ВТБ прокатит с ветерком
Смольный привлек группу ВТБ к финансированию двух проектов легкорельсовых трамваев (ЛРТ) в Петербурге.
Рамочное соглашение об участии инвестора в проектах создания таких линий от «Кировского завода» в Петергоф и от пос. Шушары в Красное Село было подписано на ПМЭФ-2016.
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и председатель правления банка ВТБ Андрей Костин на ПМЭФ-2016 подписали рамочное соглашение о партнерстве при реализации проектов строительства легкорельсовых трамваев. Согласно документу банк ВТБ готов построить в Петербурге две линии легкорельса, вложив в проект 20 млрд рублей. Одна линия трамвая пройдет от метро «Кировский завод» в Петергоф через жилой комплекс «Балтийская жемчужина», вторая соединит будущую станцию метро «Южная» в Шушарах с ЖК «Славянка» в Пушкине, а далее протянется к городу-спутнику Южный и в Красное Село. «Соглашение имеет под собой реальные проекты. В ближайшие месяцы они начнут реализовываться. Мы готовы приступать к их проработке», – сказал на церемонии подписания Андрей Костин. А вице-губернатор Петербурга Игорь Албин накануне ПМЭФ сообщил, что в Петербурге разработано 13 проектов легкорельса и четыре из них находятся в глубокой степени проработки и могут быть предложены инвесторам. «Два проекта вызвали интерес ВТБ. Эта корпорация давно и успешно инвестирует в разные инфраструктурные проекты Петербурга. На ее счету участие в строительстве аэропорта Пулково, ЗСД. Теперь легкорельс», – добавил Игорь Албин.
Две линии
Проектами создания линий легкорельсовых трамваев Петербург занимается уже почти 10 лет. Периодически появляется информация об интересе к ним со стороны бизнеса. В частности, проектом ЛРТ до «Балтийской жемчужины» уже интересовались Сбербанк и ВТБ. Переговоры велись с 2014 года. Тогда строительство линии протяженностью 13 км оценивалось в 9,5 млрд рублей. Позже появилась информация об интересе к этому проекту со стороны китайских инвесторов. Переговоры велись с компаниями CITIC Merchant и «Мик-Жень групп». Но строительство ветки по данному маршруту уже оценивалось в 22 млрд рублей. Правда, китайские инвесторы говорили о продлении линии на 10 км – до Петергофа. Но до реализации проекта дело не дошло. Представитель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) сообщил «Строительному Еженедельнику», что комитет в течение года разработает проект планировки территории, который уточнит трассировку этой линии легкорельса. После этого начнется проектирование и станет понятна окончательная стоимость строительства линии.
Им все по плечу
Эксперты говорят, что проект легкорельса неоднозначный. «Конечно, транспортную инфраструктуру развивать надо. Но, на мой взгляд, вместо модных европейских проектов лучше реализовывать привычный для нас формат. Привести в порядок общественный транспорт, дороги, проложить новые магистрали там, где это необходимо. Это и центр разгрузит, и деньги инвесторов сэкономит. А так получается, что чиновники уже 10 лет бегают с идеей, которая никак не может перейти в плоскость реализации. Как-то даже несолидно», – заявил один из собеседников «Строительного Еженедельника». «Банк ВТБ – большая и богатая структура с опытом участия в инфраструктурных проектах. Им по плечу и ЗСД, и аэропорт, и легкорельс. Вопрос лишь в том, насколько это нужно городу и что он сможет предложить инвестору за участие в этой стройке. Неясно и в какой форме будет реализовано это взаимодействие. К сожалению, у ВТБ и Смольного в строительной сфере не все было гладко: судьба «Невской ратуши» непонятна, «Набережной Европы» компания лишилась», – рассуждает другой собеседник издания. В Смольном при этом считают, что потенциал Петербурга в инфраструктурном строительстве недооценен. В планах города развитие не только легкорельса, но также создание сети транспортно-пересадочного узлов (ТПУ). Возможно, в них также предложат поучаствовать ВТБ.
Минстрой создает единую электронную государственную систему ценообразования в строительстве (ГИС ЦС).
В министерстве рассчитывают, что в 2018 году расходы бюджетов всех уровней на капитальное строительство будут определяться с учетом новой системы ценообразования.
Предполагается, что ГИС ЦС объединит информацию о ценах на стройматериалы, технических и трудовых ресурсах. Обновление системы будет производиться раз в квартал, методом мониторинга цен производителей. Информацию о стоимости импортных стройматериалов предоставит Федеральная таможенная служба.
В крупных регионах будет создано несколько ценовых зон, всего в системе будет отображаться порядка 150 ценовых кластеров. По замыслу разработчиков, ГИС ЦС позволит просчитывать предельную стартовую стоимость строительства и сформировать ценовые нормы для каждого региона. Использование системы станет обязательным для заказчиков, возводящих объекты с привлечением бюджетных средств.
Первоначальная сметная стоимость будет определяться на основе ценовых норм. После чего экспертиза должна будет определить достоверность стоимости. Финалом станет - конкурсная процедура среди генподрядчиков.
«Компания «Главстрой-СПб» уже работает по нормативным ценам строительства объектов социального назначения. Мы положительно оцениваем инициативу создания единой электронной государственной системы ценообразования в строительстве», - говорит первый заместитель генерального директора «Главстрой-СПб» Александр Лелин. По его мнению, несмотря на то, что новый механизм, прежде всего, направлен на повышение эффективности расходования бюджетных средств при реализации объектов различного назначения, он может стать полезным инструментом для девелоперов. «Сегодня все строительные компании самостоятельно анализируют информацию о строительных материалах и проводят расчеты себестоимости строительства. Создание единого государственного реестра поможет упростить этот процесс для застройщиков, и сделает его понятным и прозрачным для покупателей» - говорит эксперт.
