Без бумаги: новая жизнь экспертизы


08.09.2016 09:59

С 1 января 2017 года государственная экспертиза полностью переходит на электронный документооборот. В СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» (ЦГЭ) с 1 сентября в тестовом режиме работает сервис для приема документации в электронном виде.


Как осуществлялся этот переход, с какими сложностями столкнулись эксперты и какие затраты могут ожидать проектировщиков и застройщиков при отказе от бумажных носителей, АСН-инфо обсудил со специалистами ЦГЭ.

С 1 сентября на сайте Центра государственной экспертизы работает обновлённая информационная система, с ее помощью можно подать заявление, загрузить документацию и получить заключение экспертизы.

Для того, чтобы это стало возможно, в ЦГЭ модернизировали существующий сервис для обслуживания клиентов на сайте http://spbexp.ru/ и наладили синхронизацию с ЕСИА, благодаря чему подать документы на экспертизу клиенты теперь могут и через портал госуслуг.

Технически для осуществления перехода потребовалось расширить канал интернета, зарезервировать пространство в центре обработки данных, модернизировать серверы и установить усиленную квалифицированную цифровую подпись для экспертов и руководителя Центра. Затраты обошлись в сумму менее 10 млн рублей.

Но в целом затраты экспертных организаций и проектных бюро, при переходе на электронный документооборот могут достигать и больших объёмов. Например, только разработки платформы под программу может стоить 12 млн рублей.

ЦГЭ удалось сэкономить за счет отказа от установки новой информационной системы. «Возможно, было бы лучше купить готовый продукт, но мы решили использовать свою базу, так как уже есть годами наработанный массив информации. Он слабо агрегирован со сторонней системой. Кроме того, эксперты уже привыкли работать с нашей системой», - комментирует первый заместитель директора СПб ГАУ «ЦГЭ» Игорь Юдин.

По словам господина Юдина, у застройщиков, работающих по госконтрактам, уже есть необходимая база из программ и оборудования, которая позволит избежать крупных расходов, переходя на электронный документооборот. Основные затраты связаны с получением электронный подписи (оформление одной стоит 6 тыс. рублей) и повышением качества интернета: чтобы «тяжелые» документы передавались оперативно, шлюз должен быть быстрым.

JPEG или PDF?

Одной из нерешенных пока задач перехода в цифровой формат остается совместимость программ, в которых выполняются и читаются проекты. Не до конца решен вопрос автоматического чтения документов в машиночитаемом формате. Также стоит задача с архивированием файлов: документы в формате pdf или JPEG значительно утяжеляют общий «пакет».

Скорее всего придется менять и техническое оснащение проектных и экспертных бюро: например, чтобы специалистам было удобнее изучать документацию, понадобится увеличить количество и качество мониторов.

Но в конечном итоге, уверен Игорь Юдин, электронный оборот будет все более удобным, быстрым и станет совершенно естественным.

«Само время помогает и проектировщикам и нам: отрасль сильно ужалась, количество проектов невелико и на рынке остались только наиболее продвинутые игроки. Они и технически и ментально готовы быстро адаптироваться к переходу на электронную документацию», - уверен Игорь Юдин.

После решения текущих задач, в ЦГЭ намерены оптимизировать работу с BIM-моделями. Для этого необходимо присоединить сервис по приему и обработке таких документов к текущему сервису для работы с электронной документацией.

«После того как обкатается наша программа, мы будем прорабатывать возможность совмещения: чтобы BIM -проекты обрабатывались в том же сервисе, а не отдельно, а как сейчас. Наши партнёры готовы помочь нам в стыковке», - делится планами господин Юдин.

Переход без ошибок

Изменения в Федеральное законодательство утвердили единые правила для электронных документов, представляемых в экспертизу. Так, в приказе Минстроя от 21.11.2014 N 728 прописаны требования к формату документации, а постановление правительства № 87 регулирует состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.

Например, в настоящее время популярными форматами остаются pdf или JPEG. По новым правилам, сфотографировать документ по частям не получится: проектировщиков обяжут сканировать его одним файлом.

На проектах, существующих только в электронном виде, необходимо наличие подписей заказчика, руководителя проектной организации, а также главного инженера или главного архитектора проекта. Для документации, существующей и в бумажной, и в цифровой версиях, было достаточно только подписи заказчика.

Заключения экспертизы и разрешения на строительство будут выдаваться преимущественно в цифровом виде. Тем, кому понадобится бумажная версия, придется отметить это отдельно, заполняя заявку в личном кабинете.

