Время «застолбить» цену

Недвижимость остаётся надёжным средством сбережений даже в период высоких процентных ставок, уверены девелоперы. По пассивной доходности она, безусловно, проигрывает депозитам, но это временно.
Ключевая ставка будет снижаться в текущем году, ожидают участники круглого стола «Инвестиции - 2025», организованного изданием «Эксперт. Центр Аналитики» совместно с порталом «ТТ Финанс». Многие из них надеются, что это уменьшит привлекательность депозитов и снизит стоимость кредитов, в том числе ипотечных. А значит, приподнимет спрос на квадратные метры. Так что лучший способ подготовиться к неизбежному понижению ставки, по мнению представителей девелоперского сообщества — купить недвижимость прямо сейчас.
Игра вдолгую
«Объём депозитов настолько велик, что люди понимают: в случае снижения ставки, когда эти деньги придут на рынок, какие-то инфляционные процессы возникнут, — прогнозирует Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент». — Эти инфляционные ожидания двигают покупателями. Мы видим небывалое количество граждан, которые покупают недвижимость за 100% стоимости. Рынок давно отвык уже от этого инструмента. Во всем мире рынок недвижимости, в принципе, функционирует за счёт ипотеки. Когда осенью ежемесячно заканчивались лимиты по льготной ипотеке сразу прекратился рост ипотечного портфеля. И вот на сегодняшний день вовсю идёт сокращение выдач. То, что люди приходят со стопроцентной оплатой, говорит о том, что покупателей мотивирует желание получить справедливую цену по результату глобальной турбулентности. Они считают, что получат справедливую цену благодаря тому, что средства будут овеществлены в недвижимости».
Коммерческий директор PLG Виктория Левина назвала себя абсолютным поклонником бетонного метра и заявила: «Выгоднее, чем недвижимость, на сегодняшний день инструмента нет. Если говорить о долгосрочном вложении, то выгоднее сочетания надёжности и общей доходности, которую тебе дают метры бетона, ничего пока ещё не придумали. Поэтому, я всегда отвечаю на вопрос, когда выгодно покупать недвижимость — недвижимость выгодно покупать сейчас»!
«Я бы добавил, наверное, что недвижимость надо было покупать вчера, — усилил идею Константин Чирков, заместитель руководителя по продажам апарт-отелей Vertical. — Конечно же, я приверженец недвижимости, замечательных апарт-отелей. Это такая игра в долгую. И всё-таки сейчас, конечно, не стоит забывать о таких сиюминутных депозитных вложениях. Симбиоз рассрочек с минимальными вложениями и депозитов сейчас, мне кажется, самая выгодная история».
Отдала должное выгодности краткосрочных вложений в депозиты и Евгения Мироненко, директор компании RBI PM (входит в Группу RBI). Однако и для неё в долгосрочной перспективе вне конкуренции бетон. «Мы также уверены, что инвестиции в недвижимость будут востребованы и продолжат приносить прибыль инвесторам, — согласилась Евгения Мироненко. — Вкладывая в недвижимость от хорошего, проверенного застройщика с опытом и сильным брендом, ты понимаешь, насколько твоя недвижимость вырастет, что она будет приносить. Не так важно даже — квартиры это или апартаменты. Санкт-Петербург и Москва – да, недвижимость там всегда ликвидна, но для более высокой доходности можно рассмотреть и те регионы, где порог вхождения ниже. Так что, если инвестировать в долгую – то в недвижимость. Если же ориентироваться на краткосрочные вложения – сейчас это всё-таки вклады, либо иностранная валюта».
Руководитель отдела продаж апарт-отеля Well Денис Розанов считает главным не вкладывать какой-то единственный инструмент. «Вот здесь точно, мне кажется, есть высокие риски, потому что я вспоминаю, как в начале года доллар был в районе 100 рублей, и все прогнозы аналитиков сводились к тому, что нас ждёт в короткой достаточно перспективе, к середине года, где-то 115-120. Мы видим сегодня доллар по 84. Я понимаю, что у нас сейчас даже на горизонте 2-3 месяцев аналитики не попадают с прогнозами. Наверное, недвижимость точно тот инструмент, который будет расти всегда, если мы говорим про нормальную, понятную, качественную недвижимость, достаточно свежую. «Вторичка» может локально где-то снижаться. Это нормальная история, потому что у всех свои задачи, кто-то в моменте может испытывать потребность в финансах, поэтому он, конечно же, может дисконтировать и продать ниже рынка. И многие аналитики могут увидеть в этом снижение».
