Госуслуги в Интернете: проблемы и перспективы


19.03.2018 11:30

Переход на электронной документооборот в сфере предоставления госуслуг в строительной отрасли получает все большее распространение. Как и все новации, процесс сталкивается с проблемами, и система нуждается в доработке.


С 1 августа 2017 года свои услуги и ряд административных процедур начала оказывать через Единую систему строительного комплекса (ЕССК) Служба госстройнадзора и экспертизы Санкт-Петербурга. По итогам прошлого года, 9,6% от общего количества обращений в ведомство поступило через Интернет. А с 1 января 2018 года получить разрешения на строительство или ввод объектов в эксплуатацию, а также направить уведомления о строительных работах стало возможным только в электронном виде.

Проблемы

Специалисты Госстройнадзора рассказали об основных проблемах, с которыми сталкиваются представители строительных компаний, начинающих работать с ведомством через онлайн-сервисы.
По словам и. о. начальника Службы Евгения Кима, в январе-феврале 2018 года в Госстройнадзор подано вдвое больше заявлений на получение разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, чем за аналогичный период прошлого года.
По его словам, в определенной мере рост обусловлен переходом на работу с заявителями только в электронной форме. «Пока еще весьма велик процент отказов – главным образом по формальным причинам. Те ошибки, которые раньше были распространены при подаче пакета документов на бумаге, теперь повторяются и при новой форме работы. А поскольку скорость обработки заявлений выросла, застройщики оперативно переподают документы – и статистика растет», – отметил эксперт.
В то же время Евгений Ким отметил, что не оправдались опасения некоторых застройщиков, полагавших, что перевод документооборота в электронный вид может негативно сказаться на получении согласований. По данным Службы, число выданных разрешений на строительство за означенный период также примерно удвоилось.

Чаще всего

Начальник управления выдачи разрешений и статистики Госстройнадзора Надежда Зяблова напомнила, что заявление на получение разрешения на строительство должно подаваться только от застройщика. По ее словам, до 50% возвратов происходит потому, что пакет документов подается представителем компании от своего имени без указания сведений о застройщике.
Другой распространенной ошибкой является не указанный или указанный неверно адрес компании. «Кроме того, адрес участка должен точно соответствовать тому, который указан в правоустанавливающих документах на земельный участок или объект (в случае реконструкции). Изменение нескольких слов – это уже причина для отказа. Если проект реализуется в несколько этапов, должен быть указан этап и включенные в него объекты. Если разрешение запрашивается на все этапы – они должны быть перечислены. Часто неточно указывается наименование объекта строительства», – рассказала Надежда Зяблова о наиболее часто встречающихся неточностях, становящихся причинами для отказа.
Ведущий специалист отдела подготовки выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию Госстройнадзора Ольга Логинова подчеркнула, что и в сфере ее деятельности большая часть возвратов происходит из-за невнимательности при оформлении документов. «Очень распространенный случай (как, кстати, и при подаче заявлений на ввод в эксплуатацию) – неверно оформленная доверенность. Если документы подаются представителем заявителя, прилагается документ, подтверждающий его полномочия на осуществление этих действий. Доверенность от юрлица должна быть удостоверена усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя; от физлица – такой же подписью нотариуса», – отметила она.
Эксперт напомнила, что заявление и скан-образы приложенных к нему документов должны быть подписаны усиленной квалифицированной подписью, полученной в одном из сертифицированных центров (для юрлиц) и простой электронной подписью (для физлиц). Каждый документ подается отдельным файлом. Скан-образ – в формате PDF; электронный документ (PDF+SIG) – архивом (zip, rar).
Начальник Юридического управления Госстройнадзора Виктор Свистунов обратил внимание на проблемы, возникающие при продлении сроков разрешений на строительство при смене застройщиком организационно-правовой формы. «Эти документы нужно оформить до реформы компании. Если срок истек, застройщик «трансформировался» и только после этого подал заявление на продление сроков – ему откажут. Компании придется получать новое разрешение», – предупредил он.

Предложения

Начальник отдела по работе с ЕССК Дирекции по развитию ООО «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» Юрий Пискаленко отметил, что «Группа ЛСР» с самого начала уделяла особое внимание переходу на электронный документооборот и даже создала в своей структуре специальное подразделение. Он отметил как положительные стороны работы в ЕССК (к числу которых отнес снижение трудозатрат сотрудников и материальных издержек компании, а также и оптимизацию документооборота), так и существующие недостатки (отсутствие возможности догружать после подачи заявления документацию в электронном виде; невозможность взаимодействия с сотрудниками Службы онлайн; недостаточная информативность по прохождению документации).
На основе полученного опыта работы в ЕССК Юрий Пискаленко высказал ряд предложений и пожеланий, касающихся прежде всего оптимизации пакета документов, которые необходимо предоставлять при извещении о начале и завершении строительных работ, поскольку часть из них подается на более ранних стадиях. Также прозвучал ряд других инициатив, которые, по мнению эксперта, могли бы серьезно улучшить работу ЕССК.
Евгений Ким отметил, что в Госстройнадзоре самым внимательным образом ознакомятся с предложениями застройщика, и часть из них, несомненно, будет учтена при совершенствовании ЕССК. Он подчеркнул, что Служба открыта для конструктивной критики со стороны компаний и готова рассматривать их пожелания, чтобы сделать работу в электронной форме максимально комфортной и эффективной. Также сотрудники ведомства готовы ответить на вопросы, поступающие через сайт Госстройнадзора.

Не только Госстройнадзор

Не только Госстройнадзор переводит свою работу в электронную форму. Расширяет предоставление услуг через ЕССК и Комитет по градостроительству и архитектуре. В частности, по словам заместителя директора ГКУ «Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности» Павла Токаревского, около 30% градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ) в Петербурге в настоящее время выдаются уже в электронной форме.
Впрочем, по его словам, делать обязательной электронную форму при выдаче ГПЗУ КГА пока не планирует. «На наш взгляд, получатели документа сами заинтересованы в таком формате. Это упрощает и ускоряет работу», – отметил эксперт.
Юрий Пискаленко выступил с предложением изменить формат запроса в ресурсоснабжающие организации. «Поскольку ГПЗУ фактически является информационной справкой, получение подробных сведений о возможности подключения к сетям на этом этапе не нужно. Между тем, именно на этот процесс уходит около половины из 20 дней – нормативного срока оказания услуги. Думаю, если внести изменения в регламент, процесс можно серьезно ускорить», – отметил он.

Кстати:

На сегодняшний день в рамках ЕССК реализована уже 41 процедура. До конца марта планируется внедрить еще 7. За 2017 год в ЕССК поступило 1276 заявлений от строителей на предоставление различных услуг, из них 87% имели положительный результат.


РУБРИКА: Проблема
АВТОР: Лев Касов