Стройматериалы теряют позиции


18.01.2016 11:24

Эксперты говорят о том, что снижение объемов строительства повлекло за собой уменьшение потребления всех строительных материалов, начиная от ЖБИ и заканчивая отделочными материалами, в среднем на 25%. Особенно уязвимой стала зарубежная продукция. Сокращение объемов рынка усиливает конкуренцию и заставляет компании искать новые пути развития.


Производители стройматериалов жалуются на падение спроса на свою продукцию и говорят о снижении объемов производства. «Мы наблюдаем сужением рынков по большинству видов стройматериалов – кирпичу, газобетону, бетону, ЖБИ, нерудным материалам», – комментирует Алексей Онищенко, начальник отдела маркетинга ООО «ЛСР. Стеновые материалы». «Рынок стройматериалов просел. Девелоперам стало тяжело, производителям строи­тельных материалов еще хуже, так как застройщики просят отсрочку платежей, а производители часто покупают сырье для продукции в предоплату», – поделился, в свою очередь, Игорь Мошков, генеральный директор ООО «ШПАТЛЕР».
Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь», свидетельствует, что объем рынка товарных ЖБИ Петербурга и Ленобласти за первые три квартала 2015 года составил порядка 450 тыс. кубометров, или около 8-10 млрд рублей. В рассматриваемый период на товарные ЖБИ спрос снизился на 25-30%, что, безусловно, отразится на объеме предложения.
Андрей Заусаев, заместитель генерального директора по экономике ООО «ПАРКОН ПЛЮС», говорит об усложнении отношений и с контрагентами – задерживается оплата поставленной продукции, партнеры требуют увеличения сроков отсрочки и т. д. Однако Алексей Онищенко считает, что такого обвала, какой был в 2008 году, нет. «Значит, рынки сделали вывод из кризиса и готовы лучше к текущей ситуации. Очевидно замедление темпов стройки на многих объектах, но массового замораживания объектов по итогам наших мониторингов мы не наблюдаем», – заключил эксперт.

Импортозамещение как панацея

Активный процесс импортозамещения, запущенный во всех сферах российской экономики, не обошел и строительную отрасль, хотя по таким материалам, как кирпич, песок, щебень, бетон, ЖБИ, газобетон, доля импорта на рынке и раньше была небольшой. Исключением, по словам Алексея Онищенко, является клинкерный кирпич (тротуарный и фасадный), уникальный лицевой кирпич. «Но и здесь объем импорта стремительно снижается и замещается местным производством. В частности, Группа ЛСР наращивает производство и реализацию высококачественного клинкера по всей России», – отметил он. Игорь Черноголов, президент ГК «Пенетрон-Россия», говорит, что производить в России можно все, возможности для этого есть. Но темпы импортозамещения зависят исключительно от собственников бизнеса, от их расторопности. «Несмотря на санкции и некоторую нынешнюю изолированность России, мы все-таки продолжаем жить в глобальном рынке. И в любом товаре обязательно есть доля импортного. Поэтому и не может быть абсолютного импортозамещения. По крайней мере в ближайшие годы», – полагает эксперт.
Участники рынка отмечают, что пока самые большие трудности с точки зрения импортозамещения представляет российское оборудование для производства стройматериалов, которого попросту нет. Например, Андрей Заусаев констатирует, что их предприятие оснащено немецким и турецким оборудованием. «К сожалению, российское оборудование не обладает такой же высокотехнологичностью и производительностью. Но кризисная ситуация заставляет искать пути удешевления производственных затрат – привлекать отечественных специалистов по обслуживанию, закупать российские аналоги запчастей», – пояснил он.

