Итоги года не подвели


28.12.2023 11:43

Региональные власти двух столичных агломераций уже начали отчитываться о достижениях по итогам 2023 года. Очевидная заслуга властей — организация строительного процесса, но без частных инвестиций планы по вводу жилья, дорог или социальных объектов выполнить невозможно.


Любое строительство подчинено действующему законодательству. В этой сфере произошли некоторые изменения. Многие документы — законы, постановления и проч. — вступили в силу 1 сентября, словно знаменуя начало учебного года.

Цели властей в регулировании работы строительного комплекса обозначил Марат Хуснуллин, вице-премьер: «Правительство ведет системную работу по ускорению процессов на всех этапах строительства без снижения требований к качеству и безопасности объектов. Тем самым обеспечиваем условия для ввода жилья и социальных объектов, необходимых для поддержания высокого уровня жизни наших граждан, в сжатые сроки».

С 1 сентября начато формирование реестра документов, сведений, материалов и согласований, необходимых при строительстве, в электронном виде. Цифровой реестр размещается на базе новой единой информационной системы «Стройкомплекс.рф».

Кроме того, правительство РФ утвердило систему мониторинга хода возведения объектов с федеральным финансированием в режиме реального времени. Функция начнет действовать с 1 января 2024 года.

 

Кадры, которые решают

В течение года в правительствах двух столичных агломераций произошли кадровые перестановки. В Москве и Московской области причиной переназначения в региональных правительствах стали выборы губернатора и мэра, при этом большинство чиновников остались на своих местах. В Ленинградской области кадровые перестановки вызваны очень разными причинами. В Петербурге кадровые назначения напоминают броуновское движение.

После переизбрания мэром столицы Сергея Собянина выполнена необходимая процедура утверждения нового состава правительства. Все вице-мэры остались на своих местах. Кадровые изменения коснулись нескольких департаментов. Новым руководителем департамента культуры утвержден Алексей Фурсин, ранее возглавлявший департамент предпринимательства и инновационного развития и курировавший вопросы бизнеса, технопарков и поддержки стартапов. В его кресло пересела Кристина Кострома, работавшая первым заместителем.

Департамент природопользования и охраны окружающей среды вместо уволившегося по собственному желанию Антона Кульбачевского возглавила Юлия Урожаева, ранее служившая заместителем начальника Главного контрольного управления Москвы.

Руководителем департамента капитального ремонта назначен Алексей Беляев, бывший префект Северо-Восточного административного округа. Он заменил уволившегося по собственному желанию Алексея Елисеева. СВАО возглавил Сергей Мельников, ранее работавший заместителем руководителя департамента капремонта.

Переизбрание губернатором Подмосковья Андрея Воробьева также сопровождалось переназначением состава правительства. На своих местах остались прежде работавшие вице-губернаторы, к ним добавился Роман Каратаев, ранее возглавлявший Главное управление региональной безопасности Подмосковья. Его кресло занял Кирилл Карасев.

Добавился еще один первый заместитель областного правительства — Максим Фомин, курирующий строительство, из «рядового» зама он перешел в статус «первого». Также зампредом стала министр экономики Наталья Масленкина.

В Ленинградской области существенные изменения претерпел комитет по строительству. Константин Панкратьев освобожден от должности председателя комитета, его сменил Виталий Лазуткин. Первым заместителем председателя назначен Евгений Енокаев, который отвечает за социальные объекты. Еще один новый заместитель – Лиана Кумышева.

Юрий Андреев, возглавлявший комитет по топливно-энергетическому комплексу, ушел в отставку: против него возбуждено уголовное дело, сам он отправлен под стражу.

Ушли и вернулись чиновники комитета по природным ресурсам. По данным региональных СМИ, председатель комитета Денис Беляев и его бывший первый заместитель Николай Волчуга не могли поладить, поэтому обоим пришлось уйти. Однако они вернулись. Николай Волчуга — на прежнюю должность, Денис Беляев — в кресло председателя комитета государственного жилищного надзора и контроля.

Иван Колпаков освобожден от должности советника губернатора 47-го региона. Это связано с его назначением на пост проректора Кыргызско-Российского Славянского университета. Вячеслав Рябцев освобожден от должности председателя комитета по правопорядку и безопасности Ленобласти.

Маринэ Тоноян назначена председателем комитета по управлению государственным имуществом. Ранее она возглавляла областной комитет государственного экологического надзора.

В Петербурге кадровые перестановки сопровождались перераспределением функций. Но от перестановок мало что меняется.

Глава Красногвардейского района Евгений Разумишкин назначен на пост вице-губернатора Петербурга. Он будет курировать вопросы городского хозяйства, жилищной политики и благоустройства. Предшественник Евгения Разумишкина, Анатолий Повелий, назначен советником губернатора. Также советником назначен Александр Малькевич, руководивший телеканалом «Санкт-Петербург».

От приставки «врио» избавились Алексей Геращенко (теперь начальник Государственной административно-технической инспекции), Алексей Зырянов (председатель комитета по экономической политике), Иван Складчиков (председатель комитета по инвестициям), Александр Федотов (председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры).

Должность вице-губернатора получила Наталья Чечина, работавшая председателем комитета территориального развития. Председателем комитета территориального развития утвержден вернувшийся из Законодательного собрания Денис Царегородцев.

Наталья Чечина получила в нагрузку обязанности других вице-губернаторов: кураторство комитетов по социальной и молодежной политике; ранее это были функции вице-губернаторов Олега Эргашева и Бориса Пиотровского.

