узлам. Проект модернизации транспортно-пересадочного узла «Девяткино» с развитием прилегающей территории выполнен в соответствии с современными нормативными документами. Актуальность проекта обусловлена возрастающей нагрузкой на динамично развивающийся город Мурино в Ленинградской области. Проект направлен на оптимизацию пассажиропотоков, повышение комфорта и безопасности, внедрение современных экологических решений и развитие прилегающей инфраструктуры. Основным комплексным решением является объединение железнодорожного вокзала, станции метро, автобусного вокзала и общественной инфраструктуры в единую систему.

ТРК «Девяткино»
Источник: Анастасия Мулындина

Об индивидуальном подходе

В работе над этими проектами в первую очередь я смотрел на развитие творческой активности студента, их индивидуальности. Для меня главное, чтобы студент почувствовал характер места и актуальность задачи, — в этом и заключается средовой подход.

Я пытаюсь рассказывать студентам: «Вы не просто создаете концепцию — вы участвуете в процессе создания произведения архитектуры».

Мы стараемся привить студентам знания — знакомим с ГОСТами, СП, учим применять их в курсовых и дипломных работах. Если человек творчески активен, умеет пользоваться нормативными документами, он способен двигаться дальше. А потом, приходя в мастерскую, он впитывает требования либо мастера, либо крупной проектной организации.

Наша задача — раскрыть творческую активность, чтобы студент внес долю творчества в произведение, над которым работает мастерская, в которую он пришел работать.

В нашей мастерской проходят практику студенты из Горного университета. Так, в этом году студентка Щампари Гусейнова на практике делала проект «Исторический духовно-патриотический комплекс “Коростынь”». Этот проект удостоен бронзового диплома на конкурсе «Золотой Трезини» и включает в себя церковь, памятник в честь Коростынского договора 1471 года и кафе. Коростынский договор стал поворотной точкой длительного противостояния между Новгородской республикой и Московским княжеством. Студентка четвертого курса сделала очень выразительный проект, который безукоризненно вписался в окружающий природный ландшафт.

Проект речного вокзала, г. Белград
Источник: Сара Пепич

О талантливых студентах

Есть выпускники, которые делают очень интересные проекты для городов, откуда они приехали в Петербург учиться. Как пример — проекты Сары Пепич и Кирилла Кузьмина.

Мы разрабатывали с выпускниками несколько работ, связанных с исторической зоной Санкт-Петербурга. Когда студенты делают курсовые работы, я стараюсь, чтобы они были связаны с жизнью. Например, работа молодого талантливого архитектора Дмитрия Прокопова — расширение площадей Александринского театра. Мы предложили расширить вестибюль театра за счет подземного пространства, также расположили там ресторан, музей, подземные автостоянки, чтобы убрать с площади Островского автомобили. Здание театра формирует облик площади, но машины мешают восприятию исторического облика города.

В магистерской диссертации мы продолжили эту тему, освоив подземные пространства Манежной площади. Проект комплексного формирования многофункциональных надземно-подземных общественных пространств в Санкт-Петербурге (от площади Ломоносова до Манежной площади) был выполнен на самом высоком уровне.

Проект гостиницы, Чувашия
Источник: Кирилл Кузьмин

О том, чему можно научить

Всему научить невозможно. Здесь нужна практика. Архитектура — работа в коллективе. Многому вчерашние студенты учатся при общении с коллективами мастерских. Это работа со смежниками, конструкторами, инженерами, а также с техническим заказчиком. Архитектура не может существовать без инженерии — отопления, вентиляции, электрики и многого другого. Для выпускника это ново, это сложно.

Также это согласования проекта, прохождение экспертизы. Мы не можем научить студента прохождению экспертизы, это приходит с опытом. Всему этому можно научиться только в команде, работая в архитектурной мастерской.

Авторский надзор — тоже очень важное направление. Будущий архитектор выходит на стройку, где он наблюдает процесс строительства здания. Очень важно, когда видишь, как чертежи воплощаются в реальные постройки.

Проект храма и колокольни, Чувашия
Источник: Кирилл Кузьмин

О том, чему научить невозможно

Выпускники идут на работу в частные структуры, и многие мастера учат «под себя». У многих проектных организаций есть узкая специализация. Но практика у разных мастеров просто необходима, чтобы получить практический опыт проектирования.

Студент должен получить достаточно большой опыт практической работы, чтобы уверенно чувствовать себя на производстве. Я не уверен, что за короткое время можно перенять стиль мастера. От мастера берешь основное, самое главное — понимание среды, масштаба.

И если удалось раскрыть его творческую индивидуальность, вчерашний студент в конце концов сам становится профессионалом.