Полезный инструмент
Ольга Трошева, директор Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (холдинг Setl Group), привела конкретный кейс успешного использования такого инструмента, как рассрочка от застройщика, набравшего популярность после отмены массовой льготной ипотеки в прошлом году. По её словам, инвестор при покупке квартиры от Setl Group внёс только 20% от её стоимости, 2 млн рублей вместо 10 млн, на остальное оформив рассрочку без удорожания. На фоне активного спроса, вымывания ликвидного предложения, уже через несколько месяцев застройщик скорректировал цены на этом объекте, а через полгода стоимость возросла свыше 10%, покупатель, при необходимости, мог уже реализовывать квартиру на 1 млн. дороже, чем приобрел. Даже если инвестор при продаже сделал скидку и прибыль получилась меньше максимально возможных 50% (на вложенные средства первого взноса), то всё равно она оказалась значительной, считает Ольга Трошева.
Как рассказала Светлана Денисова, основным рабочим инструментом для «БФА-Девелопмент» остаётся семейная ипотека. С ней проходит более 65% сделок. Четверть покупателей пользуются рассрочкой. И свыше 10% сделок проходят со стопроцентной оплатой. «Это просто космическая цифра, — поражается она. — Потому что ещё в 2023 году доля сделок со стопроцентной оплатой не превышала полпроцента. И вдруг мы работаем с цифрой 10 плюс. Это говорит о том, что граждане стремятся зафиксировать цену».
Динамика положительная
По данным КЦ «Петербургская Недвижимость», цены на недвижимость в прошлом году в Петербурге показали положительную динамику. «Она обосновывается тем, что выбор сокращается, — пояснила Ольга Трошева. — Происходит вымывание, нет той динамики по стартам, которую хотелось бы видеть, что в том числе и толкало средний ценник по предложению. Я сейчас не говорю, что все массово повышали. Но, тем не менее, на 7-8% в прошлом году был средний рост. И в первые 3 месяца текущего года по нашим данным, положительная динамика роста продолжилась +1,5% по Петербургу и +3,6% в пригородной зоне ЛО».
Виктория Левина считает основным преимуществом недвижимости как долгосрочного инвестиционного актива то, что на нём почти невозможно потерять деньги. «Цена ошибки в недвижимости невелика, — уверена она. — Очень сложно ошибиться в выборе объекта. Даже если ты не очень хорошо разбираешься в рынке, всё равно, если мыслишь долгосроком — ты не ошибёшься. Я приведу цифры, чтобы не просто рассуждать. В среднем набор продуктов, по которому Росстат считает инфляцию, подорожал с начала века в 8 раз. Недвижимость — в среднем в 16 раз. Кто-то вложился классно, и у него объект подорожал в 20 раз. У кого-то менее удачливого — в 12 раз. Но в любом случае оба обогнали и инфляцию, и депозиты».
Осознанный выбор
Если рассматривать недвижимость как источник рентного дохода, здесь апартаменты по-прежнему выигрывают у жилья. Именно поэтому опытные инвесторы чаще выбирают их. «Мы постоянно делаем анализ, кто у нас является покупателем по апартаментам, — рассказала Евгения Мироненко. — Основная возрастная категория — это 45-54 года, они составляют 59%. Это уже осознанные инвесторы, которые понимают показатели доходности. 55+ — это 23% инвесторов».
«К нам заходит в основном уже подкованный инвестор, где-то, наверное, 45-50 плюс, — подтверждает тенденцию Константин Чирков. — У которого уже есть не одна недвижимость, который понимает, что такое доходность. Он знает, что, если апарт-отель декларирует 9,5-10,5% годовых, это не значит, что он каждый месяц будет 9,5% получать. Есть сезонность, есть зимние периоды, есть летние периоды, в которые можно заработать гораздо больше, но в итоге доходность складывается средняя по году такая».
Рынок закладывает ожидания
Финансовые рынок сейчас, с одной стороны, выигрывает от высокой ключевой ставки, а с другой — даёт возможности выгодно отыграть её будущее понижение.
