Бороться за заказчика и покупателя


03.12.2018 13:46

В Санкт-Петербурге 6 декабря 2018 года в шестнадцатый раз состоится Съезд строителей Северной столицы. О каких вопросах сегодня действительно стоит говорить с высокой трибуны – в традиционном предсъездовском опросе «Строительного Еженедельника».


Михаил Зарубин, генеральный директор компании АО «47 трест», заслуженный строитель РФ:
– На съезде обязательно надо говорить об отношении органов региональной и федеральной власти к жилищному строи­тельству и к самим застройщикам. Возникает ощущение, что чиновники с нами проводят какие-то эксперименты. Только за этот год они пытались скорректировать работу организаций не менее шести раз. При этом постоянно продолжают придумывать что-то новое. Эта неопределенность требований к застройщикам со стороны государства и Смольного не дает возможности планировать работу, оценивать экономику проекта на ближайшую и долгосрочную перспективу. К сожалению, пока текущая ситуация в отрасли в связи со всеми последними нововведениями может привести к тому, что с рынка уйдут застройщики и с малыми, и с большими объемами строительства жилья.

Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости Группы ЦДС:
– В ближайшие годы развитие строительной отрасли в Санкт-Петербурге и во всей стране будет определяться теми же факторами, которые доминировали на рынке в этом году. Это изменения 214-ФЗ и всей схемы финансирования строительных проектов. Сейчас мы находимся в самом начале этого пути. Хочется надеяться, что через пять лет мы увидим завершение этих трансформаций.
Для строительной отрасли Петербурга дополнительным фактором станет приход нового губернатора и вызванная этим возможная корректировка городских регламентов.

Людмила Коган, генеральный директор ЗАО «БФА-Девелопмент»:
– Если говорить о глобальном – это вопрос адекватного восприятия всех игроков отрасли вместе и по отдельности потребителями разных уровней, начиная от бюджетных заказчиков до населения в лице участников долевого строительства. А также повышение квалификации контролирующих органов власти.
Строительная отрасль является частью экономики страны, и конечно, ее развитие будет зависеть от общего тренда. В начале 2000-х годов строительная отрасль брала на себя роль локомотива. Были большие обороты, создавалось много рабочих мест. Все это объяснялось востребованностью продукта строительного рынка и наличием спроса, причем и со стороны бюджета, и со стороны населения. По мере насыщения темпы развития замедлятся, но должно прийти время для глобального повышения качества. За заказчика и покупателя надо будет бороться, и выиграет эту борьбу производитель лучшего товара.

Александр Орт, президент группы компаний «ННЭ», вице-президент НОЭКС, член Комитета РСС по взаимодействию застройщиков с органами государственной власти:
– Бизнес-сообществом и властью, как правило, обсуждаются проблемы, которые уже возникли: обманутые дольщики, неплатежи, долгострои, самострои и пр. Они уже случились, и идет обсуждение, какие меры предпринять для их устранения. И практически никаких действий не делается для упреждения возникновения подобных ситуаций. Наглядной иллюстрацией этого служит то, что незаслуженно забывается роль и место экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительном процессе. При анализе работы организаций строительного блока акценты смещаются в сторону проектирования и возведения зданий и сооружений. А ведь экспертиза – это сапёр, который упреждает все недостатки, выявляет критические болевые точки и обезвреживает все огрехи проектной документации. Такое отношение к деятельности экспертных организаций характеризует отношение к малому бизнесу в целом. Хотя, при правильной организации, компании малого бизнеса способны осуществлять до 60% строительного процесса.
На развитие отрасли, на мой взгляд, наибольшее влияние оказывает несовершенство законодательства в сфере строительства, как в проектировании и экспертизе, так и в организации строительного процесса, включая работу СРО и работу с дольщиками строящихся объектов. Давно назрела необходимость привести к единому знаменателю Градостроительный кодекс РФ, издав редакцию, например, на 01.01.2020, со внесением в основной текст всех предыдущих поправок, изменений, дополнений, в которых сейчас можно заблудиться. Отрасли необходима адекватная утвержденная действующая редакция основного законодательного акта. Прошло уже 14 лет с выхода Градкодекса РФ, пора принять пусть не новую, но окончательную редакцию, которая будет работать без изменений и дополнений в течение некоторого периода. Давно пора ввести мораторий на законотворчество в области строительства, он даст возможность отработать принятые законы, подготовить необходимые подзаконные акты и позволит отрасли трудиться по определенным и единым правилам.

Харийс Чика, генеральный директор ООО «ПЕРИ»:
– Из факторов, которые будут определять развитие строительной отрасли Санкт-Петербурга на ближайшие пять лет, можно выделить фактор спроса (увеличение численности населения города, а также положительную динамику его совокупного дохода) и фактор предложения (соотношение между темпом роста цен производителей стройматериалов и цен на строительные объекты).

