Ниже нуля
Смольный отчитался об итогах социально-экономического развития города за первый квартал 2015 года. Если весной чиновники говорили, что нулевой рост ВРП станет для города неплохим результатом, то сейчас вынуждены констатировать – экономика уйдет в минус на 1%, а то и больше. При этом ИПП упадет на 5%, провал в строительстве достигнет 10%.
Оборот организаций в первом полугодии 2015 года увеличился на 6%. Максимальный рост показали транспорт и связь (14,6%), здравоохранение (17,3%), гостиницы и рестораны (16,2%). Однако совокупная доля всех этих сегментов в общей структуре оборота составляет всего 12%. Наибольшую долю имеет оптовая и розничная торговля, которая, по сути, застыла (рост всего 1,1%). Не показал впечатляющих результатов и еще один «тяжеловес» – обрабатывающие производства (рост 9,9%). А вот строительство по этому показателю и вовсе провалилось, потеряв 2,7% оборота. 2% недосчиталось производство и распределение ресурсов.
Индекс промышленного производства (ИПП) снизился на 7,6%. По прогнозам КЭПСП, за вторую половину года промышленники наверстают, но немного. Отставание от прошлого года все равно составит 5%. При этом уже в следующем году чиновники обещают рост физических объемов производства на 1,5%, в 2017 году на 2%, в 2018 году на 2,2%. Эти цифры подкрепляются ростом количества промышленных предприятий в 2015 году – на 1,4% (30 тыс. новых организаций). Объемы строительных работ последовательно снижались в течение всего полугодия, рассказала глава комитета по экономической политике Петербурга Елена Ульянова. Объем работ за первое полугодие составил 170,5 млрд рублей, это всего лишь 90,8% к результату 2014 года. Количество рабочих мест в стройке сократилось на 9%, но число организаций выросло на 5,1%. По словам госпожи Ульяновой, это говорит об оптимизационных процессах, происходящих в строительстве и перерегистрации предприятий на новые юрлица.
Наблюдался и рост объемов жилищного строительства (на 2,6%). В 2015 году будет введено 2,7 млн кв. м. жилья (в 2014 году – 3,26 млн кв. м.). К результату 2014 года город вернется, по прогнозу КЭПСП в 2018 году. А согласно Стратегии 2030, через 15 лет город будет вводить около 4 млн кв. м. жилья. К этому времени город должен выйти на норму обеспеченности в 35 кв. м. на жителя. Для этого за 15 лет нужно построить как минимум 20 млн кв. м. нового жилья. Общий жилой фонд Петербурга к 2030 году составит более 185 млн кв. м.
Вместе с тем, как говорят в КЭПСП, в кризисное время лучше всего чувствует себя малый и средний бизнес (МСБ). Их количество предприятий выросло на 2,9% (и составило 22,7 тыс. организаций), количество работников в малых предприятиях – на 2,3%. Строительство по количеству малых и средних предприятий занимает третье место в структуре городской экономике. По итогам полугодия в Петербурге было зарегистрировано более 30 тыс. новых предприятий МСБ. Оборот малого и среднего бизнеса по сравнению с 2014 годом вырос на 1% и составил более 1,6 трлн рублей, по одному проценту этот показатель будет прибавлять и до 2018 года.
Недосчитался город и инвестиционных вливаний в основной капитал. Итог – 180 млрд рублей, это минус 10% к результату 2014 года. «В соответствии с прогнозом, существенного увеличения инвестиций до 2018 года не ожидается, это нулевой индекс», - констатирует Елена Ульянова. Она напомнила, что в настоящее время показатель индекса инвестиций на душу населения в пять раз ниже того, что заложен в Стратегию 2030. Что касается структуры инвестиций, то большую роль стали играть госсредства (плюс 3,2%). Итого бюджет города занимает 15% инвестиций в городскую экономику. От вложения капиталов самоустранились банки (минус 6,2%), также налицо меньшая покупательская активность дольщиков (минус 0,6%). Самый крупный пакет инвестиций в 2015 году получил сегмент транспорт и связь (плюс 6%), а вот в стройку стали вкладываться меньше – отрасль недополучила 2,3% по сравнению с прошлым годом.