В свою очередь генеральный директор "Терра Инкогнита" Сергей Федоров недоумевает: «Не совсем понятно, в чем состоит новация?» По его словам, сейчас и при расчетах себестоимости строительства для целей бюджетного финансирования используются Территориальные единичные расценки – сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ на территории субъектов Российской Федерации. Их разрабатывают специалисты Региональных Центров Ценообразования в строительстве - есть такой центр и в Санкт-Петербурге. Нормативы утверждают, вводят в действие и регистрируют в ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов, после чего они включаются в перечень действующих нормативных документов.
«Выпускаются бумажные сборники, но эти данные вносятся также и в электронном виде в сметные программы, ими руководствуется наш Комитет по строительству при работе с подрядчиками по бюджетным проектам. Понятно, что там фиксируется стоимость материалов и строительных работ, но, не «трудовых ресурсов». Тем не менее, все равно неясно, чем новая система будет лучше уже существующей» - вопрошает Сергей Фёдоров.
В свою очередь начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент» Светлана Денисова говорит, что инициатива министра строительства заключается в том, что стоимость объектов, возводящихся на бюджетные средства, должна рассчитываться, исходя из установленных правил и ориентиров. «Уже назрели изменения в механизм, который работает в настоящее время» - говорит она.
Федеральный закон № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» необходимо дополнить определением федерального округа, как «макрорегиона», с выделением в его составе суб-макрорегионов, как перспективных точек роста. Об этом заявили участники общего собрания учредителей Стратегического партнерства «Северо-Запад», прошедшего 15 июня в Санкт-Петербурге под председательством полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Владимира Булавина. Собрание учредителей Стратегического партнерства «Северо-Запад» состоялось накануне открытия ХХ Петербургского международного экономического форума .
Обсуждение состояния экономики и перспективных планов социально-экономического развития округа состоялось совместно с Координационным советом Российского союза промышленников и предпринимателей в СЗФО и Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов ФНПР Северо-Западного федерального округа.
- Прошедший 2015 год был непростым для регионов. Индекс промышленного производства упал на 4%, оборот розничной торговли на 10%, объем инвестиций в основной капитал сократился почти на 9%, ухудшились некоторые социальные показатели,- отметил, открывая собрание Владимир Булавин.
Но в первом квартале 2016 года, по данным аппарата полпредства, в экономике наметились некоторые тенденции стабилизации. Перед Стратегическим партнерством по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа стоят задачи по укреплению этих тенденций.
- Необходимо, прежде всего, использовать все имеющиеся в округе стратегические ресурсы,- подчеркнул полномочный представитель Президента РФ в СЗФО.
В обсуждении перспектив социально-экономического развития СЗФО приняли участие: председатель Парламентской ассоциации Северо-Запада России, председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин, губернатор Мурманской области Марина Ковтун, начальник отдела комплексного стратегического планирования Министерства экономического развития Анна Кисель, начальник Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Владимир Голоскоков, генеральный директор ПАО «МРСК Северо-Запада» Александр Летягин, президент НП «Транспортный союз Северо-Запада» Владимир Ходырев и другие.
С основными докладами выступили: заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Андрей Травников, помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, председатель Экспертного совета АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» Сергей Зимин, председатель совета директоров ПАО «Северсталь», председатель Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей в СЗФО, зампредседателя Наблюдательного совета АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» Алексей Мордашов, председателя Ассоциации территориальных объединений организаций профсоюзов ФНПР Северо-Западного федерального округа Мария Гринник.
По итогам обсуждения был принят ряд решений. В частности, учредители партнерства признали целесообразным разработку и осуществление в субъектах СЗФО согласованной промышленной политики, в том числе направленной на развитие средств производства. Для решения этой задачи на базе АНО «Стратегическое партнёрство «Северо-Запад» будет сформирована рабочая группа «По координации промышленной политики в СЗФО».
Органам государственной власти и другим участникам Открытого соглашения о стратегическом партнерстве предложено оборудовать постоянно действующие стенды на площадке Центра импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга.
Участники заседания поддержали необходимость дополнения 172-ФЗ «О стратегическом планировании» определением федерального округа в качестве «макрорегиона» с выделением в его составе суб-макрорегионов. Также отмечена недостаточность методического обеспечения для формирования документов стратегического развития субъектового уровня.
Также принято решение подготовить и рассмотреть в октябре 2016 года актуализированную Стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года.
Участники обсуждения единодушно отмечали позитивную роль взаимодействия в рамках Стратегического партнерства «Северо-Запад» для решения текущих задач социально-экономического развития. В частности, работа в рамках партнерства позволила не допустить в ряде регионов скачкообразного роста цен на потребительском рынке и обеспечить выполнение социальных обязательств власти и бизнеса на приемлемом уровне.
- Стратегическое партнерство «Северо-Запад» - это первый в России опыт согласования действий власти и бизнеса в целях социально-экономического развития региона в рамках организации с добровольным членством,- отметил один из учредителей партнерства, вице-президент Союза «Строительный ресурс» Павел Созинов,- Мы принимали непосредственное участие в работе партнёрства по проведению Съездов строителей Северо-Запада и в работе Координационного совета по развитию строительной отрасли, и можем с уверенностью сказать, что наша совместная работа в рамках координационного совета и экспертных рабочих групп, действующих при Стратегическом партнерстве «Северо-Запад» показала высокую эффективность.
Решением общего собрания количественный состав учредителей Стратегического партнерства «Северо-Запад» пополнили 32 новых участника. Также был избран новый состав Наблюдательного совета партнерства, возглавить который традиционно пригласили полномочного представителя Президента РФ в СЗФО.