Фондохранилище для двоих


21.10.2013 09:18

Градостроительный совет при правительстве Петербурга одобрил идею строительства нового фондохранилища для двух музеев – Этнографического и Русского. Здание должно разместиться на месте ныне стоящих мастерских Михайловского театра. Однако представители архитектурного сообщества считают, что с одобрением нового строительства в охранной зоне могут возникнуть проблемы. Как рассказал Александр Шабасов, директор ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» (выступает заказчиком), на сегодняшний день существует постановление правительства РФ № 1446 от 27 декабря 2012 года, которое внесло Центр музейных коллекций в федеральную целевую программу. Это продиктовано тем, что существует реальная необходимость увеличения музейных площадей. Заказчик обратился в архитектурную мастерскую Михаила Мамошина с просьбой представить на суд Градсовета так называемую концепцию архитектурной регенерации проекта. Она основана на архивных документах и чертежах, сохранившихся от проекта архитектора Этнографического музея Василия Свиньина, а также на проектах фасадов Росси. Отметим, что корпус депозитария Этнографического музея власти Петербурга собирались построить еще до Первой мировой войны, которая и помешала этим планам осуществиться. После этого идея строительства фондохранилища возобновилась в 1980-х годах, но ей также не суждено было воплотиться в реальности. В 2000 году был проведен конкурс на право создания проекта депозитария в комплексе с элитным жильем. Осуществить строительство планировалось на принципах ГЧП. Инвестором выступила компания «Корпорация С» Василия Сопромадзе. Однако власти свернули проект. Архитектор Михаил Мамошин отметил, что не сохранилось ни одного чертежа, который бы иллюстрировал проект фасада депозитария в стиле Росси. Поэтому он предложил два варианта фасадных решений, которые симметрично дублируют Конюшенный корпус или создают асимметрию с существующим ансамблем. Члены Градостроительного совета практически единогласно одобрили идею строи­тельства фондохранилища, говоря о том, что это очень важно для Петербурга. Однако в адрес проекта высказывалась и откровенная критика. Так, архитектор Никита Явен, руководитель «Студии 44», отметил, что не стоит клонировать памятники архитектуры, так как это запрещено международными нормами. Он отметил, что данная территория находится под охраной КГИОП, и прежде чем начинать здесь, по сути, новое строительство, следует лучше изучить законодательство. В свою очередь, Александр Кононов, заместитель председателя петербургского отделения ВООПиК, констатировал, что «с точки зрения действующего законодательства реализация планов по строительству здесь практически невозможна». По его словам, идеальный вариант – это пойти по примеру Эрмитажа и перенести проект создания фондохранилища за пределы исторического центра. Александр Кононов подчеркнул, что идею строительства фондохранилища нужно обсудить с Советом по сохранению культурного наследия Петербурга, а также получить одобрение ЮНЕСКО. Иначе подобная стройка на охраняемой территории может стать опасным прецедентом. Юрий Митюрев, заместитель председателя КГА Петербурга, в заключение отметил, что в исторической части города действует очень жесткое законодательство и даже памятник Чайковскому ставить не разрешили. Тем не менее он считает, что 820-е постановление можно пересмотреть, так как воссоздание фондохранилища – это «уникальный случай».


РУБРИКА: События
АВТОР: Лидия Горборукова