Выбор мам: в 55% «семейных» сделок на рынке новостроек последнее слово за женщинами – опрос


12.12.2022 08:51

Группа «Родина» – победитель в 2022 году ежегодной премии «Выбор мам» – провела опрос среди семейных покупателей кластера и выяснила, что в 55% сделок решающее мнение при выборе новостройки имеют женщины.


Семейный квартал Russian Design District (RDD) признан лучшим проектом в сфере недвижимости по версии ежегодной премии «Выбор мам – 2022», в ходе которой мамы выбирали лучшие бренды для себя и их семей. В связи с этим эксперты Группы «Родина» провели опрос среди покупателей квартир в жилом культурно-образовательном кластере Russian Design District. В этот раз эксперты интересовались тем, как принимается решение о покупке жилья самой массовой аудиторией клиентов – семьями. Выяснилось, что часто именно женщины играют решающую роль при выборе жилья. Об этом заявили порядка 55% покупателей обоих полов. Мужчины между тем определяющим образом влияют на окончательный выбор в 43% сделок. Только 2% опрошенных считают, что при поиске жилья супруги играют равную роль.

Среди главных критериев выбора жилья для семьи у женщин на первом месте стоит наличие социальной и коммерческой инфраструктуры в шаговой доступности от дома. Об этом заявили 67% опрошенных покупательниц (опрос с множественными вариантами ответов). На втором месте по популярности локация, то есть окружение жилого комплекса и его местонахождение в городе – 52% голосов. Почти настолько же важна для покупательниц эстетика их будущего семейного жилья – 50% голосов были отданы за архитектурный облик, дизайн общественных зон и ландшафт прилегающей территории.

Наименее важными для женщин стали технические критерии нового жилья. Только 33% клиенток заботит класс энергоэффективности здания. Помимо этого, в 22% случаев покупательниц интересуют бренды инженерного оборудования зданий, лифтов. Только 17% опрошенных женщин проявили интерес к материалам отделки фасадов и внутренних помещений.

«Семейные покупатели квартир в нашем кластере – это прогрессивные представители среднего класса, – комментирует Владимир Щекин, основатель и совладелец Группы «Родина». – Женщины в таких семьях проактивные, и всегда любят играть заметную роль при решении различных вопросов. Мужчины доверяют им и с удовольствием делегируют задачи бытового, житейского плана, особенно если в семье уже есть дети. В целом, конечно, выбор и решение о покупке квартиры почти все супруги принимают сообща, но, как показал наш опрос, чаще именно женщины находят веские аргументы для своей позиции».

Критерии выбора жилья среди мужчин при этом несколько отличаются. На первое место по важности (64% покупателей) они ставят транспортную доступность – наличие дорог, метро и других узлов рядом с домом. На втором месте – социальная и коммерческая инфраструктура в шаговой доступности (60% голосов). На третьем – надежность застройщика (57%). Менее важные для мужчин-покупателей критерии – энергоэффективность здания (37%), эстетический облик (33%), бренды инженерного оборудования (26%).


ИСТОЧНИК: пресс-служба компании «Метриум»
ИСТОЧНИК ФОТО: пресс-служба компании «Метриум»



12.12.2022 08:47

В этом году объем существующей коммерческой недвижимости (офисы, склады, ритейл) в России побил рекорд в 100 млн кв. м арендопригодных площадей. Более 37 млн кв. м (с учетом гипермаркетов) приходится на ритейл, 35 млн кв. м — на складскую недвижимость, остальное составляют офисные объекты. В предыдущие несколько лет (2017–2020 гг.) мы наблюдали сдержанные темпы выхода на рынок новых проектов, в результате чего текущий рынок характеризуется большей сбалансированностью, чем в предыдущие кризисные периоды.


Объем ввода коммерческих площадей в России по итогам 2021 года составил 4,2 млн кв. м. В начале 2022 года общий объем ввода в России за год прогнозировался на аналогичном уровне – 4,2 млн кв. м, однако сейчас ряд девелоперов скорректировал планы по выходу новых объектов и текущие прогнозы по годовому вводу составляют 3,8 млн кв. м.

Объем ввода коммерческой недвижимости в 2023 году ожидается около 4 млн кв. м площадей: склады 2 млн кв. м, офисы - 1,2 млн кв. м, торговые центры – 486 тыс. кв. м. Если следовать пессимистичному прогнозу, объем ввода составит 3–3,1 млн кв. м площадей, что все равно больше показателей 2017-2019 гг. Лидерство по вводу объектов на рынок по-прежнему сохраняет складской сектор (этот сегмент лидирует по количеству введенных площадей с 2017 года). Наибольший объем ввода складских площадей в России был зафиксирован в 2014, 2021 и 2022 гг.: 2 950 тыс. кв. м., 2 686 тыс. кв. м. и 2 873 тыс. кв. м соответственно.