Любопытно, что в докладе главы КЭПСП не было ни слова про ключевой экономический показатель – валовый региональный продукт субъекта. Однако ей этот пункт отчетности не преминули указать члены правительства. Напомним, в 2013 году рост ВРП составил 3,2%, при том, что федералы считают нормой рост в 5-6%, а по итогам 2014 года составил только 1,8%. Тогда глава КЭПСП говорила, что дальше динамика будет хуже. «Если по итогам года мы выйдем на 0% рост, то есть не уйдем в минус, сохраним прежние темпы, это уже будет очень неплохо», – прогнозировала в марте Елена Ульянова. Но в минус, судя по всему, уйти все-таки придется. «Мы видим, что прибыльность предприятий падает. На наш взгляд падение ВРП на 1% - самый вероятный сценарий», - призналась на заседании правительства глава комитета.
Губернатор не отреагировать на сгущающиеся тучи в городской экономике, судя по всему, не мог. Он вызвал для доклада представителей комитетов, отвечающих за предпринимательскую активность и привлечение инвестиций. Впрочем, чиновники ничего нового сообщить не смогли. Глава комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин говорил о популяризации петербургской продукции и конгрессно-выставочной деятельности. Председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев рассказал о борьбе с административными барьерами и поиске новых источников продовольствия в соседней Новгородской области. А ответственная за инвестиции Ирина Бабюк поведала, что долгожданное «единое окно» уже заработало. В очереди с документами стоят уже 60 инвесторов.
По словам губернатора, чиновники, привлекая инвестиции, должны бороться за каждый рубль, который может быть вложен в городскую экономику, независимо то того, будет это 10 млн рублей, 1 млн рублей, или даже 100 тыс. рублей. «Вы этих инвесторов должны на руках носить как…как драгоценную вазу», - озвучил руководство к действию градоначальник.
В минувший четверг вице-губернатор Петербурга Игорь Албин посетил Колпинский район города. В том числе чиновник побывал на основных его долгостроях. Особой критике вице-губернатор подверг работу подрядных организаций, не выполнивших обязательства по госконтрактам.
В частности, Игорь Албин посетил площадку строительства нового лечебно-диагностического корпуса больницы № 33. По проектной документации работы на объекте должны были начаться в 2011 году, завершиться в текущем. Объемы финансирования определены в 2,58 млрд рублей. На объекте сменилось несколько подрядчиков, которым были предоставлены авансы, но строительство заморозилось на работах с фундаментом. Вице-губернатор потребовал расторгнуть договор с действующим подрядчиком – ООО «СтройИнвестКомплект» – и вернуть обратно предоставленный ему аванс.
Схожий проблемный объект оказался в Колпино также на ул. Красных Партизан. За счет государственных средств на данной улице в этом году должен был построен жилой многоквартирный дом для очередников. Контракт на его возведение в 2013 году был подписан с московским ООО «Эскиз». Стоимость контракта была определена в 236 млн рублей. Подрядчик за два года успел вырыть только небольшой неглубокий котлован, при этом даже не поставил ограждение. В апреле контракт с «Эскизом» был расторгнут, на данный момент строительная площадка представляет собой заросший бурьяном пустырь.
По словам Игоря Албина, работа многих господрядчиков – полнейшее безобразие. «Фирмы, иногда даже никому не известные, выигрывают контракты, получают деньги, но на объектах не работают. Бывает, что они банкротятся, чтобы не возвращать деньги. Необходимо всеми способами повысить ответственность подрядчиков за выполнение своих обязательств. Кроме того, за долгострои должны отвечать и чиновники, заключившие с такой компанией контракт, специалисты, курирующие стойку», – подчеркнул чиновник.
Между тем, как сообщил журналистам председатель Комитета по строительству Михаил Демиденко, до конца текущего года Смольный выработает и запустит механизм контроля за деятельностью господрядчиков. В частности, возьмет под наблюдение расходование предоставленных им авансовых средств.
«По такому принципу мы работаем со стадионом на Крестовском острове. Контролировать будем все городские проекты суммой свыше 500 млн рублей. Бюджетные средства будут уходить только на оплату стройматериалов, подсоединения к сетям, другие работы на объектах. Банк будет являться гарантом, что ни одна копейка не уйдет по не согласованному направлению», – подчеркнул глава Комитета по строительству.