Борис Пиотровский взамен получил кураторство над управлением внутренней политики — новой структурой в администрации. Он больше не курирует комитет по межнациональным отношениям – обязанности переданы вице-губернатору Валерию Пикалеву, который в свою очередь передает кураторство комитета имущественных отношений вице-губернатору Николаю Линченко.

Одновременно Николай Линченко лишается кураторства над КГИОП — контроль переходит к вице-губернатору Валерию Москаленке.

Комитет по контролю за имуществом переподчинен от губернатора Александра Беглова финансовому вице-губернатору Алексею Корабельникову.

Бывший председатель комитета по инвестициям Роман Голованов назначен председателем комитета по контролю за имуществом. С места прежнего председателя он ушел в октябре 2022 года, после этого работал советником губернатора.

Начальником Управления делами администрации губернатора назначен бывший глава Горизбиркома Виктор Панкевич.

Что может поменяться в связи с перераспределением функций и пересадкой в новые кресла — непонятно.

 

Документы в сфере строительства, вступившие в силу в 2023 году

Документ

Содержание документа

Вступает в силу

Постановление Правительства РФ от 08.02.2023 № 176 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Внесены изменения в правила подготовки документации по планировке территории.

В частности, уточнен порядок представления и подписания заинтересованным лицом заявления о подготовке документации по планировке территории на бумажном носителе или в форме электронного документа, сокращены сроки рассмотрения и согласования уполномоченными органами представленной документации по планировке территории

18 февраля 2023 года

Постановление Правительства РФ от 04.05.2023 № 703 «Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования»

Вступают в действие критерии, которые позволяют относить сооружения и постройки к вспомогательным. Это могут быть бани, навесы, колодцы и другие хозяйственные постройки, а также склады и иные непроизводственные объекты площадью до 1,5 тыс. квадратных метров, необходимые для ведения бизнеса. Их станет быстрее и проще возводить

1 сентября 2023 года — до 1 сентября 2028 года

Постановление Правительства РФ от 29.05.2023 № 857 «Об утверждении требований к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства и Правил согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства»

Установлены требования к архитектурно-строительному облику объекта капитального строительства и порядок согласования облика. Постановление не распространяется на города федерального значения (Москву, Петербург и Севастополь)

1 сентября 2023 года — до 1 сентября 2028 года

Постановление Правительства РФ от 25.03.2023 № 474 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Изменения направлены на реализацию положений Федерального закона от 14.07.2022 № 350-ФЗ, которым вводится институт типовых проектных решений, предназначенных для многократного применения при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта капстроительства

4 апреля 2023 года

Постановление Правительства РФ от 03.04.2023 № 530 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Сокращены сроки проверки документации по планировке территории с 20 до 15 рабочих дней

12 апреля 2023 года

Постановление Правительства РФ от 18.02.2023 № 270 «О некоторых вопросах использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства»

Внесены изменения в правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков в границах таких зон. Расширен перечень запретов на ряд действий в границах зон

1 сентября 2023 года

Постановление Правительства РФ от 19.06.2023 № 1003 «О внесении изменений в Правила финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Распространено использование механизма инфраструктурных облигаций в сфере строительства объектов электроэнергетики, снижены требования к критерию отбора в отношении проектов строительства наемных домов с 10 до 5 тыс. кв. м. Обязательства застройщика по возврату суммы займа теперь могут быть обеспечены независимой гарантией или поручительством организации, имеющей наивысший рейтинг платежеспособности

29 июня 2023 года

Совместный приказ Минэкономразвития России № 385, Росреестра № П/0215 от 13.06.2023 «Об утверждении примерных алгоритмов действий инвестора по получению земельных участков в аренду»

Утверждена «дорожная карта» действий инвестора по получению земельного участка в аренду без торгов и на торгах. Изменены порядок и сроки проведения государственной экологической экспертизы, в том числе по принципу «одного окна». Также закон предусматривает субсидиарную ответственность саморегулируемой организации (СРО) и соответствующего Национального объединения СРО за причинение вреда их членами вследствие недостатков работы или услуги. Изменены требования к ответственности членов СРО: предельный первый уровень ответственности увеличен с 60 до 90 миллионов рублей. Увеличены предельные значения обязательств по договорам подряда в строительстве для первого уровня ответственности члена СРО

1 сентября 2023 года

Постановление Правительства РФ от 14.10.2023 № 1697 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452»

Перенесен срок завершения перехода субъектов РФ на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства

1 сентября 2023 года

Постановление Правительства РФ от 31.08.2023 № 1417 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования...»