В сегменте торговой недвижимости лидером в объеме совокупного предложения торговых площадей традиционно является региональный рынок – 63%, на долю Москвы приходится 26%, а на Санкт-Петербург – 11%. Наибольший объем ввода торговых площадей за последние 10 лет был зафиксирован в период 2014–2016 гг., после чего динамика нового ввода начала резкий тренд на снижение и последние годы составляет в среднем 600-700 тыс. кв. м в год с минимальным объемом на уровне 256 тыс. кв. м в этом году. Обеспеченность России торговыми площадями в расчете на 1000 человек составляет 207 кв. м, что выше результата за прошлый год на 3%.

В сегменте складской недвижимости обеспеченность складскими площадями на 1000 человек по России составляет 241 кв. м, что выше результата за прошлый год на 9,5%. Наблюдается рост обеспеченности офисными площадями на 1 000 чел. По итогам 2022 г., данный показатель может достигнуть 189 кв. м.

Николай Казанский, управляющий партнер Nikoliers: «В этом году на рынке коммерческой недвижимости состоялось очень значимое событие – объем качественной профессиональной коммерческой недвижимости превысил 100 млн кв. м площадей. В последние несколько лет мы наблюдали ограниченный выход новых объектов, что позволило рынку в текущий момент быть более сбалансированным по сравнению с предыдущими кризисными периодами. Несмотря на сокращение спроса по всем сегментам, мы не наблюдаем драматического роста вакансии, при этом девелоперы, адаптировавшись к текущим условиям, хотя и переносят сроки выхода ряда проектов, в целом все равно продолжают выводить новые проекты на рынок».


ИСТОЧНИК: Пресс-служба компании Nikoliers
ИСТОЧНИК ФОТО: ASNinfo


09.12.2022 12:23

Рынок строительных материалов стабилизируется: по наблюдениям экспертов компании ROCKWOOL Россия, после лихорадочного роста продаж в 2021 году и резкого падения в мае-июне 2022 года, ситуация в отрасли почти нормализовалась. Влияние санкционного кризиса и ухода иностранных брендов оказалось менее выраженным, нежели в других секторах экономики, и проявилось главным образом в изменении поведения потребителей. Так, согласно опросу ROCKWOOL Россия, сразу 46% россиян изменили свой подход к покупке строительных материалов[1].


Потребители стали более разборчивы

17% респондентов сообщили, что стали чаще выбирать отечественные бренды, 6% — китайские. 3% отметили, что вообще перестали покупать строительные материалы иностранного производства. Кроме того, 16% россиян теперь покупают более бюджетные марки, а 4%, наоборот, более дорогие. Среди оставшихся респондентов только 29% полностью отказались от покупки строительных материалов, а еще 25% не изменили свой подход к этой задаче.

«Кризисная ситуация сильно меняет поведение потребителей. Первое, что они делают — перестают покупать, вкладываться и в принципе тратить деньги. Такова психология, и, к сожалению, ритейлерам очень сложно повлиять на процесс. Поэтому мы наблюдали снижение спроса с апреля 2022 г. по начало июня. Даже в традиционный дачный сезон всплеска продаж не было, если сравнивать с показателями прошлых лет. С июля-августа спад продаж сменился нормализацией — люди привыкли к изменениям. Однако неуверенность в завтрашнем дне еще сохраняется. Потребители стали очень разборчивы», — отмечает Максим Тарасов, директор по продажам ROCKWOOL Россия.

Ситуация отразилась и на выборе торговых площадок для приобретения стройматериалов. По данным опроса, 18% россиян чаще стали совершать покупки на строительных рынках, 17% — в крупных строительных гипермаркетах (в то же время еще 8%, наоборот, реже выбирают этот вариант). Интересно, что 15% перешли на покупку стройматериалов на маркетплейсах и почти 7% ― в интернет-магазинах, а 16% и вовсе теперь предпочитают заказывать такие товары из других стран.

В ROCKWOOL Россия отмечают, что перераспределение покупателей между торговыми площадками во многом связано с возросшей чувствительностью населения к ценам. По данным Росстат, с начала 2022 года стоимость стройматериалов увеличилась на 4,8%, при этом в сентябре и октябре наблюдалось снижение. Но, несмотря на это, сами потребители оценивают ситуацию совсем иначе. Как показал опрос ROCKWOOL Россия, 38% россиян считают, что строительные материалы подорожали больше, чем на треть, и только 12% отмечают небольшое подорожание, а 4% считают, что рост цен был выборочным. Небольшое снижение цен заметили 15%, еще столько же полагают, что что-то стало дороже, а что-то дешевле. 16% не увидели явных изменений.

«В первую очередь значительное повышение заметили те потребители, которые успели закупиться в марте-начале апреля. В связи с ажиотажем действительно возник атипичный скачок цен. В мае ситуация стабилизировалась, курс рубля установился, и местные производители стали работать в прежнем режиме. Цены по большей части позиций так же нормализовались. В категории общестроительных материалов не было значительного подорожания: цены на металл, бетон, теплоизоляцию остаются стабильными. Однако, мы все же замечаем, что стоимость некоторых отделочных материалов все еще искусственно завышены. Это связано со слабой конкуренцией в отдельных нишах, под влиянием которой формируется повышенный спрос, соответственно, растут и цены», ― говорит Максим Тарасов.

