Доля квартир комфорт-класса с отделкой в старых границах Москвы достигла 63,3% в марте 2021 года
По данным департамента аналитики компании «БОН ТОН», по итогам марта 2021 г. емкость первичного рынка квартир комфорт-класса старой Москвы составила 606,9 тыс. кв. м и 10,8 тыс. лотов, которая за год сократилась на 32% площади и 28,5% лотов.
Рынок квартир комфорт-класса становится рынком почти готового жилья. Большая часть предложения комфорт-класса находится на заключительной стадии строительной готовности (41,5%): на стадии фасадно-отделочных работ – 25,5%, благоустройства - 2,6% и введены – 13,4%. На начальной стадии представлено 35,3% предложения (на нулевом цикле – 24,6%, на стадии монтажа первых этажей – 10,6%), которая за месяц сократилась на 4,4% с связи с сокращением экспозиции на 13%.
Доля предложения квартир комфорт-класса с отделкой достигла 63,3% (+3% за месяц). Доля квартир без отделки уменьшилась на 1,9% и составила 23,5% от экспозиции. На предложение с предчистовой отделкой приходится 11,5% предложения. Новый формат меблированных квартир с кухней также находит своего потребителя: за месяц размер экспозиции сократился на 50%, а доля его составила 1,7% от предложения.
По итогам марта 2021 года средневзвешенная цена квадратного метра (СВЦ) в комфорт-классе составила 223,9 тыс. руб. (+1,4% за месяц, +23% за год). Лидером среди округов по доступности остаётся ЗелАО – 173 тыс. руб. (+5,1% за месяц, +21,1% за год), самым дорогим округом – ЗАО с СВЦ на уровне 258,9 тыс. руб. (+1,4% за месяц, +32,8% за год). Лидерами по приросту СВЦ за месяц также стали ЮАО (+4,1% за месяц, +17,5% за год) и ВАО (+2,3% за месяц, +17,7% за год).
За год больше всего выросла СВЦ студий (+29,9%) до 244,7 тыс. руб., «евротрешек» (3е) до 229,9 руб. (+25%), 2 комн. квартир (+24,8%) и 1 ком. квартир (+23,1%) до 218,7 тыс. руб.
По итогам марта средняя цена квартир комфорт-класса составила 12,5 млн руб. (+3,3% за месяц, +15,7% за год). Самым доступным округом стал ЗелАО со средней ценой квартиры на уровне 9,7 млн руб. (-0,7% за месяц, +27,3% за год), самым дорогим – СЗАО со средней ценой на уровне 18,3 млн руб. (-0,9% за месяц, +13,1% за год).Существенный прирост средней цены квартиры отмечается в ЗАО (+6,3% за месяц, +39,7% за год) и ЮЗАО (+3,1% за месяц, +34,2% за год).
Структура предложения комфорт-класса по наличию отделки, шт., %
Обильные осадки в январе-феврале 2021 года в Московском регионе привели к кратному росту расходов на клининг как среди собственников коммерческой недвижимости, так и среди FM-компаний, оказывающих данные услуги, посчитали эксперты MD Facility Management. Вместе с тем ажиотажный спрос на уборку снега привел к дефициту кадров и росту стоимости услуг.
Прошедшая зима 2020-2021 года, по данным портала gismeteo.ru, стала самой холодной за последние 10 лет и самой снежной (по максимальной высоте сугробов) с 2010 года. Неприятные «последствия» от сильных снегопадов ощутили на себе практически все жители города: и пешеходы и, в первую очередь, автомобилисты. А вот для многих участников рынка коммерческой недвижимости прошедшая зима отразилась еще и на бюджете компании: для одних она обернулась дополнительными существенными затратами, а другим, напротив, помогла заработать. Эксперты MD Facility Management, одной из крупнейших Российских федеральных УК, рассказали о том, чем обернулись снегопады этой зимой для собственников коммерческой недвижимости и FM-компаний.
