Как развязать «серый пояс» Петербурга


08.04.2019 13:44

Василий Костин, генеральный директор компании «КБК Проект»:


– Бывшие промзоны Петербурга (или, как их еще иногда называют, «серый пояс») занимают около 10% всей площади Северной столицы.

Такому городу, как Санкт-Петербург, приходится балансировать между сохранением исторического наследия в архитектуре и развитием городской среды. Для того, чтобы этот баланс был благоприятным, необходимо работать как минимум в двух направлениях: это совершенствование законодательства и работа с общественным мнением.

Законодательные требования к реновации исторической застройки в Санкт-Петербурге настолько жесткие, что мало кто решается что-либо предпринимать. Такая жесткость абсолютно нецелесообразна, так как становится причиной массового саморазрушения исторически ценных зданий. На их консервацию никакого бюджета не хватит.

Положение усугубляется слишком частыми изменениями в законодательстве. Очень трудно работать в ситуации, когда в процессе проектирования и строительства постоянно приходится реагировать на новшества в и без того непростых градостроительных нормах. Чтобы собрать необходимый пакет документов и подготовить территорию, нужно потратить около пяти лет. А изменения в градостроительных нормах происходят каждые три-четыре года. Эксперты в один голос говорят о необходимости введения моратория на законодательные инициативы хотя бы на пять лет.

Что касается общественного мнения, то оно зачастую попадает под влияние градозащитных движений. И если в конце прошлого века градозащитники действительно сдерживали разрушение исторической застройки, то сегодня их деятельность является скорее разрушающей, чем созидающей. Просто поддерживать текущее состояние аварийных зданий за счет государства – это деструктивная практика и для бюджета, и для самих памятников архитектуры.

Еще одна проблема – это высокая стоимость перестройки изрядно устаревших инженерных систем, несущих конструкций и фасадов зданий. К тому же их почти невозможно превратить в жилье, так как планировки менять не позволяет законодательство, негде построить парковки, зачастую нет места для зеленых насаждений и т. д. Получается, что рентабельность низкая, а привлечь инвесторов к таким проектам почти невозможно.

Необходимо обратиться к европейскому опыту, где исторические ценности сохраняются через использование и развитие. Нам нужно стабильное, неизменное законодательство, которое устроит и власти, и застройщиков, и общественность. Необходимо обеспечить безопасность инвестиций, максимально снизив их рискованность. Только тогда мы сможем сохранить исторический облик города и позволить ему гармонично раз­виваться.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Евгений Герасимов: «Для серьезных изменений нужны воля и воображение»

Драйвер редевелопмента. Жилая функция будет преобладать при преобразовании промзон

В зоне активного редевелопмента


ИСТОЧНИК ФОТО: КБК Проект
МЕТКИ: КБК ПРОЕКТ



01.04.2019 14:35

Председатель Экспертного Строительного Клуба, президент ГК «Н.Э.П.С.» Виктор Зозуля:


– Самым болезненным вопросом для экспертной отрасли в настоящее время являются те изменения, которые внесены Федеральным законом № 342-ФЗ в п. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии с ними, проекты, намеченные к реализации в зонах с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), подлежат исключительно государственной экспертизе с момента опубликования указанного закона, т. е. с 4 августа 2018 года.

Следствием этой законодательной новации в Петербурге, по сути, стал полный подрыв работы организаций, работавших в сфере негосударственной экспертизы. Многие компании просто были вынуждены уйти с рынка, остальные же еле сводят концы с концами. Количество заказов сократилось катастрофически. Причем, помимо очевидных случаев, когда ясно, что участок находится в ЗОУИТ и нужно обращаться в госэкспертизу, большинство застройщиков «на всякий случай» перенесло туда свои проекты даже в тех локациях, которые вряд ли могут быть отнесены к ЗОУИТ.

Между тем, ФАС выносила решение о нарушении новацией принципов конкуренции. Минстрой РФ давал несколько разъяснений о том, что Земельным кодексом, в развитие внесенной 342-ФЗ главы 19, предусмотрено принятие Правительством РФ и Минстроем РФ целого ряда нормативных актов о ЗОУИТ, в которых должно быть определено, какие именно категории территорий к ним относятся, дан перечень ограничений использования земельных участков, урегулирован ряд других вопросов. До тех пор, пока этих документов нет (по сути, разработка их ожидается не ранее конца 2020 года), требовать от застройщика проверки проектной документации только в госэкспертизе – незаконно.

