Мутная вода застывшего рынка


06.06.2011 13:07

Как говорят девелоперы, последние два года рынок земли в Петербурге практически отсутствовал. Сейчас на нем наблюдаются признаки оживления, однако до докризисных показателей еще очень далеко. Зато в ближайшее время на рынке появятся новые игроки – банки, которые начнут постепенно распродавать залоговые активы.

Земельный рынок является одним из основных показателей состояния строительной отрасли. С начала 2010 года строительный рынок постепенно восстанавливается после кризиса, о чем свидетельствует рост активности застройщиков на земельных торгах Фонда имущества. В прошлом году участки под жилую застройку приобретались с многократным превышением стартовой цены. В 2011 году эта тенденция укрепилась. Кроме того, увеличилось число «пятен», выставляемых на торги, в том числе появились участки, находящиеся в залоге у банков. Алексей Далматов, директор по инвестиционному развитию ЗАО «ЮИТ Лентек», вспоминает, что в 2009 году сделок с землей в городе практически не было, в 2010-м – началось оживление и начиная со второй половины 2010-го – увеличение количества сделок и рост цен.

Главное – выждать

Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC, говорит, что во время кризиса стоимость участка определялась исключительно наличием у продавца финансовой возможности ждать покупателя с адекватным предложением. Те, кому нужно было продавать участок срочно, были готовы демпинговать, но, как правило, выставленные по заниженной стоимости участки были неликвидны и не вызывали интереса у потенциальных инвесторов. Ликвидные же земли не выставлялись на продажу или выставлялись номинально, чтобы посмотреть на уровень спроса и ценовые предложения, но фактически не продавались, так как собственники земель прекрасно понимали, что за периодом спада последует период роста, а продавать хороший актив за бесценок никому не хочется.
Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St. Petersburg, рассказывает: «Сейчас мы отмечаем два самых популярных запроса на земельные участки. Земли под жилищное строительство, поскольку рынок жилья функционирует достаточно хорошо, растут обороты, девелоперы усиленно формируют свои адресные программы; участки под торговые центры – сегмент ритейла – меньше, чем все остальные коммерческие сегменты, пострадал во время кризиса и первым начал оживление и рост».
«Наибольшим спросом пользуются небольшие инженерно-подготовленные и юридически прозрачные земельные участки в городской черте, они сейчас в дефиците. С другой стороны, увеличение спроса на «пятна» в центральной части города сдерживает действующее охранное законодательство, которое не позволяет девелоперам начинать новое строительство», – отмечает Дмитрий Ходкевич, управляющий ООО «Городская ДомоСтроительная Компания».