Итоги зимы для собственников коммерческой недвижимости
Обильные осадки зимой 2021 года в Московском регионе в разы увеличили объемы работ по уборке и вывозу снега. На собственниках объектов коммерческой недвижимости данная ситуация отразилась по-разному. Для тех, кто привлекал стороннюю УК для эксплуатации и по контракту оплачивал каждый кубометр вывезенного снега, незапланированные расходы выросли кратно. «По одному из объектов, где мы оказываем исключительно услугу клининга, по сравнению с прошлой зимой объем выручки в связи с увеличением объемов работ у нас вырос более чем в пять раз, - комментирует Борис Мезенцев, операционный директор MD Facility Management. - Есть объекты, по которым количество чисток крыш за сезон по сравнению с прошлым годом выросло буквально с нуля до четырех – шести раз».
Сильнее всего увеличение расходов ощутили собственники объектов с большой прилегающей территорией, в первую очередь – складов и торговых центров с открытыми парковками. Но объем работ вырос также и по многим другим объектам, поскольку, во-первых, увеличилась потребность в чистке крыш. Если бы не своевременная реакция на снегопады, то ситуация была бы критичной и могла привести к повреждению кровли. Во-вторых, уборка на крытых отапливаемых парковках. На них завезенный машинами снег таял, а система ливневой канализации либо вообще отсутствовала на объекте, либо не справлялась с увеличившимся объемом сточных вод. В результате возникала потребность в выводе дополнительных поломоечных машин, увеличении численности персонала.
В итоге в абсолютных цифрах для БЦ площадью 100 тыс. кв. м. рост расходов на уборку снега зимой 2020-2021 года (в сравнении с зимой 2019-2020) мог доходить до 500 000 рублей в месяц. Конечно, подобные непредвиденные траты стали очень чувствительными для бюджета собственников коммерческой недвижимости. Поэтому, в целях оптимизации, в некоторых случаях по взаимной договоренности с подрядчиком часть сотрудников, задействованных в уборке внутренних площадей на объекте, переводилась на уборку территории от снега. Таким образом, собственникам удавалось справиться с последствиями снежной бури без увеличения стоимости контрактов с FM-подрядчиком.
В гораздо более выигрышном положении оказались те собственники, у которых уборка снега была просто включена в стоимость контракта с внешней УК. В этом случае все дополнительные расходы нес на себе подрядчик.
Итоги зимы для FM-подрядчиков
В отличие от собственников объектов коммерческой недвижимости рост издержек в связи со снежной зимой ощутили абсолютно все FM-подрядчики. В первую очередь, потому что для своевременной уборки территорий приходилось существенно увеличивать численность персонала. При пиковой нагрузке - в два, три раза. Также приходилось привлекать и дополнительную технику. А учитывая, что такой спрос был по всему региону, то вполне логично, что резко росли и затраты: стоимость услуг привлекаемых дворников и трактористов увеличилась вдвое. Но вопрос был не только в стоимости. Сразу возникал дефицит персонала и техники. И тех, и других, в первую очередь, привлекал для уборки территории город.
Кроме того, подрядчики вынуждены были компенсировать рост стоимости услуг по вывозу снега. Конечно, эта сумма обычно прописана в договоре, но при пиковой загрузке она по факту может расти. Еще нужно учитывать и дополнительные затраты на ремонт снегоуборочной техники, которые стали необходимы ввиду ежедневной интенсивной работы. В совокупности все эти факторы увеличили издержки на уборку снега для FM-компаний примерно на 4% в месяц.
Таким образом, при сохранении текущей стоимости контрактов подобные дополнительные расходы существенно сказались на бюджете подрядчиков. В более выигрышной ситуации оказались те компании, которые оказывали услугу по вывозу снега отдельно, за каждый кубометр. Благодаря росту выручки в связи с увеличением объемов работ, они смогли не только компенсировать дополнительные издержки, но и увеличить свою прибыль в условиях снежной зимы.
По итогам 2020 г. совокупное предложение качественных форматных отелей Санкт-Петербурга категории 3-5* составило 146 объектов. Суммарный номерной фонд на конец 2020 г. составил 23,5 тыс. юнитов, что на 1,3% меньше по сравнению с 2019 г. Причиной этому послужило закрытие отеля «Андерсен» на ул. Чапыгина, д. 4. Несмотря на введенные ограничения, действовавшие в течение всего 2020 г., рынок гостиничной недвижимости пополнился одной гостиницей Kravt Nevsky Hotel and SPA 4* (96 номеров), которая расположена в Центральном районе города.