Поскольку ключ хоть и перестал расти, но находится на рекордно высоком уровне 21% годовых, наиболее популярным способом сбережений остаются банковские вклады. Руководитель по развитию продаж департамента розничного бизнеса ПСБ Иван Ходак рассказал, что в январе 2025 года в целом по банковской системе наблюдался некоторый отток депозитов, но это нормальное явление для начала года после традиционного декабрьского притока. «В целом предыдущий год по депозитам показал колоссальный прирост, — констатировал он. — Объем средств физических лиц на депозитах, накопительных счетах и счетах до востребования вырос более чем на 12 трлн рублей. В текущем году, после пиков декабря, ставки по вкладам начали снижаться, и к настоящему моменту, если брать топ-10 банков, ставка снизилась где-то на полтора процентных пункта. Это закономерно, так как ключевая ставка не растёт. Соответственно, банки начали менее агрессивно работать на рынке пассивов».
Если в геополитике события будут развиваться позитивно, вполне вероятен сценарий со снижением ключевой ставки, уверен Андрей Шульга, куратор по развитию бизнеса по работе с состоятельными и розничными клиентами управляющей компании ПСБ. «Ключевая ставка осталась на прежнем уровне, но мы видим тенденции к снижению инфляции и, вполне возможно, что Центробанк во втором квартале придёт к снижению ключевой ставки, — говорит он. — Фондовый рынок всегда закладывает какие-то ожидания, так или иначе, заранее. Поэтому длинные ОФЗ, наша основная идея в облигациях, уже начали расти. Рост с декабря более чем на 15%. Мы считаем, что на ближайшие полтора-два года это основная идея. Этот рост будет продолжен, он даст в абсолюте до 54% за ближайшие два года», — говорит Андрей Шульга.
По прогнозу ПСБ, средняя ключевая в текущем году составит 18,5% годовых. Это ниже, чем ожидает ЦБ РФ: по состоянию на 14 февраля 2025 года официальный прогноз регулятора — 19-22%.
В петербургском Доме Радио во время реставрации интерьеров обнаружили новые фрагменты настенной живописи. Роспись относится к началу ХХ века, когда было построено здание. Живопись сохранят, изучат и восстановят в рамках проекта ВТБ по реставрации и адаптации Дома Радио к современному использованию.
Роспись была долгое время скрыта от глаз, специалисты обнаружили ее в процессе разбора обшивок стен в зале на пятом этаже, где ранее находилась одна из студий Пятого канала. За картонными акустическими панелями оказались заполненные строительным мусором три глубокие полукруглые ниши – экседры с фрагментами живописи, закрашенной масляной краской. После расчистки ниш реставраторы взяли образцы росписи для исследования химического состава и провели работы по ее укреплению и консервации, заклеив специальной особо прочной бумагой.
«Лабораторная экспертиза показала, что живопись выполнена с использованием натуральных пигментов и относится к началу XX века – периоду постройки здания Благородного собрания. Каждая такая находка для нас – это возможность восстановить утраченные интерьеры и бережно раскрыть исторические слои здания-памятника. Подобные открытия позволяют увидеть его глазами создателей, установить связь с прошлым. Хотя это требует дополнительных исследований и корректировок в проекте, наша главная цель – вернуть исторический облик здания, и результат оправдает затраченные усилия», − рассказала Дарья Филиппова, старший вице-президент ВТБ.
«Найден еще один утраченный фрагмент, что приближает нас к полному восстановлению Дома Радио. После перепланировки зала и переноса располагавшихся здесь гардеробных для открытия стены, мы планируем интегрировать экседры в архитектурное оформление. Сама живопись будет полностью музеефицирована и очищена от поздних наслоений масляной краски. Это позволит восстановить подлинный декор зала, а также даст более полное представление о первоначальном замысле архитектора и художника», − отметила Мария Шапченко, архитектор проекта, руководитель АРМ2 ООО «НИиПИ Спецреставрация».
Сейчас архитекторы бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры», которые отвечают за будущие интерьеры Дома Радио, прорабатывают новую планировку пространства. В будущем в нем расположится хоровая, где резиденты Дома Радио будут готовиться к выступлениям.
Интерьеры Дома Радио, закрытого на реставрацию в апреле 2024 года, отличаются разнообразием оформления и представляют собой высокую художественную ценность. В частности, над созданием живописных панно здесь работал Гавриил Горелов. Работы планируют завершить в конце 2026 года, после чего Дом Радио откроется как многофункциональный культурный центр.
Справка
Дом Радио – здание на углу Малой Садовой и Итальянской улиц в Санкт-Петербурге, построено в 1912–1914 годах по проекту Василия Косякова для Благородного собрания. В 1933 году здание заняло Ленинградское радио. С 2019 года – центр культуры и искусств, официальная резиденция оркестра, хора и танцевальной труппы musicAeterna под руководством дирижера Теодора Курентзиса.