Резерв для роста

По подсчетам Алексея Далматова, в Санкт-Петербурге имеются земли, которые теоретически могут рассматриваться под развитие. «Их резерв составляет примерно 12 тыс. га (промышленные предприятия – порядка 5 тыс. га, военно-промышленный комплекс – порядка 4 тыс. га, сельскохозяйственные земли в ряде районов Петербурга – порядка 3 тыс. га)», – перечисляет он. По его словам, доля земель Фонда имущества вряд ли превышает 20%. Кроме того, официальные торги проводят Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (основная функция которого заключается в изъятии федеральных земель у государственных структур, которые его неэффективно используют (в частности военные, научные, образовательные учреждения), и реализация их под жилую застройку), Министерство обороны РФ.
«Приобретение земли у города несколько более безрисково, поскольку участки более подготовлены для реализации инвестиционных проектов. Пакет документации обычно более проработан и подготовлен. И таким образом, при покупке земли у города могут снижаться сроки предевелопмента», – перечисляет преимущества покупки земель у города господин Далматов.
С этой точкой зрения согласен Николай Пашков: «Участки, продаваемые Фондом имущества (так называемый полный пакет) по жилую застройку, более-менее понятны с градостроительной точки зрения, разрешительной документации, подключения к инженерным сетям. В случае когда продавец – частный собственник, то зачастую решение этих вопросов является не более чем декларация со стороны продавца. Хотя я бы не стал утверждать однозначно, что «государственные участки – хорошо», а «негосударственные – плохо». Частные земельные участки могут находиться уже в собственности, и с точки зрения зарубежного покупателя у них более понятный правовой статус. Государственные участки передаются в аренду на инвестиционных условиях, и для того чтобы закрепить за собой права на этот участок, девелопер должен сначала выполнить определенные инвестиционные условия (заплатить, построить и т. д.). В случае с участком, находящимся в частной собственности, таких обременений и ограничений на покупателя не накладывается, и покупатель может начать строить сразу после покупки либо отложить на более поздний срок. С другой точки зрения, в большинстве случаев, когда речь идет о продаже частных земель, то продавец хочет получить сразу всю сумму. А участки, реализуемые Фондом имущества, являются, по сути, арендным платежом на период выполнения инвестиционных условий. Таким образом, предоставляется своего рода отсрочка платежа, что, безусловно, выгодно и интересно для девелоперов».
КОТы окружают город
В последнее время активно заключаются сделки по приобретению или аренде земельных участков на окраинах города или прилегающих районах Ленинградской области. Здесь основным источником предложения выступает вторичный рынок в рамках уже стартовавших проектов КОТ различных застройщиков – это территории Красносельского района, Кудрово, Ново-Девяткино. Таким образом, компании-застройщики расширяют географию своего предложения.
«У этих участков есть несколько существенных преимуществ. Во-первых, физическая и градостроительная возможность реализации квартальной застройки ввиду отсутствия охранных ограничений и ограничений по высотности зданий. Во-вторых, более прозрачная ситуация с инженерной подготовкой, а также наличие утвержденных проектов планировки и проектов межевания», – говорит господин Ходкевич.
Таким образом, сейчас можно выделить два основных источника предложения – это земельные участки, находящиеся в городской собственности, а также вторичный рынок.
«В перспективе объем предложения пополнится за счет вовлечения в хозяйственный оборот земли, находящейся в федеральной собственности, выхода на рынок залоговых участков кредитно-финансовых учреждений, а также за счет участков от компаний-лендлордов и вывода из центра города промышленных предприятий, территории которых будут использованы для редевелопмента», – прогнозирует господин Ходкевич.
Сегодня, по словам господина Далматова, становятся востребованными земли для комплексного освоения, но только крупные девелоперы могут приобрести подобные земельные участки под комплексное строительство. Таких игроков не так много на рынке, их можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Скорее всего, эта тенденция сохранится.
«Активность на земельном рынке медленными темпами восстанавливается после кризиса, но до показателей докризисных еще очень далеко. Сейчас более востребованы участки под жилищное строительство, причем как под многоэтажное, так и малоэтажное. Лоты для коммерческой застройки пока не столь популярны», – полагает господин Далматов.
В целом эксперты сходятся в одном: земельный рынок остается крайне непрозрачным, за исключением открытых торгов. Сделки с частными участками зачастую сложны в отслеживании: сколько из них продают сами собственники, сколько реализуют посредники – не поддается достоверной количественной оценке. Здесь существует закономерность: чем более востребован участок, тем чаще собственник продает его сам напрямую.

Мнение:

Ксения Морковкина, директор по развитию ЗАО «Строительная компания «Темп»:
– В период с 2009 года по первое полугодие 2010 года цены на земельные участки не менялись и оставались на уровне кризисных. Обусловлено это было нестабильным финансовым положением строительных компаний и, как следствие, большим количеством несостоявшихся торгов Фонда имущества. С июля 2010 года инвесторы вновь активно заинтересовались земельными участками в черте города. Не в последнюю очередь это произошло по причине вывода Фондом имущества Санкт-Петербурга на открытые торги земельных участков, которые четко предназначались под жилищное строительство.

Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC:
– Сложности с определением стоимости земли возникают в силу максимальной закрытости этого рынка. Это исторически сложившаяся ситуация, и вряд ли что-то изменится в ближайшие 2-3 года: все крупные сделки оговариваются «кулуарно», продавцы предпочитают «не светиться».


ИСТОЧНИК: АСН-инфо



01.06.2011 16:42

В мае 2001 года рост цен на жилье в стране (на вторичном рынке) составил всего 0,2% (в рублевом исчислении). Таков результат исследования ценовой ситуации в 39 городах страны Аналитическим центром ГдеЭтотДом.ру.