Установлен новый порядок формирования и ведения реестра требований в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса объектов капитального строительства

1 сентября 2023 года

Постановление Правительства РФ от 29.06.2023 № 1066 «О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства»

Установлены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. Отменены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов капстроительства. При использовании новых типовых условий подрядчик обязан обеспечить устранение выявленных недостатков и не продолжать работы до составления актов об устранении недостатков, а также устранять нарушения, выявленные органом государственного строительного надзора, за свой счет и в срок, определенный таким органом

1 сентября 2023 года

Федеральный закон № 365-ФЗ от 24.07.2023 «О внесении изменений в статьи 57 и 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон ”Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”»

Определены особенности капитального ремонта многоквартирных домов — ОКН. Ранее такие работы не допускались. Одновременно вступают в силу требования к архитектурно-градостроительному облику зданий и порядок его согласования. Также исключен ряд избыточных и устаревших согласований в инфраструктурном и транспортном строительстве

1 сентября 2023 года

Приказ Минстроя РФ от 22.02.2018 №115/пр (редакция от 7 августа 2023 года) «Об утверждении порядка ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов»

Новая редакция Порядка ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации

4 декабря 2023 года

Федеральный закон от 10.07.2023 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Поправки в Градостроительный кодекс устанавливают субсидиарную ответственность саморегулируемых организаций (СРО) строительной отрасли

1 сентября 2023 года

Федеральный закон от 19.12.2022 № 541-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 18-1 Федерального закона ”О защите конкуренции”»

Закон сокращает перечень документов для выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. План территориального планирования и план зонирования земельного участка объединяются в единый документ. Это позволит сократить процесс их согласования

1 сентября 2023 года

Федеральный закон от 24.07.2023 № 368-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ”О государственной регистрации недвижимости”»

Упрощается получение разрешения на ввод незавершенных объектов в эксплуатацию — без учета ограничений на землю, возникших в период строительства. Это позволит существенно сократить список таких объектов

1 сентября 2023 года

Федеральный закон от 10.07.2023 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Упрощается проведение экологической экспертизы и экспертизы проектной документации по принципу «одного окна». По их итогам можно будет получить единое заключение. Сроки ввода объектов могут сократиться примерно на полгода

1 сентября 2023 года

Постановление Правительства РФ № 717 от 6 мая 2023 года «Об утверждении Положения о порядке экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации объекта капитального строительства, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

По новым правилам предварительная оценка проектных решений может осуществляться исключительно по решению застройщика или технического заказчика. Случаи обязательного проведения экспертного сопровождения в Градостроительном кодексе и постановлении № 717 не установлены

1 сентября 2023 года

Постановление Правительства РФ от 31 августа 2023 года № 1411 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам жилищного (ипотечного) кредитования граждан Российской Федерации»

IT-специалисты в возрасте до 36 лет смогут оформить льготный ипотечный кредит без учета требований к уровню минимальной зарплаты

1 сентября 2023 года

Источник: интернет-порталы официальных органов власти, консалтинговых компаний, СМИ

Дороги, которые выбирают

Дорожное строительство — важная составляющая для любого региона. Но подходы к инфраструктуре в регионах разные, они зависят в том числе от количества водных объектов. Например, в Ленинградской области в сезон работ многие дороги ремонтируются. Зато построены новые мосты. Крупнейшим проектом в регионе стал мост Победы — переправа через реку Свирь в Подпорожском районе. Он построен на три года раньше запланированного срока.

В Московской области региональный участок трассы Москва — Казань также открыт почти на год раньше срока. Протяженность трассы в Подмосковье — 77 км. В 2022 году открыт первый пусковой комплекс — 22 км от ЦКАД до пересечения с А-108 Московское большое кольцо.

В Москве введены в эксплуатацию несколько крупных дорожных проектов. Один из интересных – северный дублер Кутузовского проспекта, который соединит платную областную трассу «Северный обход города Одинцово» с деловым центром «Москва-Сити». Завершен важный проект строительства северного направления МСД в районе Некрасовка и соединение с трассой Москва — Нижний Новгород — Казань.

Также в столице в 2023 году стартовало строительство еще нескольких масштабных объектов: автомобильный мост через Москва-реку в створе Берегового проезда и два пешеходных моста — через Нагатинский затон и реку Яузу возле Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана; путепроводы между улицей Малыгина и Малыгинским проездом, между Костромской улицей и Юрловским проездом и на участке от Большой Академической улицы до улицы Академика Королева. Ввод объектов ожидается в 2025–2026 годах.

В Петербурге одним из главных достижений уходящего года в дорожном строительстве можно считать приведение в нормативное состояние дорог — таких дорог в городе теперь 85%.

Масштабные проекты ожидают город в будущем. Начато строительство южного участка Широтной магистрали Пушкин — Славянка, где активно развивается жилищное строительство; улично-дорожной сети на намыве; дорожной сети в Кронштадте. В 2023 году утверждено строительство двух новых веток метро — от Витебского проспекта неподалеку от «СКА Арена» до Шушар и ответвление от Кировско-Выборгской линии — от «Проспекта Ветеранов» до станции «Пулковские высоты», района жилой застройки южнее Пулковской обсерватории.

Здание автовокзала в Бронницах
Источник: пресс-служба Главного управления государственного строительного надзора Московской области

Жилье – план с походом

В 2023 году в России ожидается ввод 104–105 млн кв. м жилья. Об этом в ноябре сообщил Ирек Файзуллин, министр строительства и ЖКХ.

Столичные агломерации досрочно выполнили годовые планы по вводу. По данным Росстата, по вводу жилья за 11 месяцев 2023 года лидирует Московская область — здесь сдано 10,3 млн кв. м. При этом в регионе введено больше всего объектов ИЖС – 6,9 млн кв. м.

В числе лидеров страны также Ленинградская область, где введено 3,8 млн кв. м, в том числе 2,4 млн кв. м — ИЖС. При этом план ввода на 2023 год был 2,95 млн кв. м.

В Москве введено 5,7 млн кв. м при плане 4,5 млн кв. м.

В Петербурге объем ввода составил более 3 млн кв. м при плане в 2,6 млн кв. м.