Реставрация и создание современного облика Дома Радио как культурного центра – проект ВТБ в рамках программы банка «Культурная страна». Восстановлением памятника занимаются специалисты «НИиПИ Спецреставрация» и «Специализированного строительного управления – 5». Автором концепции будущего пространства стало архитектурное бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
По поручению главы государства в рамках создания культурно-образовательного центра на берегах Балтики появилось музейное пространство. Филиал галереи станет комфортной средой для просвещения и воплощения творческих замыслов. А для компаний, участвовавших в реализация проекта, — уникальным опытом.
Площадка для архитектурных экспериментов
Концепция освоения острова Октябрьский в Калининграде, расположенного между двумя рукавами реки Преголя, изначально предполагала строительство здесь среднеэтажного жилья с благоустроенной инфраструктурой. Однако она претерпела изменения, и сегодня эта территория рассматривается как единое парковое пространство, объединяющее культурные объекты с различными активными зонами. Это место для отдыха горожан с возможностью проведения открытых выставок, мероприятий, связанных с искусством, театром и другими общественными событиями.
Заказчиком культурно-образовательного кластера выступает некоммерческая организация Фонд проектов социального и культурного назначения «Национальное и культурное наследие».
Сегодня эту территорию можно назвать площадкой для архитектурных экспериментов. Остров обещает стать центром притяжения на многие километры вокруг: здесь будут открыты филиалы Большого театра, Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ), Московской государственной академии хореографии и Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Один из ключевых объектов — филиал Третьяковской галереи. В определенном смысле он является новаторским, поскольку, по утверждению авторов проекта, в воздухе выставочного пространства подвешена анфилада — ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (выставочных залов), проемы которых расположены на одной продольной оси. При этом сама анфилада — достаточно классическая для музея и создает возможность организовывать разные экспозиционные пространства.
Еще одна особенность музея и архитектурная домината — 50-метровая административная башня. В ней оборудованы рабочие кабинеты для сотрудников музея, многофункциональное пространство, предназначенное для презентаций, пресс-конференций и иных мероприятий, а также технические помещения для инженерных систем комплекса.
В режиме 24/7
Реализацией проекта занимался крупнейший строительный холдинг России — ГК «Стройтрансгаз».
— Строительство музея велось в течение четырех лет в режиме 24/7. Оно совпало с началом пандемии COVID-19. И тем не менее работы по возведению здания не останавливались, — поделился генеральный директор ООО «Стройтрансгаз-Запад» Дмитрий Ржанников. —Иногда казалось, что строительство конструктивной части прерывалось, но это связано с другим фактором — поэтапной нагрузкой. До набора прочности определенных блоков не выполнялись работы по возведению следующих. Поэтому строительство несущего монолита каркаса здания велось довольно долго — с августа 2020 года по сентябрь 2022-го.
Главная задача строителей, по словам представителя генподрядчика, — не просто построить современное и красивое здание музея, но и создать там комфортную творческую среду.
Однако в связи с уходом зарубежных компаний из России начались сложности по закупке мультимедийного оборудования иностранных производителей. Тогда было проведено полное перепроектирование на другие рынки.
— Основная поставка осуществлялась из Китая, — поделилась Ирина Игоревна. — Часть мультимедийного оборудования, замена которого не представлялась возможной, была привезена по параллельному импорту. Для устройства систем кондиционирования и вентиляции также провели перепроектирование — были применены отечественные аналоги климатического оборудования. Из отделочных материалов по контрактам была получена только напольная плитка для части общественного пространства первого этажа — натуральный камень из Бразилии.
Для исключения логистических сложностей, связанных с транзитом строительных материалов через Литовскую Республику, было принято решение максимально использовать в проекте материалы отечественных производителей.
На строительстве культурно-образовательного комплекса в Калининграде, по словам Дмитрия Ржанникова, преобладали местные специалисты, которые были задействованы в работе, связанной в основном с монолитом и металлоконструкциями. Для монтажа инженерного и сложного технического оборудования привлекались профессионалы из других регионов России. Велась работа с подрядными организациями, обладающими уникальными специалистами.
При помощи BIM-технологий
В рамках реализации здания филиала Третьяковской галереи в Калининграде компания «Метрополис» разработала проектную и рабочую документацию в части конструктивных решений и проектирования внутренних инженерных систем, а также провела авторский надзор.