Служба госстройнадзора и экспертизы Петербурга сообщила, что требование госэкспертизы для проектов в нашем городе распространено на три ЗОУИТ, установленные федеральными актами: водоохранная, прибрежная (ст. 65 Водного кодекса РФ) и защитная зона объектов наследия (ст. 34.1 Закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…»), а также на охранные зоны объектов наследия, установленные Законом Санкт-Петербурга № 820-7. Однако требования Закона № 73-ФЗ фактически запрещают любые строительные работы в 200-метровой защитной зоне вокруг памятников. Если применить эту норму к Петербургу, в защитную зону попадает практически весь город в границах 1917 года.

27 марта на семинаре, организованном Экспертным Строительным Клубом, Виктор Зозуля рассказал о наиболее актуальных проблемах в сфере экспертизы проектной и сметной документации, связанных с принятием в 2018 году целого пакета законодательных актов, в очередной раз изменивших многие положения Градостроительного кодекса.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Экспертиза накануне перемен

Экспертиза под вопросом. Предлагается наделить госстройнадзор правом оспаривать положительное заключение экспертизы

Вне зоны доступа. Поправки в Градкодекс могут существенно ограничить деятельность института негосударственной экспертизы


ИСТОЧНИК ФОТО: НЭПС



26.03.2019 14:26

Константин Неверко, член Экспертного совета Экспертного Строительного Клуба, к.э.н., эксперт НП «Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов»:


- Изменение налогового законодательства зачастую не только дестабилизирует строительный рынок, но и создает для налогоплательщика дополнительные налоговые и финансовые риски.

Не стало исключением и последняя новация главы 21 НК РФ, связанная с поправками, внесенными в ст. 164 НК РФ федеральным законом 303-ФЗ. В соответстве с ними, с 1 января 2019 года налогоплательщики обязаны при расчете НДС использовать ставку 20% (ранее – 18%). То есть независимо от условий по определению стоимости договоров на выполнение проектных или строительно-монтажных работ подрядчик должен по работам, выполненным уже в 2019 году, применять для исчисления НДС новую ставку. Очевидно, что если цена договора формировалась в 2018 году и ранее с учетом ставки 18% и в последующем не корректировалась, то чистая выручка подрядной организации в 2019 году снижается на 2%, что влечет за собой рост налоговой нагрузки для нее и общее снижение рентабельности основной деятельности. Усугубляет ситуацию то, что многие такие договоры заключаются на долгосрочной основе и на существенные суммы, что приводит к довольно значительным финансовым потерям подрядчика.

Минфин и ФНС России настаивают, что решить эту проблему можно только через пересмотр сторонами цены договора. Но беда в том, что большинство таких контрактов заключается с условием «твердой» цены, и могут быть изменены только взаимным соглашением сторон по изменению данного параметра.

Минфин в ряде разъяснений предлагает размер ставки НДС менять путем заключения дополнительного соглашения без изменения цены контракта, так как он не является существенным условием госконтракта. Но такой подход не позволяет компенсировать налоговые потери подрядчика.

В то же время Минфина не поддерживают предложение о сохранении прежней ставки НДС для госконтрактов, заключенных до 2019 года, так как отрицательная разница в начислении НДС должна тогда возмещаться из федерального бюджета. Министерство сохраняет высказанную в августе 2018 года позицию, что можно изменить цену контракта, если она составляет либо превышает размеры сумм, установленных Постановлением Правительства РФ в декабре 2013 года, и исполнение контракта без изменения его условий невозможно.

Между тем с 27 декабря 2018 года вступили в силу поправки, внесенные законом 502-ФЗ. В соответствие сними, ч. 54 ст. 112 закона 44-ФЗ допускается изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения ставки НДС. Воспользоваться этой возможностью стороны смогут до 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен его условиями. Изменить условия договора заказчики как получатели бюджетных средств могут в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Таким образом, подрядная организация вправе выйти с инициативой пересмотра стоимости ранее заключенного договора даже с «твердой» ценой.

Рекомендую нашим коллегам, связанным с описанной ситуацией, проявить определенную решительность и настаивать на изменении цены таких контрактов для решения прежде всего фискальных задач.

20 марта на семинаре, организованном Экспертным Строительным Клубом, Константин Неверко рассказал о наиболее актуальных проблемах сферы налогового планирования и бухгалтерской отчетности для строительных и проектных организаций.

НОВОСТИ ПО  ТЕМЕ:

Владимир Якушев: Снижение налоговой нагрузки позволит застройщикам оптимизировать затраты

На ФГИС ЦС разместят новую платформу для поставщиков и производителей стройматериалов

Эксперты поддержали план совершенствования ценообразования в строительстве


ИСТОЧНИК ФОТО: ЭСК