Пока идея ужесточения контроля за городскими подрядчиками полностью не сформирована. Ранее Михаил Демиденко предлагал также усилить контроль за счет дополнительной сертификации компаний и создания строительной полиции. В этом году Комитет по строительству предъявил претензии по нарушению сроков работ 57 подрядчикам, сумма штрафов составила более 440 млн рублей.
Несколько дней назад Комитет по госзаказу Петербурга также высказался за изменения в работе с господрядчиками. В частности, чиновники предложили перейти на заключение некоторых контрактов, например связанных с дорожным ремонтом, не на один год, а на три. Предполагается, что тем самым работы дорожников будут проходить эффективнее и быстрее, так как сократится время на проведение самого конкурса.
Цифра: 57 подрядчиков по контрактам с городом не справляются со своими обязательствами
Власти Ленобласти намерены взимать с грузовиков с массой свыше 12 тонн плату за проезд по трассам регионального значения. Таким образом, чиновники планируют пополнить бюджет области за год на 3 млрд рублей и пустить эти деньги на текущий ремонт дорог.
Правительство Ленинградской области намерено сделать платными дороги регионального значения для грузовиков свыше 12 тонн. Об этом заявил журналистам председатель комитета по дорожному хозяйству 47 региона Михаил Козьминых. По его словам, для запуска нововведения необходимо получить «добро» сверху.
«С 15 ноября в России заработает система взимания платы за проезд по федеральным трассам грузовиков массой свыше 12 тонн. Однако ожидается, что в сентябре депутаты Госдумы примут дополнительный закон позволяющий субъектам федерации взимать плату с большегрузов за проезд и по региональным дорогам. Тарифы за прохождение федеральной трассы установлены на уровне 3,7 рублей за километр. Проезд по региональным дорогам будет стоить несколько ниже», - подчеркнул чиновник.
Глава комитета по дорожному хозяйству опасается, что если региональные дороги останутся бесплатными, то грузовые авто, в целях экономии, будут ездить только по ним. Так как Ленобласть транзитный регион, качество местных дорог, и без того не очень хорошее, может стать еще хуже.
«В настоящее время только 55% дорог Ленобласти находятся в удовлетворительном состоянии. Остальные дороги нуждаются в текущем или капитальном ремонте. Мы должные ежегодно ремонтировать не менее 845 км дорог, чтобы они всегда находились у нас в идеальном стоянии. Взимание платы с большегрузов пополнит бюджет Ленобласти на 3 млрд рублей»,– отметил Михаил Козьминых.
Предполагается, что оплатить проезд водители смогут с помощью специальных терминалов. Определяться сумма будет на основании данных с бортовых устройств и маршрутных карт. Ожидается, что денежные средства будут потрачены на текущий ремонт действующих дорог и строительство новых.
Между тем, как добавляют в Комитете, даже без данных денежных вливаний крупные проекты, связанные с дорожным строительством, будут развиваться. В частности, до середины 2017 года будет проведана полная реконструкция участка автодороги А-120 от трассы «Скандинавия» до трассы «Петербург – Сортавала». Стоимость ремонта данного отрезка оценивается в 1,2 млрд рублей. В настоящее время уже проведены проектно-изыскательские работы. При наличии регулярного финансирования со стороны федерального центра полностью реконструкция северного участка А-120 может быть завершена в 2019 году.
Федеральные власти также должны профинансировать и строительство нового моста через реку Волхов в Киришском районе Ленобласти. Стоимость работ составляет 3 млрд рублей. Ожидается, что работы на объекте могут начаться уже в следующем году. Новый мост через реку должен будет построен за три года.
Также предполагается, что в следующем году начнется разрабатываться финансовая модель строительства дороги Мурино – Девяткино. Планируется, что строительство объездной дороги для транзитного транспорта и расширение действующей для местных жителей составит 2,7 млрд рублей. Финансироваться проект будет по формату государственно-частного партнерства.
Мнение:
Татьяна Леушина, старший эксперт консалтинговой компании «Центр экономических разработок»:
-Платная дорога для большегрузов на региональных трассах, скорее вынужденная мера. Так как состояние «местных» дорог хуже федеральных. Ленобласть не одна в своем роде, многие другие регионы также хотят сделать свои дороги платными. Однако нововведение может так и не стартовать – проект могут заблокировать, так как он не предполагает бесплатную альтернативу проезда транспорта.