 

Коммерческие объекты, введенные в эксплуатацию в 2023 году

Регион

Вид недвижимости

Название проекта

Арендопригодная площадь, кв. м

Москва

Торговая

Прокшино

8 тыс.

Лайнер

10,5 тыс.

Митино парк

27 тыс.

Discovery

17,5 тыс.

Нагорный

12 тыс.

Байконур

8,6 тыс.

Планета

4,7 тыс.

Кувшинка

5,3 тыс.

Сиеста

14 тыс.

Место встречи Звездный

5,3 тыс.

Москва и Подмосковье

Складская

Восток-Сервис-Спецкомплект

55,5 тыс.

ЛП А2 Обухово

40 тыс.

ПФО Радумля

30 тыс.

Транссервис Пушкино

30 тыс.

ИП PNK Парк Софьино

27,5 тыс.

PNK Парк Пушкино-2

450 тыс.

РЦ торговой сети Hoff

20 тыс.

Петербург и Ленобласть

Складская

Новый блок РЦ Ozon

27 тыс.

Северная звезда

11 тыс.

Производственно-складской корпус ЭС Эм Си Пневматик

15 тыс.

РЦ Wildberries

105,9 тыс.

Армада Парк Шушары

107,1 тыс.

Русич-Шушары

45 тыс.

Проект 111

29,7 тыс.

Адмирал

63,9 тыс.

PNK Парк Шушары-3

61 тыс.

Грандо

10 тыс.

Петербург

Торговая

Специализированный интерьерно-выставочный центр «Мöбельбург»

17,2 тыс.

Петербург

Офисная

Сенатор на Миллионной, 5

8,7 тыс.

Сенатор на Миллионной, 6

11,9 тыс.

Сенатор на проспекте Медиков

10,4 тыс.

Тесла

10,4 тыс.

М22

15,9 тыс.

Обводный двор

8 тыс.

Сенатор на улице Одоевского

8,3 тыс.

Канатный Цех

15 тыс.

Шанс

14 тыс.

Атлас Сити, 2-я оч.

10 тыс.

Авангард

7,8 тыс.

Москва

Офисная

Парк Легенд

40 тыс.

DM Tower

30 тыс.

Ломоносов

18 тыс.

Nagatino i-Land на ул. Лихачева, 8

36 тыс.

Бизнес Сити

21 тыс.

Источник: интернет-порталы официальных органов власти, консалтинговых компаний, СМИ

Частные инвесторы в помощь

Интенсивно идет строительство социальной инфраструктуры.

По состоянию на начало декабря в Москве были введены в эксплуатацию более 90 социальных объектов, 62 из них построены за счет внебюджетных источников. В том числе сданы в эксплуатацию 39 детских садов и 20 школ, построены 16 спортивных объектов, 17 объектов здравоохранения.

По новому московскому стандарту построены поликлиники на улицах Твардовского, Игральной и Измайловском проспекте, поликлиники в районе Солнцево, на Дмитровском шоссе, на Синявинской улице и в районе Ховрино. Построен детский корпус больницы в Коммунарке, медицинский корпус ГКБ № 13 на Велозаводской улице, новый флагманский центр с вертолетной площадкой на территории № 15 имени О. М. Филатова, новый корпус Инфекционной клинической больницы № 1, подстанция скорой помощи в Щербинке.

В числе спортивных объектов — Дворец спорта «Некрасовка», Центр фигурного катания Этери Тутберидзе в Ясеневе, два физкультурно-оздоровительных комплекса с бассейнами в районах Внуково и Крюково, спортивный комплекс «Академия спорта ”Динамо”» в Петровском парке, крытый каток «Сталкер» в Куркине и др.

В Петербурге на 2023 год планировалось ввести 37 детских садов, 18 школ, 14 объектов здравоохранения, один спортивный объект и шесть объектов иного назначения. По факту уже построены 24 школы и 36 детских садов, амбулаторно-поликлинический онкологический корпус в Песочном, поликлиника на Туристской улице, детский туберкулезный санаторий в Ушкове, два крытых спортивных комплекса в Приморском и Колпинском районах, Центр олимпийской подготовки по баскетболу, крытый каток с искусственным льдом в Василеостровском районе, Яхт-клуб Санкт-Петербурга на новой базе, а также крупнейший ледовый стадион «СКА Арена».

Больше половины социальных объектов построены на внебюджетные средства.

В Ленобласти в текущем году запланирован ввод десяти детских садов и четырех школ. Уже введены в эксплуатацию десять образовательных учреждений, еще четыре будут готовы до конца года. Также введены стадион «Спартак» в Гатчине, физкультурно-оздоровительные комплексы в деревне Виллози, в Сертолове, Высоцке, Каменногорске, ледовые арены в Волховском районе, Светогорске, Выборге, стадион и ледовый дворец в Рощине, спортивно-оздоровительный комплекс в Приозерском районе. Новые поликлиники открылись в Новоселье, Кудрове.

В Подмосковье по плану предполагалось построить 56 социальных объектов. В том числе 48 детских садов. Построены три подстанции сокрой помощи, два ФАПа. Введены несколько школ, а также лицей и школа при нем. До конца года будут введены 13 крупных спортивных объектов, почти половина возводится за счет инвесторов.

Источник: пресс-служба Администрации Санкт-Петербурга

Заводы, склады…

Ситуация с нежилыми объектами в регионах разная. Например, в Петербурге за год не введено в эксплуатацию ни одного торгового комплекса — лишь специализированный интерьерно-выставочный центр «Мöбельбург».

