Вся власть МФЦ!


22.05.2017 11:00

В будущем МФЦ должен стать полностью виртуальным, экстерриториальным и предоставлять бизнесу и населению максимальный объем услуг. Ленинградская область, как принимающая сторона семинара-конференции «МФЦ будущего», рассказала о своих наработках в этом направлении.


VI Всероссийский семинар-конференция «МФЦ будущего. Белые ночи» – мероприятие в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, ежегодно проходящее при поддержке Совета Федерации. В этом году Петербург для обсуждения актуальных вопросов работы «одного окна» посетили около 300 руководителей администраций и МФЦ более чем из 50 регионов страны.

Лучшие практики

Семинар-конференция «МФЦ будущего» в 2017 году впервые проводился не в столице. Ленинградская область стала первым партнером для выездного форума, как регион – автор лучших практик по работе системы «единого окна».
Заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ Пётр Днепровский отметил, что проекту МФЦ в этом году исполняется 10 лет – первый такой центр в России был открыт в 2007 году. Сейчас созданы масштабные сети МФЦ по всей стране, которые развивают большие региональные команды. Он также подчеркнул, что Ленинградская область – один из лидеров в этом направлении.
Однако сегодня, как считает Пётр Днепровский, уже не достаточно того wow-эффекта, который был, когда открывались первые МФЦ: «Ожидания заявителей растут, и нужно им соответствовать». По его словам, в России есть регионы, в которых сеть МФЦ еще развита недостаточно – это Северная Осетия и Ингушетия. Кроме того, серьезный вызов МФЦ – недостаточный пока уровень доверия граждан и органов власти к этой системе, причем прежде всего – региональных и муниципальных. «К сожалению, сейчас доля федеральных услуг в МФЦ остается превалирующей», – заявил Пётр Днепровский.
Причем проблема доверия граждан, заявителей услуг должна оцениваться конкретно, считает Пётр Днепровский: «Практика оценки качества предоставленной услуги, которая реализуется на федеральном уровне, должна транслироваться на региональный и муниципальный уровни. Зарплаты сотрудников МФЦ должны быть привязаны к оценкам, которые ставят граждане».
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко рассказал, что  проект развития МФЦ признан успешным как в Ленинградской области, так и в целом по стране. «Итог работы по созданию центров, действующих по принципу «единого окна», высоко оценен на прошедшем заседании Госсовета», – сказал Александр Дрозденко.
Вместе с тем Александр Дрозденко отметил, что проект МФЦ в регионе «шел сложно»: «Мы с коллегами в Правительстве Ленобласти не всегда понимали, что мы будем иметь в конце этого проекта. Но сегодня мы видим, что принцип «единого окна» действительно заслужил признание граждан области. Важно, что уже на первоначальном этапе создания проекта нам удалось создать единый бренд для МФЦ области. Отмечу, что в этом многому мы научились у Сбербанка, который и в большом городе, и маленьком поселении представлен единообразно».
По мнению губернатора Ленобласти, несмотря на очевидные достижения проекта МФЦ, расслабляться пока рано: «Нам кажется, что мы сделали все правильно, а вот мнение населения на этот счет может быть отличным. На первый план выходит вопрос качества обслуживания. Ленобласть – классический пример большого российского региона. Технологии должны доходить до каждого жителя каждого населенного пункта, их качество во всех отношениях должно быть организовано на отличном уровне. Думаю, не далек тот день, когда мы переведем на МФЦ все социальные выплаты и все коммунальные услуги, банковские услуги также будут замкнуты на цепь многофункциональных центров. Кроме того, через МФЦ Ленобласть развивает экстерриториальный принцип оказания государственных услуг.  «В декабре мы подписали соглашение с Петербургом, уже 6 государственных услуг осуществляются вне зависимости от того, где зарегистрирован заявитель услуг – в Петербурге или области».
Как считает Дмитрий Ялов, заместитель председателя Правительства Ленобласти по экономике и инвестициям, в последнее время не сами МФЦ являются тем «бутылочным горлышком» для предоставления государственных услуг гражданину, а способность органов власти обработать поступающие от МФЦ запросы. «Наш приоритет – не экстенсивное развитие МФЦ, а его интенсивное развитие, поскольку сам порядок предоставления услуг еще очень далек от идеала», – отметил Дмитрий Ялов.
По словам директора ГБУ «МФЦ» Ленинградской области Сергея Есипова, согласно итогам I квартала 2017 года, общее количество услуг, предоставляемых центрами, достигло более 300 наименований, уровень удовлетворенности граждан качеством оказания государственных услуг составил 97,5%. «В настоящий момент ведется работа по активному наращиванию объема электронного документооборота со всеми органами, модернизируются информационные системы, вводятся современные технические средства. Например, с апреля этого года бизнес-офис «Всеволожский» в пилотном режиме запустил эквайринг – оплату госпошлины через терминалы, которая впоследствии станет доступна во всех отделениях», – рассказал Сергей Есипов.

МФЦ будущего

Большой интерес у участников семинара-конференции вызвало выступление Андрея Шарова, вице-президента ПАО «Сбербанк России». «Несмотря на то, что степень удовлетворенности граждан текущим состоянием МФЦ в среднем 70-80%, почти как у продукции компании Apple, будущее многофункциональных центров будет определять новое поколение граждан, которое привыкло все делать в один клик и не привыкло никуда ходить. Поэтому наш главный вызов в будущем – переход на виртуальный МФЦ», – заявил Андрей Шаров. По мнению Андрея Шарова, действующую сетку МФЦ имеет смысл наложить на банковскую сеть: «Банки активно развивают электронные сервисы, обладают штатом обученного персонала. Только через Сбербанк в день проходит 10 млн клиентов. Заявители МФЦ – это наши клиенты, мы с ними постоянно взаимодействуем. Этот потенциал можно объединить и сэкономить ресурсы».
Для скорейшего и эффективного развития системы многофункциональных центров и преодоления сопротивления отдельных ведомств внедрению института МФЦ г-н Шаров предложил просто запретить оказание госуслуг вне системы МФЦ. «Применим лозунг русской революции – вся власть МФЦ!» – сказал он. Предложение Андрея Шарова участниками конференции было поддержано.

Справка:

В Ленинградской области работают более 30 МФЦ, во всех районах. Охват населения доступными услугами превышает 98%. Ежегодно окна многофункциональных центров обрабатывают более 2 млн обращений. Для жителей области «единые окна» предоставляют более 300 услуг, свыше 150 услуг доступны предпринимателям в окнах «Мой бизнес».

Материал подготовлен по заказу Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области.


РУБРИКА: События
АВТОР: Ольга Фельдман