Месяцем ранее рост цен был выше - он составил 0,5%. Впрочем, близкие к нулю темпы роста цен были зафиксированы и в мае 2010 года. Во многом майское ценовое затишье связано с периодом праздников в первой половине месяца. Однако в 2011 году также на динамику цен повлияло и ухудшение макроэкономических ожиданий, вследствие снижения мировых цен на нефтяное сырье (на 10% за май) после длительного периода их роста.

На фоне того что в целом по стране минимальный рост цен сохраняется, в таких крупнейших регионах (куда традиционно вкладывают деньги квартирные инвесторы) как Москва, Санкт-Петербург и Московская область за последний месяц весны зафиксировано снижение цен. Также в мае 2011 года снижение цен на вторичном рынке жилья отмечено в таких крупных городах как Краснодар, Омск, Нижний Новгород, Новосибирск.

Однако, зафиксированная в ряде городов отрицательная динамика цен носит незначительный размер и только в одном из 39 городов снижение цен превысило 0,5%. В целом макроэкономическая ситуация в мире и стране остается достаточно стабильной. В частности, стоимость барреля нефти держится уверенно на уровне выше 100 долларов. Предпосылок для значимого снижения цен на жилье нет. Более того, в условиях продолжающегося роста рынка жилищного кредитования и притока «неосвоенных» нефтедолларов потенциал роста цен на жилье сохраняется на высоком уровне. Сценарий продолжения «инфляционного» роста цен на жилье на порядок вероятнее сценария их снижения. Однако в условиях глобализации рынков недвижимости, плодами которой во все большей степени пользуются россияне, вероятность резкого роста цен также низка.

В мае 2011 года цены на жилье в Москве и Санкт-Петербурге снизились на 0,1%, а в Московской области – на 0,2%. По сравнению с началом года цены на жилье в Москве выше на 1%. В Московской области и Санкт-Петербурге – на 0,3%. В среднем по 12-ти крупнейшим региональным городам страны (Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Пермь, Волгоград, Красноярск) цены предложения на вторичном рынке за май 2011 года выросли на 0,1%. По сравнению с началом года они выше на 2,7%. На протяжении всех пяти месяцев 2011 года средние темпы роста цен на жилье в российских регионах превышают столичный уровень.

В мае 2011 года максимальные темпы роста цен (среди 39 исследованных городов) зафиксированы в Твери (1,5%), Красноярске (1,1%) и Хабаровске (1,0%), а снижения – в Кирове (-1,7%), Краснодаре (-0,5%) и Омске (-0,4%). Рост цен на квартиры в мае 2011 года произошел в 24 городах, а снижение – в 14-ти. С начала 2011 года больше всего цены на жилье выросли в Красноярске (6,7%), Казани (5,3%) и Смоленске (4,9%), а снижение отмечено только в двух городах – Кирове (-0,4%) и Волгограде (-0,5%). Самое дешевое жилье по-прежнему в Курске, Ульяновске и Иваново, а самое дорогое – в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Таблица 1. Изменение цен предложения на жилье на вторичном рынке за май 2011 года по данным аналитического центра ГдеЭтотДом.РУ

Город

31 мая 2011

Изменение за май 2011 года

Изменение с начала 2011 года

Белгород

44 347

0,3%

4,5%

Брянск

32 882

0,4%

3,3%

Владимир

41 484

0,9%

2,8%

Волгоград

43 974

-0,1%

-0,5%

Воронеж

36 664

0,2%

2,7%

Екатеринбург

55 216

0,5%

4,5%

Иваново

31 425

0,4%

3,9%

Казань

41 947

0,4%

5,3%

Калуга

50 981

0,1%

-

Киров

34 494

-1,7%

-0,4%

Краснодар

51 345

-0,5%

0,6%

Красноярск

43 335

1,1%

6,7%

Курск

30 775

0,8%

4,1%

Липецк

40 686

0,3%

1,7%

Москва

148 097

-0,1%

1,0%

Московская обл.

