Число россиян, считающих жилье доступным, выросло в 1,5 раза
По данным МТС AdTech, в сентябре доля опрошенных россиян, планирующих покупку недвижимости в ближайшие два года достигло 33%. На фоне снижения ставок и продления семейной ипотеки число считающих жилье доступным выросло в 1,5 раза - до 36% c 25% в апреле. В сентябре 2025 года каждый третий планирует инвестировать в жилье, накопив средства на фоне высоких ставок. В апреле этого года из собственных накопленных средств планировали покупать лишь 48%, а уже в сентябре их количество значительно возросло и достигло 64%.
По данным сентябрьского опроса для 27% респондентов доступность жилья не изменилась. Каждый десятый по-прежнему считает, что жилье в России стало менее доступным.
Доступней, чем год назад, жилье стало для участников опроса в Южном (12%), Приволжском (9%) и Центральном (8%) федеральных округах. Доступность жилья не изменилась преимущественно для респондентов Центрального (33%), Уральского (31%) и Приволжского (27%) федеральных округов. Менее доступной, чем год назад, недвижимость стала в большей степени для Дальневосточного (81%), Северо-Кавказского (77%) и Северо-Западного (67%) федеральных округов.
В апреле этого года количество опрошенных, которые покупали недвижимость из собственных накопленных средств, было равно 48%, на текущий период их количество значительно возросло — 64%. Выросло и количество респондентов, готовых купить жилье в ипотеку: до 34% с 27%. При незначительном недостатке средств на покупку недвижимости 15% россиян берут банковские кредиты.
По результатам опроса только у 26% есть желание инвестировать в недвижимость. В этой группе опрошенных 8% считают себя начинающими инвесторами и 2% — опытными. Однако большая часть респондентов — 64% — пока не заинтересовано в инвестированиях в этот актив.
«Снижение ключевой ставки и, как следствие, ставки по ипотеке, способствует росту инвестиций в недвижимость. Продление также получила семейная ипотека. Однако по данным опроса, 68% россиян считают, что рынок недвижимости сейчас переоценен. Каждый пятый — 20% — отметил, что рынок недвижимости находится в равновесии и только 12% считают, что он недооценен. Можно предположить, что низкие ставки по вкладам приведут к росту инвестиций в недвижимость в качестве пассивного дохода у высокодоходной аудитории. Для рекламного рынка это сигнал о том, что в коммуникациях стоит делать акцент на аудиторию покупателей жилья бизнес-класса и выгодные предложения именно в этом сегменте», — комментирует коммерческий директор МТС AdTech Артем Пуликов.
Переоцененным рынок недвижимости чаще считают респонденты из Сибирского и Северо-Кавказского по 73%, Приволжского (72%) и Южного (71%) федерального округа. Участники опроса из Центрального (15%) федерального округа чаще остальных считают рынок недвижимости недооцененным. О том, что рынок находится в равновесии, чаще остальных говорили респонденты из Северо-Западного (23%) и Центрального (22%) федерального округа.
Об опросе:
МТС AdTech опросил 2500 россиян старше 18 лет. В опросе приняли участие россияне, проживающие на территории РФ. Опрос был проведен в сентябре 2025 года.
Качественные офисы с готовой отделкой становятся дороже. На фоне сохраняющегося роста цен затраты на отделку являются для многих девелоперов дополнительным риском, вследствие чего дефицит офисов классов А и Prime с готовой отделкой все более очевиден.
Аналитики IBC Real Estate и компания RITM Project подготовили совместное исследование о стоимости отделки офисных пространств, в рамках которого проанализировали структуру маркетируемого предложения на офисном рынке Москвы и привели динамику затрат на ремонт в зависимости от класса отделки.
По итогам I полугодия 2025 года на офисном рынке Москвы объем совокупного маркетируемого предложения в существующих объектах составил 850 тыс. кв. м офисов – из них 62% или 530 тыс. кв. м представлено опциями с отделкой. Годом ранее объем маркетируемых опций с отделкой был на 40% выше и достигал 742 тыс. кв. м.