— С технической точки зрения команда проекта приобрела ценный опыт проектирования свайного фундамента в условиях сложного инженерно-геологического строения участка строительства, — отмечает руководитель группы КР компании «Метрополис» Иван Клоков. — Исходная сейсмичность территории на острове Октябрьский составляет 6,3 балла, при этом по сейсмическим свойствам грунты относятся к III категории, что в соответствии с СП 14.13330.2018 увеличивает сейсмичность участка изысканий до 7,3 балла.
По результатам расчетов были запроектированы 4500 свай с применением штифтового соединения — инновационного на территории России. Технология устройства стыков секций сборных железобетонных свай при помощи штифтовых соединений, по мнению команды «Метрополис», является перспективной и обеспечивает значительное сокращение объема материалов для реализации, трудоемкости, а также времени на их стыковку при достаточно высоких показателях прочности и долговечности.
Проект разрабатывался при помощи BIM-технологий с полной увязкой конструктивных элементов и инженерных трасс смежных отделов с последующей проверкой на «коллизии» и их устранения. На стадии рабочего проектирования это позволило со 100% точностью произвести все расчеты в проекте.
Пространство для творчества
Филиал Третьяковской галереи спроектирован и возведен согласно всем современным стандартам, предъявляемым к музеям. Проект уникален не только визуально, но и по своему наполнению. Общая площадь объекта составляет 17,6 тысячи квадратных метров. Первый этаж здания по задумке максимально прозрачен. Основное пространство занимают входной холл, зал для кинопоказов и лекций на 276 мест, большое кафе, библиотека, иные помещения.
Площадь третьего этажа в 4,4 тысячи квадратных метров предназначена для выставочных залов. Здесь также предусмотрены пространства для творческих мастерских.
Один из центральных элементов интерьера и украшение входной зоны музея — парадная лестница. Она связывает первый этаж с выставочным и общественным пространством третьего этажа. Однако это не только средство для передвижения. Входная зона музея многофункциональна — так, ступени парадной лестницы могут служить пространством для лекций, мастер-классов или отдыха. Из окон здания открываются потрясающие панорамы на Калининград и строящиеся рядом культурные объекты. Особенность музейного комплекса — уникальное сочетание дневного и искусственного освещения.
— В залах и галереях предусмотрен верхний свет, который может быть закрыт светонепроницаемыми или полупрозрачными рулонными шторами, рассеивающими лучи по требованию куратора или при климатической необходимости, — продолжает Дмитрий Ржанников. — Для организации естественного освещения выставочных залов на основной крыше смонтированы 126 зенитных фонарей, изготовленных по индивидуальному проекту специально для данного здания. Масштабные конструкции имеют различную геометрическую форму: круглые диаметром 1,2–3,6 метра, квадратные и прямоугольные с длиной сторон 1,2–39,5 метра.
На крыше здания установлены рольставни. Они смогут регулировать естественный свет от зенитных фонарей целыми группами. С их помощью, а также системы «blackout-dimout» сотрудники музея в любое время суток смогут дополнительно осветить или затемнить выставочные залы для создания антуража. Уникальную систему разработали специалисты из инновационного центра «Сколково».
При передаче музея пользователям большое внимание уделено функционированию систем жизнеобеспечения здания. В течение нескольких лет ООО «СТГ-Запад» будет обеспечивать гарантийные обязательства.
Безопасность и микроклимат
Эффективная защита музейных экспонатов требует комплексного подхода и применения различных методов и технологий. Всего в музее предусмотрено порядка 20 систем безопасности, в том числе системы охранной сигнализации, видеонаблюдения и автоматизации. Для их организации суммарно смонтировано более 250 километров кабеля.
В случае экстренной ситуации использование системы пожаротушения с тонкораспыленной водой позволяет максимально сохранить все экспонаты, так как вода под высоким давлением (свыше 10 кг) создает дисперсную пыль, которая не повреждает картины.
По пожеланию будущих пользователей для музея спроектированы сложные технические решения, которые позволят подстраивать инженерное оборудование и системы безопасности под требования различных выставок. Например, для организации экспозиции современного искусства можно выставить перегородки определенным образом, при этом перенеся все датчики, подключаемые либо по проводным кабелям, либо по беспроводной технологии.
Также организована система для создания музейного микроклимата. Она предназначена для обеспечения сохранности экспонатов как в периоды выставок, так и во время их хранения и позволяет в круглосуточном режиме с помощью датчиков отслеживать текущую ситуацию по множеству параметров. При необходимости включается в автоматическом режиме для их поддержания на заданном уровне. Создана специальная система хранения произведений искусства и специальные помещения для реставрации.