Цены не удержать

С одной стороны, рыночная ситуация, конкуренция и динамика строительства тянут цены вниз. С другой – себестоимость продукции растет, так как увеличивается стоимость газа, электричества и т. д. Кроме этого, ужесточилось законодательство по грузоперевозкам, а его соблюдение приводит к повышению цен на стройматериалы. Как говорят аналитики, с начала года рост их стоимости в среднем составил 25%, в первую очередь на песок, щебень, бетон. Это привело к тому, что себестоимость строительства увеличилась на 7-10%. Компании оптимизируются, но везде есть пределы. «Чрезмерная» оптимизация приводит к увеличению случаев фальсификата. «Производители, снижая себестоимость продукта, используют низкокачественные ингредиенты либо снижают объем эффективной химии. И все больше компаний втягивается в эту воронку псевдооптимизации. Что делать в такой ситуации клиентам? Осуществлять входящий контроль. Что мы и делаем», – рассказал Игорь Черноголов.
Арсений Васильев отметил, что в III квартале 2015 года в связи с ужесточением правил по перевозке строительных материалов цены на ЖБИ начали расти. «Увеличение стоимости перевозок приводит к подорожанию сырья – щебня, песка – в половину стоимости товара. Большинство производителей уже подняли цены на ЖБИ, но если сырье и дальше будет дорожать, то производители будут вынуждены опять их пересматривать», – пояснил господин Васильев.

Надежды рынка

Алексей Онищенко уверен, что 2016 год для строительной отрасли будет непростым, возможно еще некоторое снижение по сегментам стройматериалов. С другой стороны, отмечает он, это хорошая возможность предложить рынку новые продукты, новые услуги, оптимизировать процессы управления, производства, избавиться от неэффективных заводов. Оптимистичных взглядов придерживается и Надежда Солдаткина, генеральный директор ООО «H+H»: «По нашей оценке, 2016 год будет и для застройщиков, и для производителей не менее сложным, так что никакого всплеска относительно объемов строительства мы не ожидаем. Но мы будем также стараться оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке, чтобы сохранить и усилить свои позиции. По нашим оптимистичным прогнозам, позитивные изменения в строительном секторе наступят во второй половине 2017 года».
По мнению Яна Даровского, директора ООО «МастерСтрой», в 2016 году будет резкое сжатие рынка, обусловленное проблемой неплатежей. Отгрузки будут в основной массе осуществляться только на «короткие деньги», поскольку после снижения маржинальности вопрос кредитных денег стал не всем игрокам рынка доступен.

Мнение:

Надежда Солдаткина, генеральный директор ООО «H+H»:

– Сокращение объемов строительства в регионе также привело к снижению потребления газобетона. Если по итогам 2014 года рынок газобетона Северо-Запада оценивался в 1,2 млн куб. м, то в 2015 году этот показатель снизился примерно до 1 млн куб. м. Сегодня в регионе работают пять производителей газобетона, и, конечно, сокращение объемов рынка влияет на экономику этих предприятий, обостряет конкуренцию, заставляет искать новые пути для реализации продукции и снижения себестоимости производства.

Елена Лашкова, генеральный директор Группы компаний «ГЕОИЗОЛ»:

– Ограничение поставок импортных материа­лов на российский рынок открыло большие возможности для отечественных производителей. Кроме того, импортная продукция из-за резкого повышения курсов валют значительно выросла в цене. В результате высвободилась часть рынка, которую наша компания сумела насытить собственными материалами. Начиная с 2011 года «ГЕОИЗОЛ» производит многофункциональные геотехнические системы GEOIZOL-MP, которые востребованы при работах по инженерной защите инфраструктурных объектов, при строительстве объектов железно- и автодорожной инфраструктуры, портовых сооружений. Импортозамещение для нас – это выпуск продукции, способной не только заменить зарубежные аналоги, но и быть конкурентоспособной на европейском, азиатском и американском рынках. В этом направлении «ГЕОИЗОЛ» планирует развивать свой бизнес в 2016 году.

Олег Семененко, генеральный директор «Производственной компании «ПрофБетон»:

– Сильнее всего от кризиса пострадал сектор импортных строительных материалов. Это связано с ростом курсов валют. Некоторые импортеры для сохранения доли рынка были вынуждены сократить свою маржинальность. Другие вовсе прекратили продажи в России. В кризис резко снизилось количество запусков новых проектов, а следовательно, резко снизился сектор начальной стадии строительства, куда относятся вывоз грунта и поставки нерудных материалов. В то же время уже начатые проекты в медленном режиме, но продолжают свою работу, и поэтому товарный бетон и сборные ЖБИ продолжают быть востребованными.

Кстати:

По данным Росстата, за 11 месяцев 2015 года цены на строительные материалы в России выросли в цене на 9,7%. По сравнению с данными на тот же период 2014 года, стройматериаты подорожали более чем на 11%.


РУБРИКА: Технологии и материалы
АВТОР: Екатерина Костина