В режиме готовности


04.12.2017 12:15

С 2018 года негосударственные экспертизы перейдут на электронный вид заключений по проектам строительства. Предполагается, что новшество должно упростить работу экспертизы с заказчиками. «Строительный Еженедельник» спросил у участников рынка – готовы ли они к полному переходу на «электронку» и в чем будет заключаться сложность работы с системой.


Александр Орт, президент ГК «ННЭ», вице-президент НОЭКС:
– Многие негосударственные экспертизы уже работают в электронном формате документов. Мы в ГК «ННЭ» активно инвестируем в IT-разработки для полного перехода на работу в электронном формате. Игроки рынка негосударственной экспертизы, будучи самостоятельными коммерческими организациями, подступались к организации электронного документооборота по мере возникновения необходимости и при финансовой возможности. ООО «Негосударственный надзор и экспертиза» начало эту работу в 2014 году с разработки и внедрения своей программы электронной экспертизы. На данный момент у нас открыт «Личный кабинет заказчика» на сайте, мы полностью готовы проводить экспертизу в электронном виде и выдавать заключение.
Из плюсов нововведений: прием документации в электронном виде исключает громоздкие коробки с бумажной версией, освобождается архив. «Личный кабинет заказчика» упрощает подачу документов. Электронное общение уже позволило нам расширить географию клиентов от Камчатки до Калининграда, от Мурманска до Сочи. Многие заказчики с удовольствием приняли возможность общения в электронном виде и начинают интересоваться возможностями BIM-технологий.
Одним из главных недостатков подобных нововведений в негосударственных экспертизах является их разобщенность в подходах. Каждый ездок изобретает свой велосипед. А в итоге после реализации федеральных посылов придется все приводить к единому знаменателю.
При этом государственным экспертизам на внедрение электронного документооборота отводился год. При том, что у них прямой доступ к государственным базам, они работали в связке с государственными структурами (МФЦ, РГИС и другими), что сокращало и затраты, и время на внедрение новации. У негосударственных экспертиз подобных преференций нет, приходится самостоятельно, с нуля, вникать в проблему, искать средства на внедрение этих требований и т. д. Организации негосударственной экспертизы проигрывают в этом отношении государственным, так как средства на модернизацию есть далеко не у всех компаний. Не все организации негосударственной экспертизы смогут соответствовать предъявляемым требованиям, и им придется уйти с рынка.
Конечно же, на первом этапе будут технические сложности, необходимо привыкание к программным продуктам. Даже сейчас, на исходе первого года работы в электронном формате, если в СГСНиЭ Санкт-Петербурга документы поданы не в том формате, то они возвращаются с комментарием: «Вы нам ничего не подавали». Примерно так же будет и в отношении электронного документооборота: если один документ подан не в требуемом формате, возвращается весь пакет. Мы, предвидя подобные сложности, проводим обучающие встречи с заказчиками, готовимся оказывать техническую поддержку и всестороннюю помощь.

Артём Рыжиков, генеральный директор ООО «Центр строительного аудита и сопро­вождения»:
– Крупные игроки, которые серьезно подходят к работе и нацелены на дальнейшее развитие на рынке, уже готовы к предстоящим изменениям, для них не составит труда подстроиться под новые «правила игры». Мы в «Центре строительного аудита и сопровождения» пользуемся электронным документооборотом с момента основания компании и готовим все заключения в электронном виде.
Компаниям, у которых нет достаточных ресурсов, и так называемым «компаниям-однодневкам», созданным под несколько проектов, конечно, придется тяжелее. Но нужно помнить, что переход на электронный документооборот и внедрение ЕГРЗ – реформы, направленные на очищение рынка от недобросовестных компаний и повышение качества экспертных услуг. Электронный документооборот действительно упрощает многие процессы внутри компании, дисциплинирует сотрудников, создает новые возможности для контроля и аналитики бизнес-процессов. Я не могу себе представить работу над масштабным проектом без электронной платформы.
На мой взгляд, формирование ЕГРЗ позитивно отразится на рынке, сделает его более прозрачным. В результате проектная документация будет готовиться более добросовестно, сократится доля некачественных экспертных заключений. Сейчас система готова, и наши специалисты уже загружают заключения в реестр в тестовом режиме и ведут диалог с операторами по возникающим вопросам. Можно сказать, что на сегодняшний день все готово для перехода к новой схеме работы.
Сложностей с заказчиками легко избежать, если подготовить их к предстоящим изменениям. Ведь реформы, которые ждут нас в 2018 году, не стали сюрпризом, о них было известно заранее. Поэтому мы предупредили наших клиентов о новой системе и ведем работу с ними, чтобы этот переход был как можно более плавным. Но, конечно, потребуется время, чтобы подстроиться под новую схему работы, и на какое-то время бизнес-процессы затормозятся. При внедрении таких существенных изменений это неизбежно.