65 634

-0,2%

0,3%

Нижний Новгород

46 454

-0,3%

1,2%

Новокузнецк

34 098

0,0%

0,1%

Новосибирск

46 997

-0,2%

1,0%

Омск

35 767

-0,4%

2,4%

Орел

33 342

-0,1%

1,7%

Пенза

33 142

0,9%

1,3%

Пермь

42 107

0,2%

1,8%

Ростов-на-Дону

48 015

-0,1%

1,5%

ИСТОЧНИК: АСН-инфо

30.05.2011 14:13

В ближайшие годы на рынке Петербурга может появиться как минимум 240 новых АЗС. Такие планы декларированы вертикально интегрированными нефтяными компаниями. Число заправок в городе, таким образом, может вырасти более чем в 1,5 раза. Если планы по вводу новых АЗС на ближайшие годы осуществятся, подрядные компании могут рассчитывать на освоение 30-36 млрд рублей.

Эти планы пугают игроков, не имеющих перерабатывающих мощностей: если доля заправок нефтяных компаний превысит определенный порог, АЗС так называемых независимых компаний могут проиграть конкурентную борьбу – очевидно, что нефтяные компании могут себе позволить «играть» с ценами на бензин, предлагая в розницу топливо по меньшим ценам, чем у нефтетрейдеров.
«Рынок давно вышел из-под контроля, первостепенной задачей для администрации города является привлечение инвестиций, поэтому на продажу выставляются и участки на набережных, и в пределах зеленых зон», – говорит Леонид Чурилов, первый заместитель генерального директора Петербургской топливной компании.
Сегодня в Петербурге действует порядка 400 автозаправок, и их число постоянно растет. Почти половина АЗС Петербурга принадлежат ВИНКам. Вскоре их доля может еще вырасти. Так, сразу 60 новых АЗС планирует открыть в течение ближайших 5-7 лет компания «Газпромнефть», 80 – ТНК-ВР и 100 – «Роснефть». Представители сетей АЗС, принадлежащих нефтетрейдерам, уверяют, что нынешнее количество АЗС уже с лихвой перекрывает нужды города, необходимости в увеличении объемов продаваемого бензина нет. Если далеко идущие планы нефтяных концернов осуществятся, то общее количество городских заправок дорастет до 800 штук с учетом АЗС, работающих нелегально на территориях промышленных предприятий, а их порядка 200. То есть Петербург достигнет уровня Москвы. Однако, как говорят противники расширения сетей, в городе на Неве нет такого числа машин, в столице их в четыре раза больше.
Между тем о перенасыщении рынка АЗС в Петербурге заговорили еще с 2000 года, когда пул основных игроков, состоящих из городских топливных компаний, пополнился нефтяными концернами. Первым здесь появился «ЛУКОЙЛ», который сразу же построил порядка 100 заправок, дальше пошли и другие компании – ТНК, Shell, «Роснефть». «В это время в городе функционировало 260 АЗС, на сегодняшний день их число на легальном рынке выросло до 400, то есть на 35-40%. И город продолжает бездумно раздавать землю нефтяным концернам, тем самым якобы обеспечивая стабильное развитие этого рынка», – сетует Леонид Чурилов, первый заместитель генерального директора Петербургской топливной компании.
Обострившаяся конкуренция добавила проблем топливным компаниям, сегодня на рынке Санкт-Петербурга осталось две фактически «независимые» сети АЗС – «ПТК» и «Фаэтон». В настоящее время ПТК владеет порядка 100 АЗС в Петербурге и около 30 заправками в области. В конце 2011 и начале 2012 года компания планирует ввести в эксплуатацию и реконструировать еще 10 АЗС. Еще одним условно независимым игроком на рынке нефтеобеспечения является компания ООО «Несте Санкт-Петербург», на счету которой 56 автозаправочных станций различных типов, расположенных в Санкт-Петербурге и области.