Все зависит от человека, который получил образование. Иногда лет пять надо поработать, чтобы получить достаточный опыт для самостоятельной работы. У некоторых этот период короче.

Но важно: вчерашнему студенту надо доверять.

Выпускник должен любить свою профессию — это самое главное, любить архитектуру. Если выпускник хочет работать в Петербурге, надо любить этот город, хотеть что-то для него сделать. Нельзя вызубрить все нормативы, но я стараюсь, чтобы выпускник знал основные нормы: Градкодекс, ПЗЗ, СП по общественным и жилым зданиям и многое-многое другое.

Хотя архитектура — достаточно консервативное искусство, надо постоянно учиться: каждый новый проект требует от архитектора изучения, анализа, умения создать образ, соответствующий духу времени.

Но главное, чтобы было стремление спроектировать что-то новое, сделать интересное, важное, нужное для города, для страны.


ИСТОЧНИК ФОТО: Архитектурная мастерская М. П. Копкова

Подписывайтесь на нас:


09.12.2025 11:50

В интервью «Строительному Еженедельнику» Александр Вахмистров рассказал о развитии строительной отрасли города и области. Отметил успехи — ликвидацию долгостроев, рекорды по строительству школ, указал на системные проблемы: высокие ставки, кадровый голод и административные барьеры.


Александр Иванович Вахмистров — один из известнейших руководителей на строительном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области. С 2000 по 2010 год — вице-губернатор Санкт-Петербурга, а сегодня — координатор НОСТРОЙ по Санкт-Петербургу, член Совета НОСТРОЙ, президент Ассоциации «Объединение строителей СПб». К его авторитетному мнению прислушиваются не только представители строительного сообщества, но и региональные власти.

Александр Иванович, какой вы видите нынешнюю ситуацию на строительном рынке города и области?

— В первую очередь отмечу, что в Санкт-Петербурге и Ленинградской области нам удалось сформировать современный, конкурентоспособный строительный рынок, нацеленный на улучшение жилищных условий людей и создание комфортной среды для их проживания. Все последние годы оба субъекта федерации успешно выполняют планы по вводу жилья: не станет исключением и 2025 год. Кроме того, за счет создания механизмов, позволяющих достраивать жилье за нерадивых застройщиков или компенсировать стоимость жилья покупателям, если дом невозможности достроить, нами решена — да что говорить: закрыта раз и навсегда — проблема обманутых дольщиков.

Еще одна важная задача, которую строительному сообществу удалось решить в совместной работе с органами госвласти, — обеспечение граждан социальными объектами. Еще не так давно проблема нехватки мест в школах и детских садах Петербурга стояла достаточно остро. Однако постепенно с дефицитом удалось справиться. Так, напомню: в прошлом, 2024 году в эксплуатацию были введены 37 школ и 57 детских садов, что стало абсолютным рекордом по России. В нынешнем, 2025 году уже введены 28 школ. Можно сказать — задача фактически выполнена. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на одном из мероприятий заявил, что в этом году область полностью рассчитается с застройщиками за все построенные социальные объекты. И это значительное достижение для отрасли.

Другое направление работы, чем по праву можно гордиться, — это создание крупных транспортных инфраструктурных проектов. Прежде всего строительство высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Несмотря на то, что это федеральный проект, финансируемый несколькими субъектами страны, губернатор Александр Беглов отметил недавно, что значение этого мегапроекта для Санкт-Петербурга невозможно переоценить: Северной столице ВСМ даст возможность сформировать новые туристические потоки, подстегнет развитие малого и среднего бизнеса, объединит нас в одну агломерацию с Новгородской областью и многое другое.

Кроме того, ускоренными темпами идет подготовка к строительству второй кольцевой автодороги (КАД-2) вокруг Петербурга, близится к завершению прокладка первой очереди скоростной трамвайной линии «Купчино — Шушары — Славянка», расширяются уже действующие магистрали — можно сказать, идет формирование нового транспортного каркаса нашего мегаполиса.

Также мы наконец-то справились с проблемой банкротства «Метростроя». Насколько мне известно, «Метрострой Северной столицы» уже готовится выйти на плановую проектную мощность. И хотя нам не угнаться за Москвой, но то, что строительство метрополитена становится ритмичной и планомерной задачей, — чрезвычайно обнадеживает.

Вы перечислили плюсы, но есть и минусы. В чем вы их видите?

— Что касается минусов, то ясно, что при такой ставке Центробанка любой инвестиционный проект становится «тяжелым». И это связано не только с отменой всеобщей льготной ипотеки. Ставка ЦБ играет важную роль в кредитовании строительства объектов, не связанных с ипотекой: торговые и складские помещения, объекты спорта, медицины и другие. На стадии строительства они требуют больших вложений из-за процентных ставок по кредиту, а сроки окупаемости уходят вперед, поэтому многие даже не приступают к строительству таких проектов в связи с существующей сегодня неопределенностью... В то же время понятно, что итоги года «просядут» и в части объемов продажи жилья: по ряду компаний показатель опустился до 50%.

