Кейс: как достроить «невезучий» объект. ЖК «Усадьба на Ланском» близок к сдаче


24.03.2020 10:00

Проект ЖК «Усадьба на Ланском», несколько лет испытывавший различные трудности, вышел наконец на финишную прямую. По словам Павла Бережного, директора по развитию застройщика, ГК «С.Э.Р.», летом объект будет введен в эксплуатацию.


Напомним, ЖК «Усадьба на Ланском» – проект, реализуемый ГК «С.Э.Р.» в рамках редевелопмента бывшей территории хлебозавода «Поленница» на пересечении Ланского шоссе и проспекта Энгельса. Комплекс относится к бизнес-классу. Проект был разработан Архитектурным бюро «Студия 17» под руководством Святослава Гайковича. С учетом окружающей застройки он был стилизован под «сталинский ампир» и гармонично вписывался в сложившийся архитектурный контекст. Комплекс включает в себя 207 квартир суммарной площадью 17,3 тыс. кв. м, 6 коммерческих помещений, а также подземный паркинг на 76 машино-мест.

Наверное, наиболее точным определением, которое характеризовало бы дальнейшие события, было бы невезение. Проект в удачной локации, с привлекательной архитектурой, хорошей «начинкой», то есть имевший все формальные основания, чтобы быть успешно реализованным в два-три года, постоянно сталкивался с разными проблемами, которые руководству девелопера приходилось преодолевать.

«Комплекс – небольшой, поэтому его экономика никак не «билась» с созданием нового соцобъекта. При этом в локации детсадов в целом достаточно. Поэтому мы предложили выполнить какие-либо альтернативные работы в сфере развития соц­инфраструктуры Выборгского района. Город пошел нам навстречу, и в рамках проекта мы вложили порядка 50 млн рублей в реконструкцию одного из самых крупных школьных стадионов в Петербурге (у школы № 494 на проспекте Композиторов)», – рассказывает Павел Бережной.

После этого, в 2015 году, строительство наконец началось. Но уже ощущалось влияние кризиса: продажи, особенно в проектах, находящихся на ранних стадиях реализации, шли все хуже и хуже. «Для ведения работ нам, в принципе, достаточно было реализовывать всего по 3-4 квартиры в месяц. Но продажи почти полностью встали. Единственным разум­ным выходом руководство компании признало получение банковского кредита», – вспоминает Павел Бережной. Но и здесь проекту не везло. Прошли переговоры, и было достигнуто соглашение о проектном финансировании с банком «Евротраст». Но к этому времени (2017 год) кризис добрался и до банковского сектора, и перед самым подписанием договора ЦБ отозвал у банка лицензию. Затем аналогичная договоренность была достигнута с банком «Советский». Но и тот лишился лицензии Центробанка.

«Поскольку крупные банки в условиях кризиса не хотели давать кредиты, для нас фактически был потерян необходимый поток привлеченного финансирования. Стройка практически встала», – говорит Павел Бережной. Следующим ударом стала приостановка Росреестром регистрации договоров ДДУ в августе 2018 года. «Срок ввода объекта не был соблюден, и по формальным признакам он вошел в число потенциально проблемных», – рассказывает он.

Но руководство ГК «С.Э.Р.» не сдалось. Владелец компании продал долю в одном из бизнес-центров на Петроградской стороне и вложил еще около 70 млн рублей собственных денег в стройку. Удалось договориться с подрядными компаниями об оплате работ не деньгами, а квадратными метрами. В 2019 году работы активизировались. Убедившись, что застройщик не бросает объект, Комитет по строительству направил соответствующее письмо в Росреестр – и регистрация ДДУ была возобновлена. Банки начали снова выдавать ипотеку на жилье в объекте.

«Поскольку на достройку комплекса нужно было привлечь еще средства, руководство компании тщательно просчитало экономику проекта и сделало потенциальным частным инвесторам, можно сказать, рекордное по прибыльности предложение: возможность приобрести жилье для последующей перепродажи с дисконтом до 25%. Идея имела успех, были привлечены десятки миллионов рублей», – говорит Павел Бережной.