С учетом рекомендаций Минстроя, ЦГЭ разработали свои - более детальные –рекомендации к оформлению и подаче документации в электронном виде. «Для нас важно исключить недопонимание, которое может возникнуть с 1 января, также мы стараемся подстроить себя под график Главгосэкспертизы: они с 1 сентября уже обязаны исполнять эту услугу. Мы уже готовы работать в таком формате, но понимаем, что наши контрагенты – пока нет. Мы можем их подготовить и обучить», - говорит господин Юдин.

В течение сентября Центр государственной экспертизы проведет три семинара для проектировщиков (8, 15 и 22 сентября), где объяснит нюансы работы с электронной документацией и научит пользоваться обновленным сервисом для подачи документов.


АВТОР: Анастасия Лаптенок
ИСТОЧНИК ФОТО: http://sysonline.ru/wp-content/uploads/2014/08/124.jpg



07.09.2016 12:33

В Петербурге открылась седьмая всероссийская конференция «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство».


Форум проходит при поддержке Администрации президента РФ, Госдумы РФ, Министерства строительства и ЖКХ, Минтранспорта РФ, региональных правительств Москвы, Санкт-Петербурга, и Ленинградской области, общественных объединений НОСТРОЙ, НОПРИЗ, НОЭ, НАМИКС, Петербургской Промышленной палаты. Главным организатором выступает Ассоциация СРО «Балтийский строительный комплекс». Информационным партнером - газета «Строительный Еженедельник».

На панельной дискуссии участники мероприятия обменялись мнениями относительно путей выхода строительной отрасли из кризиса, решением проблем «обманутых дольщиков». Обсудили  комплексное развитие территорий и кадастровый учет, новые правила работы на строительном рынке дальнейшее регулирование отрасли в свете последних законодательных инициатив.

По словам первого заместителя председателя комитета ГосДумы по жилищной политики и жилищно коммунальному хозяйству РФ Елены Николаевой, для России последние два года были рекордными по темпам строительства. Причем лидерами по объемам строительства стали  Москва, Московская область, и Петербург. Однако депутат высказала опасение, о сохранении темпов строительства в краткосрочной перспективе — 2017 и 2018 года. В свою очередь председатель комитета ГосуДумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин надеется, что темпы роста удастся сохранить.

Собравшиеся не обошли вниманием и проблемные моменты. Генеральный директор Рейтингового Агентства строительного комплекса Николай Алексеенко сообщил, что экономическая активность строителей снизилась, что связано с падением объема заказов по отрасли, и как следствие в первую очередь это сказалось на компаниях малого и среднего бизнеса.

Первый заместитель министра строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ Леонид Ставицкий обратил внимание на работу с госпрограммами. По словам чиновника в Минстрое сейчас вопросы реализации госпрограмм выходят на первый план, и ведомство намерено предпринять ряд шагов для облегчения работы инвесторов и заняться чисткой компаний «однодневок» используемых для демпинга и коррупционных схем.

Директор ФАУ «РосКапСтрой» Александр Васюков сообщил, что компанией принято решение об открытии в Санкт-Петербурге регионального филиала компании по Северо-Западу России. Напомним, что в федеральное автономное учреждение "РосКапСтрой" осуществляет функций заказчика в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, а также осуществление образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и дополнительного профессионального образования в сфере градостроительства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.


АВТОР: Игорь Федоров
ИСТОЧНИК ФОТО: Никита Крючков



05.09.2016 11:09

Новая Голландия доступна для горожан, здесь будут проходить фестивали, лекции, спектакли, кинопоказы и выставки. В течение года в исторических зданиях откроются ресторан, магазины и детский образовательный клуб.


Исторический комплекс реконструировала компания «Новая Голландия Девелопмент», входящая в группу Millhouse LLC, аффилированную с Романом Абрамовичем. Стоимость реконструкции всего комплекса пять лет назад оценивалась в 12,1 млрд рублей. Инвесторы не скрывают, что за последние годы сумма увеличилась, не уточняя, насколько именно. Вложения в первый этап реконструкции составили 6 млрд рублей. По словам начальника управления информационной политики компании-инвестора Millhouse Джона Манна, остальные работы будут стоить «немного дороже».

К разработке концепции общественного пространства привлекли голландское архитектурное бюро West 8. Было решено территорию внутри комплекса превратить в городской парк с современной инфраструктурой.

 Остров и его обитатели

Новую Голландию планируют открывать поэтапно, работы по реставрации исторических зданий продлятся до 2025 года. Сейчас на площади в 2,2 га разместилась липовая аллея со скамейками, газон, сад из разных трав, детская площадка, инфоцентр, выставочный павильон, киоски с едой и напитками. Были благоустроены набережные Адмиралтейского канала и внутренней акватории острова и оборудована подсветка парка и зданий. В зимний период на месте газона зальют каток, оснащенный музыкальным и световым оформлением. Развитие общественного пространства продолжится летом следующего года: в сотрудничестве с московским музеем современного искусства «Гараж» в парке планируют размещать арт-объекты и скульптуры российских и зарубежных художников.