В Петербурге доминирует гражданское строительство, в основном жилищное и коммерческое. Сегодня на него приходится 200 объектов с совокупным объемом инвестиций 1,9 трлн рублей. Для сравнения: на промышленное строительство приходится 27 проектов с совокупным объемом вложений чуть более 97 млрд рублей. В сфере создания транспортной инфраструктуры – также 27 проектов, с объемом инвестиций чуть более 1 трлн рублей.

Эта ситуация будет сохраняться и дальше, поскольку, как и Москва, Петербург является точкой притяжения для населения других регионов. Эти граждане и будут формировать спрос напрямую на жилищное и опосредованно на коммерческое строительство. И раз речь о населении, то важным фактором спроса, помимо увеличения численности, оказывается динамика его совокупного дохода. Здесь тенденции позитивные: по данным Минэкономразвития, темпы роста доходов в Петербурге до 2020 года составят 5% в консервативном сценарии и 10% в целевом прогнозе, что превышает средние темпы роста по России. При этом рост цен производителей стройматериалов, по данным Минэкономразвития, в среднем не превысит 5%. Таким образом, спрэд между динамикой доходов населения и динамикой цен производителей также выглядит благоприятным для строительных компаний.

Антон Мороз, член Совета НОСТРОЙ, вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты:
– Во-первых, важно обсудить возможности реализации «майских указов» Президента России в части развития строительной отрасли и увеличения объемов жилищного строительства. Эту задачу не решить только за счет многоэтажной и промышленной застройки. Необходимо принятие закона, регламентирующего деятельность в сфере арендного жилья, а также малоэтажного строительства. Отдельное внимание стоит уделить территориальному планированию. Во-вторых, для выполнения масштабных поручений требуется решение кадрового вопроса, пересмотр системы подготовки рабочих кадров для строительства, использование возможностей привлечения молодежи в отрасль.

Нина Авдюшина, генеральный директор компании H+H:
– Стоит обсудить не только текущие актуальные вопросы развития строительного рынка, но и заглянуть вперед, подумать о будущем. Сегодня Минстрой России завершает разработку стратегии развития строительной отрасли, этот документ будет принят в 2019 году. Впервые концептуально в рамках стратегии появится раздел по внедрению инноваций в строительство. Это принципиальный момент, который позволит ускорить технологическое и интеллектуальное развитие отрасли.
Сегодня в России доступны многие передовые строительные технологии, но вот используются они недостаточно по причине излишнего регулирования отрасли. Проектировщики выполняют проекты, используя более современные технические решения и материалы, однако нет гарантии того, что они будут реализованы в первоначальном виде. Заложниками этой ситуации являются как застройщики, которые вынуждены строить по старым лекалам, так и производители строительных материалов, которым все сложнее инвестировать в разработку новых продуктов.
По нашему мнению, на съезде строительное сообщество Петербурга может обсудить вопрос изменения нормативной базы в пользу более активного внедрения инновационных технологий и отправить свои предложения в Минстрой, чтобы профессиональное мнение по этому вопросу было учтено в стратегии строй­отрасли.

Надежда Калашникова, директор по развитию Компании Л1:
– Для строительной отрасли Петербурга одной из наиболее острых проблем является отсутствие программы по развитию промышленных территорий, так называемого «серого пояса». Часть таких земельных участков – в собственности у промышленных предприятий, но при этом они фактически не используются.
Между тем, большинство из них находится в обжитых районах, и на их месте могли бы появляться современные жилые и общественно-деловые здания. Но для освоения таких территорий необходима курируемая городскими властями программа развития территорий.
Стоит поднять тему законодательного регулирования порядка установления и исполнения социальных обязательств застройщика, а также обеспечения правовой стабильности действующего законодательства на период реализации инвестиционных проектов.
Важно поднять вопрос и о моратории на внесение изменений в ПЗЗ сроком на пять лет. В настоящее время градостроительные правила меняются с интервалом до двух лет. Из-за длительности строительного цикла, разработки и согласования проектной документации, нередко к моменту выхода на строительство правила меняются, что влечет за собой необходимость новой корректировки проекта.

Борис Коршунов, главный специалист ОАО «Трест ГРИИ»:
– На съезде надо затронуть тему необходимости снижения себестоимости строи­тельства на основе оптимизации проектных решений на базе полноценных инженерных изысканий, а также повышения производительности в результате внедрения современных технологий и материалов.
Будущее строительной отрасли в Петербурге должны определять увеличение инвестиционных проектов и их эффективная реализация, планомерность развития районов нового строительства и их своевременное обеспечение инженерной инфраструктурой и, как уже говорилось, снижение себестоимости строи­тельства.


РУБРИКА: Опрос