По его словам, на сегодняшний день суммарный объем инвестиций в проект достиг 1,5 млрд рублей, строительная готовность составляет 85%, стоимость завершения реализации проекта не превышает 270 млн рублей: «Поэтому мы в ближайшее время свернем дисконтную программу. Надо попытаться заработать на этом проекте хоть что-то».

Представитель девелопера признает, что в лучшем случае прибыль будет совсем небольшая, в худшем – компания «выйдет в ноль». «Главное, что мы все-таки завершим объект, не подведем дольщиков и инвесторов и сможем выполнить все свои обязательства», – резюмирует он.


АВТОР: Петр Опольский
ИСТОЧНИК: СЕ №8(910) от 23.03.2020


Цена квартиры в разрезе. От чего зависит ценник на жилье?


24.03.2020 08:30

На любом рынке «живут» несколько разных цен: спроса, предложения, сделки. Цена предложения от застройщика – сложный продукт, сформированный из множества составляющих.


Основу цены предложения составляет, как правило, сметная стоимость строительства. Однако при этом множество других расходов застройщика добавляются к цене – от затрат на покупку земельного участка до прибыли компании. Кроме того, важны локация, окружение и особенности проекта, которые зачастую позволяют еще немножко увеличить ценник.

Себестоимость

От 50% до 70% в структуре себестоимости приходится на строительно-монтажные работы, инженерная составляющая – от 12% до 25%, затраты на приобретение земельного участка и полную подготовку под строительство – 10–20%. Еще есть расходы на рекламу, строительство социальной инфраструктуры и т. д.

Сметная стоимость строительства разнится и зависит от ряда параметров: класса жилья, инженерной начинки, объе­ма социальной инфраструктуры, благоустройства и т. д.

По официальным данным, средняя сметная стоимость строительства в стране составляет около 50 тыс. рублей за 1 кв. м. В столичном регионе и Петербурге она выше – около 90 тыс. рублей.

Соответственно, конечная себестоимость различна. В Северной столице, в зависимости от класса, она колеблется в диапазоне от 50 тыс. до 150 тыс. рублей за 1 кв. м.

Финансовая составляющая

Разница между сметной стоимостью строительства и ценой предложения в петербургских новостройках, согласно данным Союза инженеров-сметчиков, составляет примерно 24%.

При этом маржа должна составлять не менее 12%, чтобы позволить компании развиваться. Однако маржинальность также колеблется в зависимости от класса проекта. По разным данным, в Петербурге для массового сегмента она составляет 10–15%, для бизнес-класса – 15–20%, для элитного – от 20% и выше.

При этом глава Минстроя РФ Владимир Якушев ранее обещал застройщикам проектное финансирование, «с маржинальностью между себестоимостью строительства и продажей не менее 20%».

Банки, таким образом, готовы финансировать проекты с высокой (по крайней мере, по питерским меркам) доходностью. При этом при переходе на проектное финансирование на застройщика ложатся дополнительные расходы по обслуживанию кредита.

Дополнительные параметры

Если руководствоваться формальными параметрами, рентабельность строительного бизнеса оставляет желать лучшего. Чтобы поднять доходность проекта, застройщик использует иные способы, исходя из окружения новостройки. За каждый параметр, который пойдет будущей квартире в плюс, можно добавить до 5% к цене продаж.

Во-первых, это, конечно, местоположение: чем ближе к центру города, тем дороже (при прочих равных параметрах проекта). Видовые характеристики (вид на промзону или на воду) также имеют значение. Но если вид на воду, собор или парк позволит увеличить цену, вид на промзону – вряд ли (разве что под обещания застройщика разбить на этом месте сквер).

Важна социальная инфраструктура. Причем как внутри жилого комплекса, так и в окружающей застройке.

Один из базовых факторов – транспортная доступность. По данным компании «Мегалит – Охта Групп», в объектах, расположенных рядом со станциями метро, стоимость «квадрата» может быть на 20% выше, чем в аналогах, находящихся на удалении. Прочий общественный транспорт вызывает меньше интереса.