Зато число офисных комплексов приближается к двум десяткам. Но большинство из них плохо заполняются.

В Москве — ситуация иная. Стремительно сдаются в аренду офисы со сроками сдачи в 2025 году и позже, при этом объем офисной недвижимости перевалил за 20 млн кв. м.

В столице сданы в эксплуатацию несколько торговых центров совокупной арендопригодной площадью примерно 130 тыс. кв. м.

Ожидаемый объем ввода складских комплексов в Москве и Московской области — 1,5 млн кв. м; в Петербурге и Ленинградской области — в три раза меньше.

В Московской и Ленинградской областях введено довольно много промышленных объектов. Помимо этого, в Ленобласти построен новый автовокзал в Подпорожье, а в Подмосковье начал работу транспортно-пересадочный узел с автовокзалом в Бронницах.

Кроме того, в Московской области введен в эксплуатацию производственно-складской комплекс по изготовлению абразивных лент компании Abraform в Электростали; производственно-складской корпус в индустриальном парке «Кабаново» Орехово-Зуевского городского округа; сортировочный центр вблизи аэропорта Шереметьево.

В Москве завершено строительство нескольких крупных проектов. Достроен Национальный космический центр на территории Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени М. В. Хруничева. В индустриальном парке «Руднево» завершилось строительство завода для концерна «Алмаз-Антей». Здесь откроется производство ракет ПВО. В начале года открылся кластер «Ломоносов» — флагман инновационного научно-технического центра МГУ «Воробьевы горы». Появился в столице и новый кинопарк «Москино» в Новой Москве – первая очередь кинокластера.

В ОЭЗ «Технополис Москва» открылись примерно три десятка новых небольших предприятий. Теперь приходится расширять территорию зоны. В ее состав включены дополнительные земельные участки площадью 16,4 га на территории индустриального парка «Руднево». Общая площадь столичной ОЭЗ теперь превышает 275 га.

Центр коллективного пользования Федерального центра беспилотных авиационных систем
Источник: В. Новиков. Пресс-служба мэра и Правительства Москвы


АВТОР: Лариса Петрова
ИСТОЧНИК ФОТО: пресс-служба Правительства Ленинградской области



28.12.2023 11:12

Об итогах юбилейного года и перспективах развития экспертизы мы поговорили с начальником ГАУ «Леноблгосэкспертиза» Денисом Горбуновым.


Денис Александрович, как вы оцениваете итоги 2023 года? Что можете выделить?

— 2023 год получился очень насыщенным и разнообразным. Были заданы новые тренды, подняты вопросы, которым раньше, на мой взгляд, уделялось недостаточно внимания.

В первую очередь я говорю о глобальном переосмыслении роли и задачи экспертного сообщества в современном строительном процессе. Экспертиза больше не рассматривается как административный барьер. Эксперты — это уникальный высококвалифицированный ресурс, действенный инструмент повышения качества проектирования и строительства. Огромная заслуга в этом Минстроя России, ФАУ «Главгосэкспертиза России» и Ассоциации экспертиз России, которые формируют стратегию развития института экспертизы.

По словам министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирека Файзуллина, экспертиза в строительной отрасли используется не только для поиска нарушений и ошибок в проектах и сметах, но и для предотвращения таковых. Эксперты улучшают контроль за качеством проектирования, повышая тем самым эффективность управления стройкой.

 

Новые тренды задают новые векторы развития. На что сейчас направлено внимание экспертного сообщества?

— Помимо развития цифровых технологий, важнейшими темами стали поднятие уровня проектирования и усиление роли заказчика.

Вопросы наболевшие. На IX Всероссийском совещании организаций государственной экспертизы президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров озвучил следующие цифры: «В 69% рассмотренных случаев поданная на экспертизу проектная документация была подписана специалистами, которые не имеют на это полномочий». Получается абсурдная ситуация: заказчики принимают у подрядчиков проектную документацию, в разработке которой не участвовали соответствующие специалисты (ГИП и ГАП), как этого требует Градостроительный кодекс РФ. И все это, конечно, сказывается на уровне подготовки проектной документации.

В результате было принято решение, что органам экспертизы нужно усилить контроль за проверкой идентификационных номеров специалистов в НРС (Национальный реестр специалистов) и вид деятельности, к которой они допущены.

 

Что могут сделать эксперты для повышения уровня проектирования, помимо проверки специалиста в НРС?

— Эксперты могут делиться своими знаниями. Экспертиза Ленинградской области проводит регулярные бесплатные семинары уже более десяти лет.

Наша целевая аудитория — это не только крупные застройщики, промышленники, сетевые компании, технические заказчики и проектировщики, это все муниципальные образования и государственные учреждения. Новое строительство, реконструкция или капитальный ремонт, финансируемый региональным бюджетом, обязывает пройти государственную экспертизу. Но далеко не у всех, в силу отсутствия опыта, есть четкое понимание процедуры и требований. Вебинары дают возможность любому заказчику получить сведения, которые необходимы им для подготовки проектно-сметной документации.

Для максимального охвата аудитории мы проводим открытые трансляции в своем телеграм-канале. Тематику формируем свободно и всегда спрашиваем проектировщиков и застройщиков о вопросах, которые им хотелось бы рассмотреть в первую очередь. По итогам мероприятий выкладываем презентации и видеозаписи в наши социальные сети.

