Вертикальный транспорт в городской инфраструктуре
Компания «Метрополис» приняла участие в реконструкции Патриаршего моста в самом сердце столицы. Пешеходный мост через Москву-реку соединяет территорию храма Христа Спасителя и новое городское культурное пространство «ГЭС-2».
Важный аспект при проектировании объекта — разработка вертикального транспорта в рамках реконструкции при обеспечении гармоничного сочетания архитектурных и технологических решений.
Компания «Метрополис» уделила внимание доступности прилегающих объектов для маломобильных групп граждан. В первую очередь речь идет о людях, перемещающихся на креслах-колясках. На практике же вертикальный транспорт может потребоваться каждому, в том числе пожилым, родителям с детскими колясками и другим группам горожан.
На архитектурный вид моста повлияла близость к комплексу «ГЭС-2». Использовать стандартные архитектурные решения, как, например, при устройстве надземных пешеходных переходов, было невозможно. Три 13-метровые лифтовые шахты представляют собой полностью остекленный металлический каркас, сохраняющий визуальную легкость. Кабины лифтов также остеклены, что дает возможность с нового ракурса взглянуть на исторические своды складов Смирновых и на новую березовую рощу напротив мастерских «ГЭС-2».
После проработки множества вариантов по устройству лифтовых шахт было принято решение по устройству конструктивно обособленных сооружений на собственных фундаментах, что позволило исключить влияние температурных деформаций мостового сооружения на лифтовые шахты, а также исключить передачу нагрузок на пролетное сооружение со стороны лифтовых шахт.
Для сохранения необходимого температурного режима при эксплуатации лифтов мы предусмотрели системы вентиляции и холодоснабжения с резервированием агрегатов по схеме 1+1. При расчетах температурного режима и эффективности систем вентиляции были применены технологии математического моделирования на базе программного комплекса STAR CCM+.
При работе над проектом важную роль сыграло взаимодействие всех участников проекта — Департамента строительства города Москвы, технического заказчика ООО «ГЭС-2», эксплуатирующей организации ГБУ «Гормост». Совместная работа позволила реализовать действительно уникальный, знаковый мост для города!
1 июля 2021 года Президентом России подписан Федеральный закон от 01.07.2021 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Документ комментирует партнер юридической фирмы Platforma Legal Дмитрий Мальцев.
- Закон ввел ряд новых положений, которые в ближайшее время будут влиять на строительную отрасль, в том числе – типовое проектирование. Закон вступит в силу с 01 сентября за исключением ряда положений, которые включатся позже.
Одним из основных и наиболее обсуждаемых изменений является введение понятия типовой проектной документации и режима ее использования. Кстати, ранее в ГрК РФ была категория «экономически эффективной проектной документации повторного использования», который теперь упразднен, но часть механизмов перешла в положения о типовой ПД.
Важнейшим преимуществом типовой проектной документации является возможность ее повторного использования без прохождения экспертиз и процедур согласования, что должно сократить сроки строительства и затраты девелоперов. Зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Павел Федяев отметил, что 10% от общей стоимости строительства капитальных объектов составляют расходы на проектирование.
В экспертной среде активно обсуждается, не приведет ли применение типового проектирования к возрождению «хрущевок» и массовой застройки, но нам представляется (и это совпадает с мнением многих девелоперов и архитекторов), что в современной экономике этого опасаться не стоит. Вряд ли типовая ПД будет применяться при реализации современных офисных или жилых проектов – в этой сфере необходимо не только постоянное совершенствование проектов, но и преимущества перед конкурентами, уникальные архитектурные решения и т.д.
В торговых или складских проектах типовые проекты могут найти более широкое применение. Также типовые решения могут широко применяться в масштабных инфраструктурных проектах (например, в дорожном строительстве). В апреле премьер-министр Михаил Мишустин говорил, что типовые проекты могут использоваться при строительстве не только новых школ и больниц, но и дорог. При этом он отмечал, что государственные и муниципальные заказчики смогут пользоваться такими проектами безвозмездно.
Важным практическим вопросом является перспектива применения типовой ПД в рамках проектов по комплексному развитию территорий (КРТ), так как КРТ предполагает, кроме возведения основных объектов (офисов, жилья,
торговых площадей), строительство большого объема сопутствующей инфраструктуры (от дорожных сетей до детских садов и поликлиник). Как раз для таких «стандартных» вспомогательных объектов могла бы использоваться типовая ПД.
Также новый закон внес несколько важных процедурных изменений. В частности, установлено, что именно Правительство РФ утверждает исчерпывающий перечень мероприятий и документации при реализации объектов кап. Строительства и предъявление иных требований другими органами не допускается. Новая статья 5.2 ГрК РФ содержит четкий перечень мероприятий, осуществляемых при капитальном строительстве. Введено понятие «рабочей документации», которое давно и широко используется в строительной отрасли, но на уровне Кодекса не регулировалось. Такая систематизация должна положительно сказаться на сроках и прозрачности согласовательных процедур.
Оптимизировать административные процедуры призвано и новое правило, согласно которому при постановке на кадастровый учет Росреестр и органы строительного надзора будут проверять площади нового объекта только на соответствие площадям, указанным в разрешении на строительство. Это устранит существовавшее дублирование, когда параллельно сверялись и площади в ПД. Теперь нет необходимости прикладывать к техническому плану нового объекта проектную документацию при его постановке на кадастровый учет.
Можно сказать, что это тот редкий случай, когда масштабные законодательные изменения носят позитивный характер и должны упростить деятельность участников строительной отрасли. Конечно, остаются вопросы о том, как будет обеспечиваться доступ к типовой документации и как будет проверяться ее применимость к конкретному строительному проекту, но созданная законодательная основа выглядит продуманной и системной и есть основания полагать, что процедурные вопросы будут оперативно решены в скором времени.