Благоустройство прилегающей территории, оборудование двора детскими и спортивными площадками, озеленение – также заметный параметр. Застройщики придумывают оригинальные варианты оформления, привлекают ландшафтных дизайнеров в стремлении выполнить проект, имеющий собственное лицо.

А вот наличие подземного паркинга иной раз означает убыток для застройщика. Парковки в проектах – обязательный пункт, но спрос на них не всегда есть. Поднимать цены из-за наличия подземной парковки не получится.

Любые оригинальные задумки застройщика могут стать конкурентным преимуществом, которое позволит поднять цену предложения, будь то квартиры с каминами, сауна или энергоэффективные технологии.

Но, определяясь с ценой, застройщик всегда имеет в виду цену жилья в проектах, которые в этой же локации реализуют другие компании. И тогда появляется верхняя ценовая планка, которую вряд ли удастся перешагнуть.

Справка

По данным ЦИАН, по итогам 2019 года средний бюджет квартиры или апартамента на первичном рынке Петербурга составил 4,6 млн рублей. Это на 6% выше, чем годом ранее. В Ленобласти показатель также вырос – до 2,9 млн рублей, или на 8%. При этом выручка застройщиков также выросла – на те самые 6%. За 2019 год жилья в новостройках было продано на 435 млрд рублей.

Мнение

Марианна Устинова, руководитель отдела продаж строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон Инвест»

– По аналогии с предыдущими кризисами, падение курса рубля отразится на себестоимости квадратного метра в объектах, где применяются импортные материалы и оборудование. Это, в свою очередь, повлечет повышение цен на готовое жилье. Больше возможностей для работы с себестоимостью есть у девелоперов полного цикла. Наличие в структуре собственных мощностей позволяет застройщику снижать себе­стоимость проекта, не жертвуя качеством.

Андрей Кириллов, директор по маркетингу и продажам корпорации «Мегалит»:

– Стоимость квартиры растет с каждым этапом строи­тельства. В жилых комплексах с качественной концепцией к моменту ввода объекта цена определенных квартир может быть выше цены аналогичного жилья на «вторичке». Сегодня подавляющее большинство проектов реализуется по старым правилам, то есть без использования эскроу-счетов, поэтому основной фактор, влияющий на цену жилья, – строительная готовность. Но нельзя игнорировать волатильность мировой экономики и ослабление рубля. В случае увеличения цен на строительные материалы будет расти и себестоимость строительства. Однако прогнозы в этой части лучше делать после того, как рынок стабилизируется.


АВТОР: Лариса Петрова
ИСТОЧНИК: СЕ №8(910) от 23.03.2020


ЖК New Time – новый уровень комфорта


23.03.2020 12:00

Локация Каменка в Приморском районе, где холдинг РСТИ («Росстройинвест») возводит жилой комплекс комфорт-класса New Time, в последние годы активно развивается – здесь строятся новые жилые комплексы, объекты социальной и коммерческой инфраструктуры. По мнению экспертов рынка, в перспективе привлекательность локации может вырасти еще сильнее, поэтому многие расценивают покупку жилья там как инвестицию в будущее.


Перспективный выбор

Первый фактор привлекательности локации – наличие уже функционирующих транспортных магистралей (в первую очередь, КАД и ЗСД). По ним можно быстро добраться до любой точки Петербурга, минуя пробки. Связь с северными районами города формируют Комендантский проспект, Парашютная улица, а также Шуваловский проспект, который планируется продлить до ЗСД и Приморского шоссе. До ближайшей станции метро «Комендантский проспект» за 10–15 минут можно добраться общественным транспортом. Но уже в недалеком будущем рядом с ЖК New Time появятся две станции фиолетовой ветки (рабочие названия «Магистраль № 31» и «Шуваловский проспект»).

Второй ключевой фактор – экологический. В непосредственной близости от ЖК New Time находятся Юнтоловский лесопарк (на него открывается прекрасный вид из окон комплекса), Изотовский сквер.