Убежден, что доступность методических рекомендаций и видеозаписей обучающих мероприятий — один из важнейших инструментов в решении вопроса по повышению уровня заказчиков и проектировщиков региона.

 

Усиление роли заказчика. Об этом активно говорят весь год на совещаниях с участием экспертиз. Раскройте, пожалуйста, о чем идет речь.

— Усиление роли заказчика означает усиление, осознание и — такое сейчас модное слово — принятие заказчиком своей ответственности, которая должна распространяться на весь жизненный цикл объекта.

Полностью согласен со словами начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игоря Манылова: «Именно заказчик отвечает за весь итог создания объекта и его дальнейшую эксплуатацию».

Высокая степень вовлеченности заказчиков в процессы проектирования и экспертизы позволит сделать существенный шаг в развитии строительной отрасли.

Изменится подход — изменится и качество управления строительством, в том числе и качество проектных решений.

Особое внимание должно уделяться своевременной подготовке рабочей документации и составления сметы контракта. Вопросы сложные, требующие максимального внимания и компетентности специалистов. Минстрой и Главгосэкспертиза регулярно проводят вебинары, публикуют разъяснения. Мы также размещаем актуальную информацию на своих ресурсах.

 

В этом году Леноблгосэкспертизе исполнилось 35 лет. Примите наши самые искренние поздравления! Как прошел юбилейный год? Какие планы на будущее?

— Спасибо за поздравления! 12 декабря 1988 года было утверждено Положение об Управлении государственной вневедомственной экспертизой Ленинградской области. Эту точку мы считаем отправной в истории нашего учреждения.

За 35 лет экспертиза выросла в большое сильное самостоятельное ведомство. Был пройден мощный уникальный путь становления и развития института экспертизы.

Бесспорно, успех ГАУ «Леноблгосэкспертиза» сегодня — это результат кропотливой совместной работы, постоянного взаимодействия с заказчиками, Правительством Ленинградской области, муниципальными образованиями, профессиональными объединениями, коллегами из других экспертных организаций.

Менялись названия и организационные формы, задачи и полномочия, но всегда неизменными оставались ценности нашего учреждения: профессионализм, ответственность, беспристрастность, работа в команде, саморазвитие, преемственность поколений.

Высокий интеллектуальный потенциал сотрудников – наша профессиональная гордость. Благодаря этому институт экспертизы уже сейчас закладывает фундамент для развития технологий будущего: внедряются цифровые решения, совершенствуется система управления в строительной отрасли.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Правительство Ленинградской области, строительный блок региона, коллег, заказчиков, профессиональное сообщество за добрые слова и пожелания в наш адрес!

И если коротко о планах — «Помня о прошлом, веря в настоящее, строим будущее»!

Всех — с наступающим Новым годом! Пусть 2024-й станет для всех нас годом достижений и личных побед, новых свершений и ярких идей, долгожданных перемен и знаковых событий!

От всего сердца желаем счастья, здоровья и процветания! Счастливого Нового года!


АВТОР: Константин Марьин
ИСТОЧНИК ФОТО: пресс-служба ГАУ «Леноблгосэкспертиза»



27.12.2023 14:30

В ближайшие три года в России сохранится тренд на активное возведение объектов транспортной инфраструктуры. При этом работы будут идти не только в рамках бюджетного финансирования, но и с привлечением внебюджетных источников. Перспективные проекты ближайшего будущего чиновники обсудили на главном событии года для дорожной отрасли — XVII международном форуме и выставке «Транспорт России» на территории ВЦ «Гостиный Двор».


Ставка на концессию

Начало «Транспортной недели», включающей в себя крупнейшие и наиболее значимые деловые и культурные события отрасли, совпало с заседанием Государственной думы, на котором депутаты во втором чтении приняли бюджет на следующие три года. Как заявил собравшимся вице-премьер Марат Хуснуллин, дорожное строительство не потеряло ни рубля. Более того, утверждено продление до 2030 года успешных программ: национального проекта «Безопасные качественные дороги» и «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». «Но в течение ближайших пяти лет мы будем активно привлекать в отрасль внебюджетное финансирование. И это направление будет ключевым», подчеркнул заместитель председателя правительства России.

Концессии и проекты в рамках государственно-частного партнерства реализуются в стране достаточно давно. Однако лишь единицы из них чиновники могут назвать успешными. Например, при строительстве обхода Хабаровска было заключено соглашение, по которому сегодня регион отдает фактически весь объем дорожного фонда. «Такого мы не допустим», заявил Марат Шакирзянович, добавив, что строительный блок уже проанализировал порядка 50 планируемых концессий и в ближайшее время подготовит новые предложения по их успешной реализации.

Источник: пресс-служба АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

Широтная магистраль скоростного движения

Часть регионов уже сейчас готова заходить в концессии. На выставке в рамках «Транспортной недели» Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области представила все шесть этапов Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Дополнили информацию о будущем строительстве коллеги из Инфраструктурного холдинга ВТБ, на стенде которого был установлен интерактивный экран с презентацией всего проекта ШМСД.

Отметим, что Широтная магистраль скоростного движения призвана стать одним из самых масштабных транспортных проектов страны. Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области разрабатывала градостроительную документацию для пятого и шестого этапов ШМСД на 2018–2019 годы. Новая дорога соединит несколько районов Северной столицы с кварталами жилой застройки в Ленинградской области, в результате время в пути от Всеволожска до Стрельны сократится с 85 до 49 минут, а от центра города до аэропорта можно будет добраться в два раза быстрее за 25 минут.