В ближайший год откроются еще три объекта: «Кузня», здание бывшей тюрьмы («Бутылка») и «Дом коменданта». В последнем разместится офис креативной команды проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация», девелоперов, инженеров и реставраторов, продолжающих работу над остальными объектами острова.

Круглое здание «Кузни», открытие которого запланировано на ноябрь, отдадут под «клубный дом» с рестораном. Здесь будут проходить лекции и кинопоказы. Оператор ресторана уже найден, его на­именование держат в секрете.

Одним из вариантов использования здания «Бутылки» было создание отеля, рассказывает Джон Манн, позже от идеи гостиницы в тюрьме отказались. Все помещения будут отданы в коммерческую аренду.

Здание разделят на функциональные зоны по этажам: первый – гастрономический (его займут кафе и продуктовые лавки ресторанных проектов. Второй отведут под магазины, посвященные дизайну и моде, на третьем будут соседствовать танцевальные классы, студии йоги и фитнеса, салон красоты и спа. Четвертый этаж будет посвящен детям: здесь откроется образовательный клуб «Чердак», учить юных гостей острова будут 3D-моделированию, дизайну, фотографии и другим дисциплинам.

В настоящее время активно ведутся переговоры с потенциальными арендаторами. По словам господина Манна, желающих очень много, но предпочтение будет отдано самым неординарным проектам.

Уже известно, что арендаторами первого этажа станут популярные городские рестораны «КингПонг», Fjord, Hamlet + Jacks, Bekitzer. Они же кормили посетителей острова во временном шатре в дни открытия.

«Мы как кураторы не видим здесь массовые проекты, например «Макдоналдс». Мы выберем самые интересные проекты: те, на которые уже есть спрос в городе, либо те, которые, как мы считаем, смогут привлекать людей», – аргументирует Джонн Манн. Как подчеркнули в пресс-службе проекта, каждый из арендаторов придумал для Новой Голландии «что-то специальное». «Это не просто сторонние участники, а часть будущей команды, которая продолжит работать над развитием проекта», – отмечают в пресс-службе.

Открытие «Бутылки» запланировано на лето 2017 года, двор здания также будет благоустроен и задействован под мероприятия: еще до конца года его откроют для большого новогоднего базара. Событие планируется сделать ежегодным.

Дизайнером интерьера бывшей морской тюрьмы выступила молодой петербургский архитектор Любовь Леонтьева (архитектурное бюро Ludi Architects). По ее словам, главная задача, которая была поставлена, – создание необычного уникального общественного пространства. Ее команда разработала также решения для временных объектов – павильонов и туалетов, выполненных из дерева, стекла и металла в традициях северного модерна. Одним из таких решений стали подземные туалеты, вход в которые осуществляется через небольшой павильон. Это позволило выиграть пространство и сохранить площадь наружного озеленения.

 Своя ниша

В настоящее время на острове продолжается реставрация исторических корпусов, капитальная реконструкция береговых укреплений. Полностью завершить работы планируется к 2025 году.

Основной доход инвесторы планируют получать с арендаторов помещений. Вход в парк останется свободным, за исключением особых случаев, когда это будет заранее обговорено.

По мнению экспертов, управляющим предстоит найти свою нишу, выбрав между платежеспособной семейной аудиторией и более активной молодежью. Есть шанс, что в конечном итоге «победят» вторые. При этом аналитики не исключают расширения аудитории проекта за счет туристов.

Мнения:

Ирина Бабюк, председатель Комитета по инвестициям
Санкт-Петербурга:

– Открытие острова Новая Голландия – это важный шаг в развитии современных и комфортных общественных пространств, которых не хватает в центре Санкт-Петербурга. Помимо работ по реставрации объектов культурного наследия инвестор проекта – ООО «Новая Голландия Девелопмент» – привлек к организации на острове культурных мероприятий высокопрофессиональную креативную команду. Теперь остров будет открыт круглый год и станет новым местом социального притяжения.

Николай Лавров, руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург», генеральный директор ГК «Недвижимость в Петербурге»:

– Новая Голландия – пространство уникальное, такое своего рода единство противоположностей. Во-первых, оно старое. Во-вторых – новое. Да, ему 300 лет. И при этом это самое современное пространство такого рода в городе. Здесь, как, например, в Петергофе, можно провести целый день, ощущая себя одновременно и за городом, и в историческом месте, и в центре культурной жизни. Возможно, в культуре Коломны Новая Голландия займет место, похожее на то, которое занимал в Петербурге Летний сад уже 200 лет назад.


АВТОР: Анастасия Лаптенок
ИСТОЧНИК ФОТО: Никита Крючков