Роман Парыгин, генеральный директор ОАО «Региональ­ное управление геодезии и кадастра»:
– Переход на систему электронного документооборота – это тренд, который отчетливо прослеживается в ряду задач Правительства РФ в последние годы. Подобные решения необходимы для динамичного развития любой отрасли, оптимизации существующих процедур. Мы в ОАО «РУГК» уже отработали подобную практику в части подачи пакета документов в электронном виде через Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы в ФГБУ «ФКП Росреестра» для прохождения процедуры кадастрового учета и регистрации прав. С одной стороны, в условиях постоянно меняющегося законодательства в сфере негосударственной экспертизы предполагается, что переход к электронному документообороту может вызвать определенные сложности в работе с заказчиками у ряда компаний. Но с другой стороны, это станет очередным преимуществом для тех организаций, которые своевременно и корректно реагируют на изменения рынка, гарантируют высокое качество оказываемых услуг в любой ситуации, готовы вкладывать необходимые ресурсы в обучение, развитие своих специалистов и технической базы.
То, насколько готовы к переходу на электронный документооборот застройщики, проектные и экспертные организации, в конечном итоге покажет практика. Упразднение значительного объема мероприятий (таких, как печать, формирование и доставка пакетов документов) позволяет оптимизировать ряд бизнес-процессов, а самое главное – сокращать срок внесения изменений в доку­ментацию.

Кирилл Белоусов, генеральный директор ООО «ЦЭСП»
– Полагаю, переход на электронный документооборот (так же, как и введение саморегулирования) поможет отрасли избавиться от недобросовестных участников рынка. Переход на электронный формат работы с заявителями и ввод в действие Единого государственного реестра заключений (ЕГРЗ), куда документацию предстоит выкладывать в электронном виде, станут реальностью с января будущего года. Насколько система готова принимать и обрабатывать информацию, покажет ее использование. По итогам проведенного вебинара на базе Системы дистанционного обучения ФАУ «Главгосэкспертиза» пока вопросов больше, чем ответов.
На мой взгляд, переход на новую систему электронного документооборота для добросовестных участников рынка не составит труда. В работе с заказчиком электронный документооборот может оказаться удобным инструментом; в случае, если Службе государственного строительного надзора для выдачи разрешения на строительство будет достаточно сведений из ЕГРЗ, необходимость подготовки документов, прошедших экспертизу на бумажном носителе, отпадет.

Сергей Пичугин, генеральный директор ООО «БЭСКИТ»:
– Специалисты нашей компании аттестованы в качестве экспертов негосударственной экспертизы и участвуют в процедуре негосударственной экспертизы проектной документации. И проектная документация к нам поступает в электронном виде, и результаты своей экспертизы мы уже давно оформляем только в электронном виде. Это удобно экспертам и заказчикам. Поэтому проблем с переходом на электронный вид заключений не будет. Мы также активно работаем в области экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение, ликвидацию и консервацию опасных производственных объектов. И результаты своей экспертизы мы передаем в Ростехнадзор для внесения в государственный реестр в бумажном и электронном виде.

Мнение:

Антон Сивачев, руководитель Управления Центра экспертизы:

– «Вся власть электронному правительству» – так звучат многие заголовки газет. Основной тезис – предоставлять бизнесу максимальный набор услуг, не оставляя выбора, куда за этими услугами обратиться. В субъектах РФ органы исполнительной власти принимают административные регламенты о порядке предоставления услуг. Они предусматривают возможность подачи заявки и пакета документов только в электронном виде. Однако составители таких регламентов очень часто отказывают клиентам в одобрении заявок и игнорируют предписания руководителя ФАС РФ. Самый простой вариант отказа: «Закачанный файл содержит ошибку и поэтому не читается» (или просто не читается, так как инспектор плохо видит). Руководители кадровых служб так долго шли к своей должности, что они не могут просто так позволить работать электронному механизму. В итоге заявки обрабатываются в ручном режиме, иногда одним человеком в отделе (остальные или в очередном отпуске, болеют, или в декрете). При этом, чтобы обработка шла «правильно», руководитель кадров исполнительного органа власти доходчиво объясняет своему сотруднику, что если будут так просто выдаваться положительные решения, то ведь можно и аттестацию не пройти. Как результат, в сфере строительства по 90% заявлений после их рассмотрения принимается отрицательное решение. Можно утверждать, что спустя 100 лет после Октябрьской революции 1917 года все еще важным остается подбор в центре и в регионах руководящих кадров, которые решают ВСЁ в прямом и переносном смысле. Наши эксперты относятся к «старой гвардии», поэтому проблем с электронной подачей в рамках единой концепции электронного правительства у нас не существует, ведь серверы обслуживают люди. Телефон единого центра помощи застройщикам: 927-927-7.


РУБРИКА: Надзор и экспертиза
АВТОР: Максим Еланский