В целом в состав магистрали войдут 12 транспортных развязок, 12 путепроводов на пересечении с улицами, 8 путепроводов над железнодорожными путями и разводной мост через Неву длиной 777 м, который возведут параллельно Финляндскому. При этом высота пролетов и количество опор новой конструкции повторит параметры соседней железнодорожной переправы. Проект планируют реализовывать поэтапно вместе с ВТБ в качестве концессионера.

Источник: Светлана Лянгасова

ШМСД для Петербурга

Первая часть ШМСД Витебская развязка на территории Северной столицы уже строится и будет сдана в эксплуатацию в 2024 году. «В данный момент ведется монтаж металлоконструкций пролетного строения на участке, примыкающем к ЗСД. Для этих целей поставлено более 3900 тонн металла, отмечают в ВТБ. На участке, прилегающем к Витебскому проспекту, завершено сооружение буронабивных свай в количестве 35 штук, ведутся земляные работы по устройству подходов к путепроводу, мостового полотна путепровода и сопряжения с подходами». Параллельно с этим специалисты продолжают работы по основному ходу Витебской развязки: переносят коммуникации, производят бурение для установки свай под опоры.

К возведению двух следующих этапов ШМСД, которые также пройдут по территории Санкт-Петербурга, концессионер планирует приступить в 2024 году. Предварительный график проведения работ также представили на выставке «Транспорт России». Согласно ему, левобережный участок (второй и третий этапы ШМСД) будут возводить в период с 2024 по 2028 год; разводной мост через Неву и правобережный участок (этапы 4.1 и 4.2) с 2027 по 2030 год. Полностью ввести объект в эксплуатацию планируется в 2031 году.

Так, в Санкт-Петербурге в рамках второго и третьего этапов будут построены два шестиполосных участка от Витебского проспекта до Софийской улицы и дальше до Глухоозерского шоссе. Их проектирование уже завершено, и документация получила положительное заключение Главгосэкспертизы. Идет работа и над проектированием двух отрезков четвертого этапа до Союзного проспекта и КАД. Общий объем потребности в финансировании строительной фазы ШМСД на территории Санкт-Петербурга оценивается в 295 млрд рублей. Сейчас местные власти уточняют структуры финансирования и ищут оптимальный механизм.

ШМСД для Ленобласти

Далее Широтная скоростная магистраль продолжит движение уже по Ленинградской области и в пределах пятого-шестого этапов пройдет по территории Всеволожского муниципального района Ленинградской области, пересекая Заневское и Колтушское городские поселения.

«Проект строительства пятого и шестого этапов ШМСД очень важен, он связан с развитием Ленинградской области, а именно — с быстро развивающимися территориями. Мы ожидаем, что в ближайшие десять лет население на этих территориях вырастет до миллиона человек в связи с интенсивными темпами строительства. Сейчас мы ― регион номер один по темпам строительства жилья: на одного жителя приходится два квадратных метра в год, и темпы наращиваются. Кроме того, здесь находятся новые промышленные зоны, два технопарка, это также удобная логистика и для жителей Ленобласти, и для жителей Санкт-Петербурга, так как будет удобное соединение Мурманского шоссе с проектируемой трассой КАД-2. Мы берем на себя обязательства, которые будем выполнять», ― сказал Александр Дрозденко на церемонии подписания концессионного соглашения о строительстве пятого и шестого этапов Широтной магистрали cкоростного движения (ШМСД).

В целом реализация пятого и шестого этапов ШМСД обеспечит связь морских портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, грузооборот которых за 2021 год составил 180,4 и 62 млн тонн соответственно (29% всего грузооборота морских портов России) с Мурманским шоссе, будет способствовать снижению нагрузки на федеральную дорожную сеть (путем перераспределения транспортных потоков с Мурманского шоссе на стыке с Санкт-Петербургом), а в будущем обеспечит подключение региональной дорожной сети к перспективной дороге КАД-2. Кроме того, трасса сделает более доступными территории массовой застройки Всеволожского района (Колтуши, Разметелево, Мяглово, Новосаратовка), где ежегодно вводится более миллиона квадратных метров жилья.

На данный момент известно, что пятый этап трассы предполагает строительство четырехполосной дороги длиной 6,25 км от федеральной А-118 КАД до Р-21 «Кола» Санкт-Петербург ― Петрозаводск ― Мурманск ― Печенга ― граница с Королевством Норвегия (Мурманское шоссе). В рамках следующего, шестого этапа дорожники возведут 9,44 км от КАД до региональной трассы Санкт-Петербург ― Колтуши с подходами к городу Всеволожску. Во время «Транспортной недели» озвучивалась предварительная стоимость обоих этапов, равная 94,4 млрд рублей. Ожидается, что окончательная сумма будет представлена по итогам проектирования.

Кроме того, по данным этапам выполнена градостроительная документация, то есть зарезервирована территория по трассе. Этим занималась Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области в 2018–2019 годах.

Во время проведения выставки «Транспорт России» в Москве говорилось, что Ленинградская область получила частную концессионную инициативу от «Всеволожской концессионной компании» (структура ВТБ) на возведение пятого и шестого этапов магистрали. Власти поддержали инициативу 7 декабря. Церемония прошла в рамках 14-го инвестиционного форума ВТБ «Россия зовет!»