Среди наиболее качественных отелей, запланированных к вводу в 2021 г., следует отметить гостиницу категории 5* – Wawelberg Hotel, а также два отеля категории 4* – Mercure на Лиговском пр-те и Helen на Большой Морской ул.
Структура предложения не подверглась изменениям. Лидерами по количеству качественного номерного фонда являются Центральный (29%), Адмиралтейский (19%) и Московский (12%) районы. Наибольшее количество номерного фонда представлено в гостиницах уровня 4* (47%), по совокупному количеству форматных отелей 1-ое место занимают объекты 3* (53%).
Сервисные апартаменты активно продолжают наращивать объёмы предложения на рынке, увеличивая долю в общем объёме номерного фонда города. По итогам 2020 г. номерной фонд сервисных апарт-отелей увеличился на 64% по сравнению с 2019 г., что связано с активным развитием сегмента, строительством и вводом в эксплуатацию новых объектов, которые впоследствии выходят на рынок гостиничной аренды. Темпы ввода объектов сохранились на уровне 2019 г., незначительно увеличившись на 1,2% (2 691 номеров в 2020 г., 2 659 номеров в 2019 г.). Данный сегмент продолжит своё развитие, а в условиях привлечения международных операторов способен составить серьезную конкуренцию классическим гостиницам.
Спрос
По данным комитета по туризму, в 2020 г. Санкт-Петербург посетили 2,9 млн туристов, – падение показателя за год составило 72%. Количество иностранных туристов, успевших посетить город до введения ограничений, составило 500 тыс. чел., - годовое снижение превысило 80%. Что касается внутреннего туризма, то за 2020 г. посещаемость города российскими туристами снизилась более чем в 2 раза.
Учитывая, что отрасль туризма значительно пострадала из-за введения запрета на проведение массовых мероприятий численностью более 1 000 чел., а также из-за переноса и отмены крупных мероприятий (Евро-2020, ПМЭФ 2020 и др.), правительство города в 2020 г. приняло три пакета мер поддержки предприятий отрасли - поправки для финансовой поддержки, налоговые льготы в 2020 и 2021 гг., единовременные денежные гранты.
По итогам 2020 г. средний тариф размещения (ADR) в несетевых гостиницах снизился на 26,4% и составил 2 941 руб. Наибольшее снижение показателя отмечено в мае 2020 г. – на 54,1%. Максимальный средний тариф в 2020 г. пришёлся на август (3 907 руб.), когда было отменено максимальное количество ограничительных мер.
Средний уровень загрузки (OCC) по итогам года составил 37,9%, что в 1,8 раза ниже, чем годом раньше. Средняя прибыль с номера (RevPAR) продемонстрировала отрицательную динамику, уменьшившись на 60,3% и составив 1 114 руб. Это минимальный показатель за последние 5 лет.
Прогноз
Санкт‑Петербург остаётся в лидерах российского рейтинга привлекательности и получил высшие баллы для ведения гостиничного бизнеса в категории «Население более одного миллиона человек» («Национальная гостиничная премия 2020», организатором которой выступает Российская гостиничная ассоциация при поддержке Федерального агентства по туризму РФ).
Принятые Правительством города в конце года меры поддержки туристической отрасли (около 3,66 млрд руб.) дают основания предполагать, что сфера гостеприимства будет приоритетным направлением восстановления экономики города после пандемии.
С точки зрения мероприятий, в городе разрабатываются новые маршруты и экскурсионные программы, которые будут интересны различным возрастным группам. Также можно выделить масштабную программу «Новая культурная и туристская география Санкт-Петербурга», аккумулирующую классические и новые музейные маршруты, гастрономические события и ресурсы современных креативных пространств.
Помимо этого, город участвует в развитии программы «Серебряное ожерелье России» в качестве центральной и отправной точки экскурсионных туров в другие города страны.
Также утвержден порядок оформления единой электронной визы, механизм которой будет запущен в 2021 г., что станет дополнительной возможностью для посещения Петербурга иностранными гражданами. Данный механизм станет особо актуальным в условиях планов по проведению ряда матчей Чемпионата Европы по футболу.
Таким образом, в 2021 г. мы ожидаем постепенное увеличение количества посещений города местными и иностранными туристами, что будет способствовать началу восстановления отрасли по мере снятия ограничений и возвращению к международному туризму.