Третий фактор, с которым многие эксперты связывают перспективы развития локации, – новый деловой квартал Петербурга, который постепенно будет формироваться вокруг «Лахта Центра».

Инфраструктура – социальная, транспортная, коммерческая – появляется одновременно с жильем. Свою лепту в этот процесс внесет и холдинг РСТИ, который в рамках проекта ЖК New Time построит два детских сада и школу на 825 мест.

С заботой о комфорте

Жилой комплекс New Time, расположенный на пересечении улиц Планерная и Глухарская, выделяется необычной архитектурой. Корпуса имеют наклонные остекленные торцы, а фасады выполнены из фиброцементных панелей белого, серого и терракотового цвета. Расположение домов формирует полузамкнутые дворы с детскими площадками и зонами для отдыха.

В комплексе будет создана особая комфортная среда проживания. Жильцы смогут прогуляться по собственному променаду с кафе и магазинами, провести время в благоустроенном дворе без машин или заняться спортом в парке, который расположен в двух шагах. Для автомобилистов предусмотрены четыре встроенно-пристроенных паркинга, а также гостевые машино-места.

Повышенное внимание уделено вопросам безопасности. Паркинги, входы в парадные, лифтовые холлы на первом этаже и детские площадки оборудуют камерами видеонаблюдения, изображения с которых будут выводиться на пульт дис­петчера.

В жилом комплексе New Time большой выбор квартир – от студий до четырехкомнатных. Большинство комнат в них имеет правильную форму, поэтому у жильцов не возникнет трудностей с расстановкой мебели. Практически во всех квартирах есть просторная лоджия, а также гардеробная либо зона для установки шкафа-купе. Предлагаются квартиры евроформата с кухнями-гостиными.

На данный момент выведены на рынок квартиры в четырех корпусах из шести – в конце февраля холдинг РСТИ открыл продажи в корпусе 3. Стои­мость квартир начинается от 2,4 млн рублей.

Справка

Жилой комплекс комфорт-класса New Time находится на пересечении улиц Планерная и Глухарская в Приморском райо­не Санкт-Петербурга, на участке площадью 6,3 га. Продажа квартир началась в июле 2018 года. Строительство ведется в пять очередей. Проект предполагает возведение шести кирпично-монолитных 13-этажных домов. В них расположится 3023 квартиры (от студий до четырехкомнатных) суммарной площадью 115,3 тыс. кв. м. На территории комплекса будут возведены встроенно-пристроенный детский сад на 120 мест, а также отдельно стоящий детский сад на 215 мест и школа на 825 мест. На первых этажах спроектированы помещения под коммерческую инфраструктуру общей площадью 3,4 тыс. кв. м. Во встроенно-пристроенных паркингах расположатся 1213 машино-мест. Ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса намечен на IV квартал 2020 года; пятой очереди – на сентябрь 2022 года.

Справка о районе

Приморский район — один из наиболее комфортных и престижных для проживания в Санкт-Петербурге. По оценкам экспертов, уже несколько лет он является лидером по объему реализации жилья в городе, его доля составляет порядка 15–20% от общего спроса. Ближайшая к историческому центру часть района, находящаяся рядом с Черной речкой, в рамках проектов редевелопмента застраивается жильем сегментов «бизнес» и «комфорт плюс». Новые локации – Каменка, Юнтолово и другие – стали местом реализации проектов комфорт-класса.

Район отличается благоприятной экологической обстановкой. Значительную часть его территории занимают крупные зеленые зоны: Юнтоловский лесопарк, Удельный парк, парк 300-летия Петербурга, Новоорловский лесопарк и многие другие. Удобный доступ к выездам на КАД и ЗСД не только обеспечивает возможность оперативно добраться в любую точку Северной столицы, но и позволяет разгрузить внутренние транспортные магистрали района. Обильная социальная и коммерческая инфраструктура получает дополнительное развитие в рамках реализующихся проектов застройки.


АВТОР: Лев Касов
ИСТОЧНИК: СЕ №8(910) от 23.03.2020