Согласно подписанному соглашению между правительством Ленинградской области, ВТБ и банком «Россия», стороны будут совместно реализовывать проект строительства пятого-шестого этапов ШМСД ― платной автомобильной дороги общей протяженностью около 16 км, проходящей по территории Ленинградской области и являющейся продолжением второго-четвертого этапов ШМСД. Концессионное соглашение заключено на 49 лет, из которых ориентировочный срок проектирования и строительства составляет около восьми лет.

Планируемый общий объем инвестиций ― порядка 110 млрд рублей, из которых примерно 50 млрд рублей составят внебюджетные инвестиции. Финальная сумма требуемых инвестиций будет утверждена по завершении этапа проектирования.

«ВТБ активно участвует в реализации масштабных инвестиционных проектов в самых разных отраслях экономики, в том числе в транспортной инфраструктуре. При участии банка ведется строительство Витебской развязки в Санкт-Петербурге ― первого этапа ШМСД. Новое соглашение станет важным стимулом дальнейшего развития транспортной системы всего региона, обеспечит связь удаленных районов Санкт-Петербурга между собой, с центром города и Ленинградской областью, будет способствовать развитию прилегающих территорий», ― сказал президент - председатель правления ВТБ Андрей Костин.

«Банк ”Россия” считает одной из своих стратегических задач поддержку проектов, направленных на развитие инфраструктуры и транспорта в нашей стране. Мы давно и результативно сотрудничаем с Ленинградской областью, способствуя расширению региональной дорожно-транспортной системы. Широтная магистраль будет не только способствовать экономическому росту Ленобласти, но и значительно улучшит возможности транспортного сообщения и, как следствие, качество жизни жителей региона», ― отметил председатель совета директоров банка «Россия» Михаил Клишин.

Ранее в Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области поясняли, что в случае принятия инициативы в рамках первого этапа специалисты приступят к разработке технико-экономического обоснования, которое позволит определить основные технологические решения и параметры стоимости.

Ожидается, что все этапы Широтной скоростной магистральной дороги на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области будут завершены к 2031 году.

Источник: https://firstdesigninstitute.ru/terminal-magistrali

Высокоскоростная магистраль Москва Санкт-Петербург

Параллельно с автодорожными магистралями в стране будут развиваться и железнодорожные. В стратегии транспортного развития РФ до 2030 года прописано, что в ближайшее время планируется возвести четыре высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСЖМ), пока в России таких нет. Первая ветка пройдет от Москвы до Санкт-Петербурга, вторая свяжет столицу с Казанью и Екатеринбургом, третья дойдет до черноморского побережья, а четвертая соединит с дружественным Минском.

В августе 2023  года президент России Владимир Путин заявил, что «сейчас мы действительно подошли к возможности реализации» первого из указанных проектов. В начале декабря председатель правительства РФ Михаил Мишустин во время выступления на международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ отметил, что специалисты уже ведут проектирование отдельных участков ВСМЖ.

На «Транспортной неделе» в Гостином Дворе чиновники представили образ входной группы нового вокзала высокоскоростной дорожной магистрали в Санкт-Петербурге. Работу над терминалом ведут специалисты Первого проектного института. Вестибюль расположится в самом сердце Северной столицы ― на территории бывших складов купцов Кокаревых, которые фактически соседствуют с существующим Московским вокзалом. Исторические постройки получат новую функцию использования, , а для комфорта посетителей терминала создадут два автоперрона для посадки и высадки пассажиров, зоны ожидания для такси и личного транспорта, а также два многоуровневых паркинга для длительной стоянки автомобилей. На данный момент ведутся проектные работы. Общая площадь терминала составит 55 196 кв. м.

Авторы образа нового объекта отмечают, что он развивается вокруг утвержденного научно-техническим советом РЖД варианта с занятием путей пригородного сообщения на Московском вокзале. В целом железнодорожная часть проекта включает шесть путей и три островные платформы. Положение терминала сбоку от путей предполагает вертикальное зонирование для выхода на платформы, поэтому авторы предлагают устройство распределительного вестибюля на уровне +8,5 м, с которого пассажиры смогут спускаться с помощью эскалаторов на платформы. Этот же уровень свяжет основной объем терминала со вторым восточным входом и с Московским вокзалом.

Детали технического задания чуть ранее ― в начале ноября на открытии выставки «Россия» на ВДНХ ― приоткрыл помощник президента Игорь Левитин. Чиновник отметил, что высокоскоростная магистраль между двумя столицами позволит сократить время в пути от Москвы до Санкт-Петербурга с почти четырех часов до двух часов тридцати минут. Таким образом, новые поезда смогут преодолевать расстояние со скоростью до 420 км/ч.

Известен и маршрут новой железной дороги. По территории города она пройдет от станции Санкт-Петербург-Главный в едином коридоре с путями московского направления Октябрьской железной дороги и далее проследует через Великий Новгород, Валдай, Новую Тверь и Высоково к Ленинградскому вокзалу в Москве. В целом магистраль пройдет по территории шести субъектов Российской Федерации.

Предварительная стоимость проекта оценивается в 1,5 трлн рублей. При этом прогнозные расчеты показывают, что по завершении строительства (к 2028 году) данный узел Московского вокзала будет обслуживать до 25 млн пассажиров в год, из которых практически 16 млн человек будут пользоваться высокоскоростными поездами, то есть «Сапсаном» и ВСЖМ.


ИСТОЧНИК ФОТО: оргкомитет форума