Проблем с ассортиментом нет

В целом только треть россиян не заметили никаких изменений на рынке строительных материалов. 18% отметили, что выбор стал меньше, 13%, наоборот, считают, что ассортимент расширился. 10% обратили внимание на то, что с полок магазинов пропали многие привычные производители, в то же время 6% заметили появление новых брендов. Только 7% не смогли при этом найти необходимый товар.

«Крупногабаритные и тяжелые строительные материалы в основном производятся на территории страны. Например, ROCKWOOL Россия производит аналог европейских материалов в полном объеме. Техническая и общестроительная изоляция и продукты DIY полностью локализованы, поэтому мы продолжаем предоставлять полный спектр этих продуктов на внутренний рынок. Уход иностранных компаний сказался в основном на ассортименте отделочных материалов, пигментов и красок. Для замещения иностранных производителей в этой категории действительно потребовался некий переходный период, но в течение лета рынок сориентировался, и произошла почти полная замена. Помимо российских компаний на рынок активно заходят Турция и Китай: сантехника, краски и пигменты, клеевые составы этих стран по качеству, как правило, не хуже европейских», — рассказывает Максим Тарасов.

В Министерстве промышленности и торговли РФ также не видят поводов для беспокойства. Как сообщил замдиректора департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Роман Куприн, Россия полностью обеспечена строительными материалами до 2024 года. При этом в ведомстве уверены, что в стране открываются новые возможности для развития производства строительных материалов. Потребуются дополнительные мощности, в первую очередь, связанные с теплоизоляцией.

Спрос на тепло и акустический комфорт

По данным ROCKWOOL Россия, на рынке теплоизоляционных материалов было два ярких колебания, связанных с активностью покупателей. В марте скачок потребления был вызван непониманием и боязнью курсовых разниц. И крупные компании, и частные покупатели пытались «застраховать» себя, покупая впрок. В мае произошло закономерное падение, ведь все желающие закупились на сезон вперед. Кроме того, двухзначные ставки по депозитам провоцировали людей откладывать сбережения, а ставка по кредитам в 18-20% стала серьезным барьером для покупок. Люди почти не приобретали недвижимость, а значит, и строительные материалы. В итоге оборот DIY-ритейла в России за первое полугодие 2022 года сократился на 3% без учета инфляции.

«Сейчас кредитные ставки более комфортные: на ипотеку — в районе 7-8%, а некоторые девелоперы предлагают ипотечный кредит со ставкой до 1%, на обычный потребительский кредит — 13-15%. Спрос на покупку недвижимости постепенно восстанавливается. Так, уже в июле застройщики, которые приостановили свои закупки, снова вернулись к нам за товаром: в первую очередь, это фасадные и кровельные материалы. У нас очень много запросов на все, что связано с акустическим комфортом, также приобретает серьезный вес индивидуальное домостроение. Полагаю, это отложенный спрос, так как еще в пандемию многие люди купили участки и сейчас начинают их активно застраивать», — продолжает Максим Тарасов, директор по продажам ROCKWOOL Россия.

2023 год – год стабилизации?

В ROCKWOOL Россия прогнозируют, что рынок стройматериалов ожидает стабильность: ни грандиозного роста, ни падения эксперты не ожидают. При этом, как и во многих других отраслях, очень многое упирается в государственную поддержку, в частности, большое влияние может оказать завершение программы льготной ипотеки на новостройки. Если программа не будет продлена, россиянам, решившим приобрести квартиру на первичном рынке в кредит, придется ежемесячно выплачивать за нее около половины семейного дохода, подсчитали «Циан» и hh.ru.

«Если государство сможет поддержать потребителя низкими ипотечными ставками и иными жилищными программами, то, конечно, рынок строительных материалов будет развиваться активно. Но мы рассчитываем, что население все равно продолжит покупать квартиры, так как в России очень низкая обеспеченность населения квадратными метрами.  Кроме того, в стране уже не ждут финансового провала или скачущей инфляции. Поэтому баланс спроса и потребления в скором времени восстановится и как следствие — в отрасли будет появляться все больше новых проектов», — резюмирует Максим Тарасов.

Эксперты ROCKWOOL Россия уверены: сегодня на рынок строительных материалов в стране влияют не санкции как таковые и процесс импортозамещения, а спрос и цены на недвижимость, а также уровень доходов населения. Если ипотека станет недоступна, а уровень заработных плат не будет успевать за инфляцией, ждать развития рынка стройматериалов не приходится. В то же время, пока эксперты не видят серьезных предпосылок к падению.

 

[1] Опрос проходил 21-28 ноября, участие приняли 1 787 человек, представляющих экономически активно население


ИСТОЧНИК: пресс-служба компании ROCKWOOL Россия
ИСТОЧНИК ФОТО: пресс-служба компании ROCKWOOL Россия