По данным специалистов производственного объединения «ПНСК», выпускающего весь спектр продукции для комплектации АЗС, на сегодняшний день в Петербурге работает порядка 20 компаний, занимающихся строительством автозаправочных станций. Например, ЗАО «Петроинжиниринг», ООО «ПетроТрейд-инжиниринг», ООО «Люм», ООО «Лидер Групп». «Стоимость строительства АЗС без учета проектирования составляет от 20 до 150 млн рублей, конечная цифра зависит от месторасположения заправки и ее комплектации. Так, например, автоматическая станция обойдется в 20 млн рублей, автозаправочный комплекс площадью 500-600 кв. м с парковкой будет стоить уже 100-150 млн рублей. Сегодня рынок Петербурга явно перенасыщен АЗС, чего не скажешь о Ленинградской области и рынке Северо-Западного региона в целом. Поэтому крупные игроки занимают неосвоенные площадки вдоль федеральных трасс, на выездах из городов», – говорят эксперты ПО «ПНСК».
В среднем покупка одной действующей станции обойдется в сумму от 1 до 1,5 млн EUR.
Впрочем, участники рынка говорят, что нередко АЗС бывают нерентабельными. «В сложившейся ситуации скорее нужно говорить не о перенасыщении рынка, а о более рациональном использовании земельных участков. Одна заправка «съедает» порядка 0,7-0,8 гектара земли. И если сеть АЗС признана банкротом, стоит подумать о рекультивации «мертвой» земли, на которой находился опасный объект», – резюмирует Леонид Чурилов, первый заместитель генерального директора Петербургской топливной компании. Например, на Западе давно наметилась тенденция по уменьшению площадей, занимаемых автозаправочными станциями. Так, во Франции заправки встроены в дома и состоят из одного или двух заправочных пистолетов. В Финляндии функционируют небольшие автоматические АЗС. Другая форма автозаправочных станций, пока мало востребованная в России, представляет собой многофункциональный комплекс. Он включает в себя непосредственно заправку, а также кафе, супермаркет, парикмахерскую, предоставляет другие сопутствующие услуги, воспользоваться которыми можно в течение 24 часов. Сегодня многие АЗС в Петербурге тоже оснащены кафе и магазинами, однако они не воспринимаются людьми как торговые комплексы, в которые можно прийти, например, за покупками и заодно заправиться.
По мнению экспертов, прирост числа посетителей на АЗС с широко представленным спектром сервисов и неплохим качеством топлива составляет 10-50% (в том числе постоянных клиентов – на 20-50%) по сравнению с «пустой» АЗС. Прирост выручки с комплекса в целом (при наличии дополнительных сервисов и с учетом возросшего числа клиентов) в среднем может составлять 60-90%, то есть в полтора-два раза выше. Кроме того, помещения достаточно успешно можно сдавать в аренду. Существуют фирмы, которые специализируются именно на торговле на АЗС. На западе до 70% прибыли АЗС получает именно от предоставления сопутствующих сервисов. В России эта доля пока не достигает и 50%.
Еще один сценарий развития АЗС предполагает поглощение нефтяными концернами частных нефтетрейдеров, который уже воплотился в Европе. «Попытки подмять наш бизнес под себя предпринимались неоднократно, однако мы являемся крупнейшими игроками на этом рынке, и все предпринятые действия были безуспешны, – говорит Леонид Чурилов. – Но есть и обратная тенденция. Нефтяной рынок высокорентабелен в отличие от рынка розничной торговли, поэтому нефтяные компании отдают управление своих автозаправочных станций в частные руки. Так, например, намерен поступить «Лукойл», который уже передал на аутсорсинг ряд собственных автозаправок».

 

Мнение:

Николай Вильчур, управляющий партнер «ООО Консалтинговая компания «Вильчур и партнеры»:
– Одна из главных проблем – это выделение участков под строительство АЗС. Данная сфера серьезно монополизирована и практически полностью контролируется крупнейшими игроками. Наиболее крупные сети заключают долгосрочные договоры о сотрудничестве с региональными властями, что еще больше усиливает позиции таких компаний на рынке. В результате цена на бензин может варьироваться в зависимости от конкретного месторасположения АЗС даже внутри одной сети. В целом же снижение конкуренции на рынке розничной продажи бензина не может не приводить к росту цен. Решение видится в усилении контроля со стороны антимонопольных органов не только за ценами на топливо, но и за распределением участков, предоставляемых для строительства АЗС. Тогда намного большее количество участников этого рынка смогут принимать реальное участие в работе данного сектора экономики.

Автор: Ярослава Задорина


ИСТОЧНИК: АСН-инфо