А как строительный бизнес выстраивает взаимоотношения с органами госвласти?

— Я бы сказал, что основным фактором успеха является не просто слаженная работа региональных администраций — не должно быть иллюзий, что в Смольном собрались энтузиасты и все наладили, хотя, безусловно, энтузиасты там есть, и я с глубоким уважением отношусь ко многим из них. Но без горячего желания строительного бизнеса со своей стороны идти на уступки и наладить эффективную совместную работу, конечно, ничего бы не получилось. Мало того, конструктивным взаимоотношениям бизнеса и власти способствует работа в координационных советах, различных комиссиях — таких как комиссия по землепользованию и застройке, где как раз рассматриваются сложные стратегические вопросы развития.

Неужели нет вопросов к чиновникам?

— Если говорить о работе застройщиков в городе, то по-прежнему оставляет желать лучшего длительность всех согласований. Процесс идет очень долго, и каждый орган власти старается использовать выделенный ему срок согласований — скажем, 30 дней — полностью.

Может, органам власти стоит активней внедрять цифровые сервисы?

— Мы сейчас много говорим об искусственном интеллекте, что он заменит человека. Но на сегодня цифровизация является только технологическим помощником для взаимодействия, не более того. В конечном итоге все равно решение принимает человек. Человек важнее. Да, конечно, есть пожелания по ускорению и упрощению каких-то процедур, но это не значит, что процедуры надо ликвидировать. Просто их необходимо упорядочить с точки зрения временны́х затрат и не позволять, например, заходить по второму кругу, если в проекте нет существенных изменений.

А на ваш взгляд, в чем причина длительности согласований?

— Основной причиной, пожалуй, назову вынужденную последовательность согласования процедур, а не их параллельность. То есть из 100 вопросов, думаю, 95 можно было бы рассматривать параллельно, и только пять требуют последовательных решений. Но на сегодняшний день существуют своды правил — регламенты, которые чиновники стараются написать такими, чтобы «комар носа не подточил», оптимальными для себя, и все согласования в этих документах должны идти последовательно, да еще и сроки везде ставятся подлиннее. Хотя бизнес работает по-другому, его время — деньги, и ему надо быстрее… Такая проблема существует везде, можно даже сказать — мировая. Поэтому я бы рекомендовал комитетам и органам госвласти, относящимся к строительному сектору, еще раз внимательно просмотреть свои регламенты и постараться что-то упростить, соблюдая все требования федерального законодательства, конечно.

Александр Иванович, сейчас все говорят о тяжелой кадровой ситуации в отрасли. Как вы ее видите?

— Ситуация с кадрами и правда очень непростая. Несмотря на большое число профильных образовательных учреждений в городе, строителей больше не становится. Да, со своей стороны мы пропагандируем строительные специальности среди молодежи и подчеркиваем, что условия труда на стройках сегодня значительно изменились, и изменились в лучшую сторону, а при должной профессиональной подготовке работа эта может быть еще и высокооплачиваемой. Так, например, хороший сварщик зарабатывает до 400 тысяч рублей в месяц… И все же городская молодежь не спешит на стройки, а нанимать гастарбайтеров строительным компаниям теперь совсем не выгодно.

— НОСТРОЙ может помочь?

— Работа в этом направлении НОСТРОЙ ведется уже давно. В 2024 году правительство России утвердило Концепцию подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года. На основе этого документа формируются предложения по внедрению новых технологий, профессиональных и образовательных стандартов и многое другое. В НОСТРОЙ создали отраслевой Консорциум среднего профессионального образования в сфере строительства, и его появление активно поддержал Минстрой России. Опять же понятно, что все начинается со школы — с профориентации школьников. И главная наша задача — сделать так, чтобы будущие кадры для отрасли шли в профессию осознанно, чтобы их выбор базировался на знании о том, что такое стройка. Поэтому Ассоциация «Объединение строителей СПб», президентом которой я являюсь, еще в 2014 году выступила с инициативой создания специализированных строительных классов, где детей будут обучать по особой программе, и сами специалисты отрасли будут давать им знания о строительстве. Сегодня благодаря заблаговременно начатой объединением работе в Санкт-Петербурге уже действуют 12 строительных классов в шести общеобразовательных школах.

Последний вопрос: что дальше будет? Чего ждать?

— Все как обычно. Работаем…


АВТОР: Игорь Федоров
ИСТОЧНИК ФОТО: пресс-служба Ассоциации «Объединение строителей СПб»

Подписывайтесь на нас: