Коворкинг рынок точит


19.02.2018 12:05

Еще недавно многие эксперты скептически оценивали перспективы коворкингов, креативных и арт-пространств, но постепенно они все-таки отвоевывают свою нишу на рынке.


Эта тема стала одной из главных в ходе дискуссии на деловом завтраке «Meeting. Дом и офис как искусство». По мнению собравшихся экспертов, новые форматы сумеют найти себе «место под солнцем» в Северной столице.
Руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев подчеркивает, что в России коворкинги, пусть и медленнее, чем в западных странах, но вполне заметно теснят традиционные бизнес-центры, став уже вполне обыденным явлением.
По данным компании, в 2016-2017 годах примерно 60% запросов при поисках офисного помещения в Санкт-Петербурге приходилось на классический, кабинетный формат. Однако чуть менее трети интересантов (примерно 30%) уже ориентировались на open space. Еще 10% хотели каких-то комбинированных вариантов. «Рост интереса к коворкингам стал уже вполне заметен на рынке», – заключает Игорь Кокорев.
По его мнению, этот формат будет все активнее внедряться в сегмент классической офисной недвижимости. «Пока эта тенденция еще малозаметна, но в перспективе рынок ждет именно это. Уже сейчас многие бизнес-центры открывают на первых этажах коворкинги вместо устаревших и мало востребованных конференц-залов», – считает эксперт.
Но этим тренд не ограничится, убежден Игорь Кокорев. «Будет происходить «коворкингизация» традиционных офисов. Сотрудники не будут иметь персонального места, но станут свободно перемещаться по всему помещению, занимаемому компанией, в зависимости от своих текущих потребностей», – говорит он.
За рубежом «свободные формы» все активнее завоевывают офисы крупных компаний. По данным Knight Frank, формат activity-based working (ABW) особенно широкое распространение получил в Юго-Восточной Азии и Австралии. Доля запросов компаний, намеренных его использовать, в Мельбурне достигает 70%, в Сиднее – 60%, в Сингапуре – 55%, в Шанхае – 48%, в Пекине – 43%.
Директор по маркетингу холдинга RBI Михаил Гущин отметил, что его компания внимательно изучает тему развития коворкингов и коливингов – и оценивает для себя перспективы прихода в эти форматы. А заход в арт-сегмент уже состоялся – в виде проекта ArtStudio на 2-й Советской улице.
По словам PR-директора компании «Анна Нова» Александры Плотниковой, еще одним выраженным современным трендом стало появление арт-площадей (в частности, в формате картинных галерей) в офисных и торговых центрах. «В Москве эта тенденция уже укрепилась. Многие крупные компании (например, «Газпромбанк») размещают в своих офисах прекрасные картинные галереи», – рассказала она.
По словам эксперта, сейчас этот тренд добрался и до Северной столицы. «В частности, созданием арт-пространств на своих площадях заинтересовались «Пассаж» и «Охта-Молл», – отметила Александра Плотникова. «Создание креативных пространств в офисных помещениях стало довольно распространено. Многие компании, причем не только иностранные, но и российские, хотят появления таких площадей в своих штаб-квартирах», – соглашается главный дизайнер студии Designic Анна Саркисьянц.
По словам Игоря Кокорева, эти тренды отражают базовую тенденцию современной офисной недвижимости – создание комфортной обстановки на рабочем месте.
По его мнению, офисные центры в перспективе будут насыщаться и другими функциями: образовательными, производственными, научно-исследовательскими, досуговыми и др.


РУБРИКА: Тенденции
АВТОР: Михаил Добрецов
МЕТКИ: ТЕНДЕНЦИИ