Свидетели эпохи: 2003 год


27.03.2017 11:38

«Строительный Еженедельник» продолжает серию публикаций, приуроченных к своему 15-летию. В этот раз мы вспоминаем год 300-летия Петербурга, ознаменованный и началом губернаторства Валентины Матвиенко.


Год начался с запуска масштабного проекта – строительства Юго-Западных очистных сооружений. Возведение этого объекта имело давнюю историю, первые работы начались в еще в 1986 году, и изначально объект планировалось сдать в эксплуатацию в 1991-м, однако строительство сильно затянулось, и в 1995 году из-за нехватки финансирования работы были приостановлены. Строительство возобновилось в начале 2003 года благодаря договоренности о государственно-частном партнерстве с участием строительных компаний, администрации Санкт-Петербурга и правительств ряда скандинавских стран, заинтересованных в обеспечении экологической чистоты акватории Финского залива. Ввод очистных сооружений в эксплуатацию состоялся в сентябре 2005 года в присутствии Президента России Владимира Путина.
Город с большой помпой готовится отметить свое 300-летие. Практически еженедельно город навещают высокие правительственные комиссии с целью осмотра юбилейных объектов. Наиболее часто посещают чиновники стройплощадку Ладожского вокзала (он должен быть готов к маю 2003-го) и шахту метростроя, где идут восстановительные работы на аварийном участке Кировско-Выборгской линии. За неделю до торжества Госкомиссия приняла объекты юбилейного списка, в том числе Константиновский дворец, Ладожский вокзал и восстановленную линию метро.
Плодятся новые агентства по развитию территорий. ОАО «ДМД» планирует развивать территории у Варшавского вокзала, который к тому времени окончательно утратил свое значение. Территорию предлагалось изменить весьма радикально. В частности, Варшавский вокзал превратить в многофункциональный комплекс, а Измайловский проспект – продолжить и связать пешеходной зоной со станцией метро «Фрунзенская». Агентству предстояло решить вопрос вывода промышленных предприятий и демонтажа железнодорожный путей.
Планируемое преображение этой территории в будущем было реализовано, хотя и в несколько меньших масштабах. В главном здании вокзала в 2006 году компанией «Адамант» был открыт торговый комплекс «Варшавский экспресс» (в 2014-м году он прошел реконцепцию и превратился специализированный дисконт-центр). А на территории между Московским проспектом и Митрофаньевским шоссе с начала 2010-х годов началось активное жилищное строительство. Один за одним выросли жилые комплексы компаний AAG, «Лемминкяйнен Рус», «Меридиан-Девелопмент» и др. В 2016 году компания «ЛенСпецСМУ» объявила о начале масштабного проекта на 18 тысяч жителей – ЖК «Галактика». Он будет реализован на территории бывшей Варшавской железной дороги.
Продолжаются «архитектурные фуэте» на второй сцене Мариинского театра. Международный архитектурный конкурс на создание Мариинки-2 был объявлен в начале 2003 года. В июне объявили победителя, им стал французский архитектор Доминик Перро. Однако отношения между французом и заказчиком не заладились, и после многочисленных скандалов в январе 2007 года контракт будет расторгнут.
При большом стечении народа в Кудрово заложен первый магазин IKEA на Северо-Западе. Свидетели события, глядя на огромную лужу на обочине Мурманского шоссе, с трудом могли представить себе, что уже в декабре 2003 года здесь откроется магазин, который впоследствии приобретет огромную популярность у горожан.
Дан старт реализации соглашения между Правительством Москвы и Администрацией Санкт-Петербурга о совместной деятельности по развитию экономики Северной столицы. Для этого в городе начала работать «Московская инвестиционно-строительная компания». Основной ее задачей станет привлечение в Петербург инвестиций для строительства не менее полумиллиона квадратных метров жилья в год, за счет чего предполагается решать проблему реновации петербургских «хрущевок». Строители Северной столицы возмутились по поводу данной инициативы и объявили, что потенциала петербургского строительного комплекса вполне хватит на то, чтобы решить проблему собственными силами.
Кстати, эксперты рынка фиксируют на рынке новостроек Петербурга самый большой рост цен в стране – 36% за 2002-й год. И прогнозируют аналогичные темпы роста цен в 2003-м – не менее 2% в месяц. Городские Ярмарки недвижимости проходят при полном аншлаге и столпотворении у стендов компаний.
В июне губернатор Владимир Яковлев покидает свой пост, а городской парламент принимает Закон «О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга». О намерении участвовать в губернаторских выборах заявила полпред Президента РФ в СЗФО Валентина Матвиенко, которая и займет этот пост в октябре. Первым делом новый губернатор заявила, что до сих пор в городе не было осмысленной градостроительной политики, и поэтому новая администрация активизирует работу над градостроительным регламентом.
Губернатор формирует новую команду. Так, в ноябре Комитет по строительству возглавил бывший  вице-президент «Группы ЛСР» Евгений Яцышин. Спустя два года Валентина Матвиенко стала им недовольна, обвинив в снижении темпов развития отрасли, и Яцышина сменил Роман Филимонов.
Городское Правительство вводит новую схему распределения земель под застройку, прекращает существование инвестиционно-тендерная комиссия (ИТК). Вопросы, касающиеся предоставления земельных площадей под застройку, отныне будут решаться в результате тендера. По проектам, носящим социальный характер, и некоторым другим Правительство города будет выносить решения коллегиально. По мнению губернатора Валентины Матвиенко, «ИТК сыграла свою роль на определенном этапе, но теперь необходимо менять устаревшую схему для более эффективной работы».

Кстати:

С 2003 года и по сей день «Строительный Еженедельник» выступает постоянным генеральным информационным партнером Съезда строителей Санкт-Петербурга, который впервые был созван именно в 2003 году. С этого года газета начинает организацию и проведение собственных деловых мероприятий – конференций, круглых столов, семинаров и т. п. по актуальным темам развития инвестиционно-строительного комплекса. Выпуски англоязычной версии издания Constructional Weekly регулярно отправляются на международную инвестиционную выставку MIPIM. «Строительный Еженедельник» становится постоянным генеральным информационным партнером выставки «ИнтерСтройЭкспо».
Профессиональный подход и качественная работа позволяют газете «Строительный Еженедельник» стать первым победителем конкурса «Строитель года» в номинации «Специализированное строительное издание».


РУБРИКА: 15-летие
АВТОР: Дарья Литвинова