Еда выходит на первое место


22.06.2015 09:18

Ресторанные комплексы в торговых центрах претерпевают перемены – клиентуру ТРК заманивают новыми концепциями и более дорогими интерьерами фуд-кортов. Как полагают аналитики, роль зон общественного питания в торговых центрах постепенно возрастает.

 

Одна из тенденций последнего времени, говорят аналитики, – это увеличение доли площадей, которые отдаются под размещение самых разнообразных форматов общественного питания в торговых цент­рах. Это связано с тем, что все более активно развивается интернет-продажа самых разных товаров, поэтому торговые сети сокращают размеры своих магазинов и используют их больше в качестве шоу-рума (особенно это актуально для электроники и бытовой техники). «Торговый центр для посетителей все больше становится не просто местом покупок, а местом, где можно хорошо провести время самому, с семьей или с друзьями. Поэтому в ТЦ все больше площадей предоставляется под общественное питание, сферу услуг и сферу развлечений, то есть то, что невозможно сделать через Интернет и что позволит хорошо провести время посетителю», – рассказала Ольга Штода, директор по управлению компании Black Stone Keeping Company.

Отношение меняется

«Торговые центры все более ответственно относятся к подбору пула арендаторов, особенно в успешных концептуальных объектах. Для посетителя магазина фуд-корт очень важен, это не история про «перекусил и направился дальше», это все-таки про качественный недорогой ресторан в формате open space», – рассуждает Екатерина Лапина, вице-президент по управлению коммерческой недвижимостью «АРИН».
Маркетолог-аналитик ЗАО «БФА-Деве­лопмент» Екатерина Беляева подтверждает слова коллеги: «В последнее время меняется отношение к ресторанным зонам в торговых центрах: они уже воспринимаются посетителями торгового центра практически как тот же ресторан. Это предполагает наличие концептуального зонирования, тщательный подход к оформлению, выбор мебели. Фуд-корты с пластиковыми стульями постепенно уходят в прошлое, все чаще там можно увидеть удобные диваны – посетителю должно быть здесь комфортно. Средний чек фуд-корта сейчас тоже увеличивается, ведь ожидания людей как минимум по качеству еды такие же, как в ресторане. Эти изменения происходят в силу того, что сама целевая аудитория меняет свои предпочтения: люди стали больше путешествовать, бывать за границей, пробовать новое. Их вкусы все более дифференцируются и требования разнятся. Именно поэтому растет минимальное число концепций в рамках одного фуд-корта – сейчас для нормальной работы нужно хотя бы шесть концепций, если речь идет о районном торговом центре, а в окружном формате – не менее 9-13 разнообразных фуд-кортов в зависимости от размеров торгового центра и его месторасположения».\

Укрупнение

Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, отмечает, что раньше наиболее крупные рестораны в ТЦ занимали 400-500 кв. м, а сейчас встречаются заметно более крупные рестораны – площадью до 1000 кв. м. «При этом доля ресторанных зон и фуд-кортов также имеет тенденцию к увеличению, но преимущественно в объектах в центре города», – уточняет он.
Особенность размещения на фуд-корте заключается в том, что арендатор оплачивает только за свою рабочую зону, то есть все, что размещается за линией раздачи. Посадочные места на фуд-корте относится к зоне общего пользования. Ольга Штода добавляет, что поэтому арендная ставка из расчета на 1 кв. м на фуд-корте выше, чем при размещении стационарного кафе или ресторана (именно из-за большой общей зоны, которая в аренду не входит). «И размер эксплуатационных расходов для арендаторов фуд-корта выше, чем для остальных арендаторов ТЦ, так как в данные расходы входят дополнительные расходы по уборке зоны фуд-корта», – объясняет она.
Госпожа Лапина подсчитала, что в регио­нальных торговых комплексах («Галерея», «Мега») минимальная арендная ставка составляет 600 рублей за 1 кв. м, а максимальная может достигать 4,8 тыс. рублей. «В окружных (ТК «Южный полюс», «Новый») максимальная не превышает 3 тыс. рублей», – резюмирует она.

Мнение:

Екатерина Беляева, маркетолог-анали­тик ЗАО «БФА-Девелоп­мент»:
– Практически всегда площадки фуд-кортов располагаются на верхних этажах. Таким образом, посетители гарантированно пройдут по всем этажам торгового центра, чтобы дойти до площадки с едой. Причем располагать их лучше как можно дальше от эскалаторов и лифтов. Цель абсолютно прозрачна – пока посетитель идет к еде, он может заглянуть еще в несколько магазинов. А поев и отдохнув, скорее всего, продолжат свой «поход» с торговых отделов, расположенных рядом с фуд-кортом.


РУБРИКА: Коммерческая недвижимость
АВТОР: Роман Русаков