Стоит отметить, что предложение с отделкой в существующих объектах представлено преимущественно зданиями класса В+, на которые приходится 321 тыс. кв. м офисов. При этом, многие из них не могут удовлетворить запросы конечных пользователей ввиду значительной степени износа или низкого качества отделки.
В классах Prime и А маркетируемые опции с отделкой составляют 209 тыс. кв. м или 39% от совокупного объема предложения в существующих объектах. Примечательно, что количество предложений крупными блоками ограничено и составляет менее 25% от общего объема маркетируемых опций с отделкой в классах Prime и А. В условиях сохраняющегося дефицита качественных офисных площадей, премиальные опции вымываются наиболее быстро.
Структура маркетируемого предложения в существующих объектах

Источник: IBC Real Estate
Под влиянием внешних факторов, таких как дефицита рабочей силы и высокой инфляции, стоимость строительства здания и внутренней отделки офисов продолжает расти, в связи с чем новые объекты вводятся в эксплуатацию преимущественно в формате Shell&Core (без отделки). Так, без учета штаб-квартир, которые строятся под конкретного пользователя и в открытый рынок не выйдут, к вводу в эксплуатацию в период с 2025-2030 гг. заявлено 4,2 млн кв. м офисов, доля помещений с отделкой из которых не превышает 2% и представлена преимущественно единичными опциями.
Структура будущего стока на офисном рынке Москвы, млн кв. м

Источник: IBC Real Estate
В условиях нестабильной экономической ситуации наиболее высокий темп прироста стоимости отделки был зафиксирован в 2022 году. К концу 2025 года на фоне продолжающегося роста цен сохраняется потенциал дальнейшего повышения стоимости отделки, но более умеренными темпами.
В период с 2021 года по I полугодие 2025 года рост стоимости отделки в среднем по всем классам (бронза/серебро/золото) составил 60%. Наибольший рост был зафиксирован в классе «Золото» – показатель увеличился на 64% и по итогам I полугодия 2025 года составил 246 000 руб./кв. м без учета НДС.
В целом большинство покупателей и арендаторов все чаще отдают предпочтение отделке класса «Серебро». Офисы с низким уровнем IT-инфраструктуры, ограниченными системами контроля климата и нехваткой кабинетов и нерабочих пространств не соответствуют требованиям большинства компаний. При этом офисы с отделкой класса «Серебро» адаптированы под гибкий формат работы и включают частичное использование импортных материалов и оборудования высокого уровня, в том числе автоматику и мультимедийные системы.
Динамика затрат на ремонт по классам отделки, руб./кв. м

Источник: IBC Real Estate
«В настоящее время на рынок активно выходят новые объекты на продажу – за 8 месяцев 2025 года стартовали продажи офисов блоками в 24 новых проектах. Примечательно, что все они реализуются в формате Shell&Core. В условиях нынешней рыночной конъюнктуры затраты на отделку являются для девелоперов дополнительным риском. При этом некоторые из них предоставляют покупателям широкий выбор дополнительных опций, в том числе отделку офисного помещения – такие предложения в среднем маркетируются на 30% выше», – комментирует Екатерина Белова, член совета директоров, руководитель департамента по работе с офисными помещениями компании IBC Real Estate.
Эксперты аналитического центра «Циан», ведущей в России цифровой платформы операций с недвижимостью, выяснили, какая сумма необходима для первоначального взноса на вторичном рынке крупных городов РФ при покупке однокомнатной квартиры, а также где получится быстрее её накопить с учётом разницы в ценах и зарплатах.
- Минимальная сумма первоначального взноса (20% от цены) по ипотеке при покупке однокомнатной квартиры на вторичном рынке – 710 тыс. рублей. Именно столько нужно накопить жителям Ульяновска. Чуть больше нужно тем, кто живет в Новокузнецке (716 тыс. руб.) или Пензе (732 тыс. руб.). В половине городов из 40 крупнейших в РФ будет достаточно суммы менее 1 млн рублей. Максимальные показатели в Сочи и Москве – 2,5 и 2,9 млн рублей. Таблица по всем городам - в приложении.
- От 9 до 35 среднегородских зарплат потребуется для первоначального взноса на однокомнатную квартиру на вторичном рынке.