В системах кондиционирования воздуха будет производиться тепловлажностная обработка воздуха для круглосуточного и круглогодичного поддержания требуемых параметров микроклимата, необходимого для содержания дорогостоящих экспонатов. Вентиляция предусматривает очистку наружного воздуха, утилизацию теплоты удаляемого воздуха, нагрев воздуха в холодный период до 12 °С, бактерицидную обработку.
Без традиционных ограничений
В роли комплексного субподрядчика по оснащению общественных зон и уникальных залов самым современным мультимедийным оборудованием выступило ООО «ЦС Проект».
— Наши специалисты спроектировали все мультимедийные системы, выполнили поставку оборудования, монтажные и пусконаладочные работы, — рассказывает заместитель директора ООО «ЦС Проект» Максим Эшкинд. — Важно отметить, что среди реализованных проектов данный объект является для нас особенным: благодаря тому, что это новое строительство, у нас была возможность предусмотреть и взаимоувязать применяемое оборудование и архитектурные решения без традиционных ограничений, с которыми приходится сталкиваться при работе с уже возведенными объектами.
Видеопанели и акустические системы в общественных зонах информируют посетителей об актуальных выставках и мероприятиях, а также с помощью различных аудиовизуальных приемов подчеркивают общую концепцию пространств.
— С точки зрения уникальных помещений прежде всего хотелось бы отметить универсальный зал, выполняющий сразу несколько функций, — рассказывает Максим Эшкинд. — Во-первых, это кинотеатр с особым функционалом. Зал оборудован профессиональной киноустановкой кинотеатрального класса, позволяющей транслировать изображение высочайшего качества. Каждое зрительское место в зале оборудовано системой синхронного перевода, что позволяет смотреть фильмы на языке оригинала и организовывать конференции с приглашением зарубежных гостей и спикеров. Система объемного звука 7.1 передового кинотеатрального уровня дает зрителю почувствовать себя непосредственным участником сюжета. Во-вторых, зал оснащен современным сценическим световым и другим оборудованием, которое позволяет проводить на высоком художественном уровне концертные мероприятия любого класса, в том числе приглашать артистов мирового уровня.
Для более кулуарных мероприятий оборудована аудитория на 98 мест, также обладающая сопоставимым уровнем оснащения, включающим возможности показа видеоматериалов с высококлассным звуковым сопровождением, записи и ТВ-трансляции. Для международных мероприятий аудитория оснащена передовой дискуссионной системой с возможностью синхронного перевода по инфракрасным каналам связи.
Многофункциональный зал оборудован мобильными аудиовизуальными комплексами с возможностью конфигурации под требования конкретного мероприятия, включая современные интерактивные панели на мобильных стойках, позволяющие, помимо прочего, применять интерактивное взаимодействие и даже транслировать изображение на персональные устройства посетителей.
Входная зона с атриумом — это не просто многосветное пространство, но и трансформируемое помещение, которое с помощью мобильных средств мультимедиа может быть переоборудовано в зал для проведения различных культурных мероприятий, в том числе концертов с возможностью подключения электрических инструментов, микрофонов и акустических систем.
Все залы для проведения мероприятий могут не только принимать гостей офлайн, но и подключать спикеров и участников из любой точки мира благодаря современным системам видеоконференцсвязи, записи и трансляции.
— Весь комплекс мультимедийных средств здания объединен в интегрированную систему управления, которая позволяет свести все управление к нескольким сенсорным панелям, — продолжает специалист. — В результате, эксплуатация даже технически сложных мультимедийных залов становится не сложнее, чем использование смартфона или планшета. Система управления позволяет сократить количество операторов (персонала), а порой и передать управление в руки пользователей без специальной технической подготовки.
Также Максим Эшкинд отметил, что участие в подобного рода проектах — это всегда уникальный опыт.
— Мы ценим высокий профессионализм всей строительной команды проекта, генерального подрядчика и с уверенностью смотрим в будущее с готовностью применить полученный опыт в новых проектах, — резюмировал он.
P. S. Сейчас в здании филиала Третьяковской галереи в Калининграде идет наладка сложного климатического оборудования, а коллектив музея готовится к встрече посетителей. Первыми откроются две постоянные экспозиции: Детский музей и мультимедийный проект «Зал истории Третьяковской галереи», также анонсирована выставка «Пять веков русского искусства».