Проще всего накопить на первоначальный взнос жителям промышленных городов. Так, в Новокузнецке потребуется всего 9 зарплат – здесь одни из самых дешёвых квартир на вторичке, а по уровню заработной платы город занимает 12-е место из 40. Сравнительно быстро получится накопить необходимую сумму также жителям Кемерово и Тольятти (нужно 10 зарплат).
Наиболее сложная ситуация в Сочи и Севастополе, где для первого взноса нужно 35 и 31 зарплата соответственно — квартиры тут дорогие (и ориентированы на внешний спрос), а доходы местных жителей — не такие высокие.
«За год доступность жилья немного увеличилась: если сейчас на первоначальный взнос необходимо 14 зарплат, то год назад – 15, – комментирует Елена Бобровская, эксперт Циан.Аналитики. – Средний размер заработной платы увеличился сильнее, чем средняя стоимость однокомнатной квартиры (+14% против +7%)».
Приложение
|
Локация |
Размер первоначального взноса, тыс. руб., сентябрь 2025 г. |
Сколько нужно среднегородских зарплат для ПВ |
|
Сочи |
2 541 |
35 |
|
Севастополь |
1 617 |
31 |
|
Махачкала |
1 039 |
20 |
|
Москва |
2 852 |
20 |
|
Санкт-Петербург |
1 937 |
20 |
|
Казань |
1 641 |
19 |
|
Калининград |
1 259 |
18 |
|
Барнаул |
951 |
15 |
|
Нижний Новгород |
1 274 |
15 |
|
Ростов-на-Дону |
1 125 |
15 |
|
Чебоксары |
1 000 |
15 |
|
Владивосток |
1 407 |
14 |
|
Краснодар |
1 129 |
14 |
|
Самара |
1 010 |
14 |
|
Ставрополь |
911 |
14 |
|
Волгоград |
831 |
13 |
|
Воронеж |
924 |
13 |
|
Екатеринбург |
1 223 |
13 |
|
Иркутск |
1 180 |
13 |
|
Киров |
831 |
13 |
|
Набережные Челны |
1 001 |
13 |
|
Омск |
883 |
13 |
|
Рязань |
860 |
13 |
|
Саратов |
804 |
13 |
|
Уфа |
992 |
13 |
|
Красноярск |
1 021 |
12 |
|
Новосибирск |
1 047 |
12 |
|
Пенза |
732 |
12 |
|
Пермь |
907 |
12 |
|
Томск |
953 |
12 |
|
Тюмень |
1 120 |
12 |
|
Хабаровск |
1 116 |
12 |
|
Ижевск |
830 |
11 |
|
Оренбург |
751 |
11 |
|
Ульяновск |
710 |
11 |
|
Челябинск |
836 |
11 |
|
Ярославль |
764 |
11 |
|
Кемерово |
766 |
10 |
|
Тольятти |
761 |
10 |
|
Новокузнецк |
716 |
9 |
|
Все локации |
|
14 |
Источник: Циан.Аналитика
|
|
Сколько нужно среднегородских зарплат для ПВ |
|
|
сентябрь 2024 г. |
сентябрь 2025 г. |
|
|
Волгоград |
15 |
13 |
|
Воронеж |
14 |
13 |
|
Екатеринбург |
14 |
13 |
|
Казань |
21 |
19 |
|
Краснодар |
15 |
14 |
|
Красноярск |
13 |
12 |
|
Москва |
19 |
20 |
|
Нижний Новгород |
16 |
15 |
|
Новосибирск |
13 |
12 |
|
Омск |
14 |
13 |
|
Пермь |
12 |
12 |
|
Ростов-на-Дону |
16 |
15 |
|
Самара |
15 |
14 |
|
Санкт-Петербург |
20 |
20 |
|
Уфа |
13 |
13 |
|
Челябинск |
12 |
11 |
Источник: Циан.Аналитика
Методика
В выборке – 40 ключевых локаций (в т.ч. все города с населением от 500 тыс. человек). Расчёты проводились по ценам однокомнатных квартир на вторичном рынке. Учитывался минимальный размер первоначального взноса – 20%. Информация по зарплатам получена из Базы данных показателей муниципальных образований ФСГС (за вычетом НДФЛ).