Дождаться лифта


11.09.2017 11:23

В России ужесточились правила эксплуатации лифтов. Однако, по мнению экспертов, существенного и быстрого снижения аварийности подъемных механизмов в ближайшее время ждать не стоит.


С 30 августа 2017 года в России начали действовать новые правила использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, травелаторов и эскалаторов. Приняты они были российским Правительством в соответствии с регламентом Таможенного союза, унифицирующего стандарты безопасности лифтов и других подъемных механизмов.
Основных новаций в уже официально вступивших в действие правилах три. Согласно первой, теперь информация о состоянии каждого лифта будет подаваться эксплуатантами в специальный реестр Ростехнадзора. Предполагается, что это поможет усилить вертикальный надзор за объектами, ускорит их ремонт или замену. Вторая новация обязует управляющие компании, обслуживающие жилые дома, иметь в своем штате аттестованного специалиста, отвечающего за эксплуатацию лифтов. Как минимум раз в год он должен будет проводить проверку своего лифтового хозяйства. В случае поломки механизма данный сотрудник должен обращаться за помощью в специализированную ремонтную организацию и проверять качество проведенных ею работ. Сама сервисная компания и ее специалисты (а это третье новое правило) должна теперь иметь специальный допуск на проведение ремонта лифтов. Непрофильным фирмам работать с подъемными механизмами, заниматься их установкой и монтажом категорически запрещается.
Кроме того, согласно принятым правилам, эвакуация пассажиров из застрявшего лифта должна быть произведена в течение 30 минут с момента регистрации лифтером соответствующей информации. Сам ремонт неработающего лифта должен производиться в течение 24 часов с момента регистрации его неисправности.

В зоне риска

По данным Национального лифтового союза (НЛС), в России из 440 тыс. эксплуатируемых лифтов в жилых домах свой ресурс за 25 лет выработали 130 тыс. подъемников. При этом количество официально регистрируемых в стране несчастных случаев, произошедших из-за неисправности лифта, растет. Сейчас этот показатель достигает до 50 случаев в год. Также, по оценке специалистов, в стране увеличивается количество компаний по обслуживанию лифтов, не владеющих технологией качественного монтажа и организации системы технического обслуживания лифтов.
Члены НЛС полагают, что новые правила эксплуатации подъемных механизмов должны помочь снизить их аварийность и улучшить технический контроль за оборудованием. При этом они подчеркивают, что принятие столь важных и нужных для лифтового сообщества нововведений требует разработки и принятия множества подзаконных актов и нормативных документов.
В Петербурге текущая ситуация с лифтовым хозяйством мало отличается от общероссийской картины. В настоящее время в Северной столице в жилых домах эксплуатируется чуть более 40 тыс. лифтов, около 13 тыс. из которых выработали свой ресурс. Приблизительно у 70% лифтов регистрировались различные неполадки. Последний смертельный несчастный случай, связанный с лифтом, произошел в прошлом году. В Приморском районе Петербурга в доме на Туристской улице погиб 15-летний подросток. Он пытался самостоятельно выбраться из застрявшего между этажами лифта и сорвался в его шахту. Было возбуждено уголовное дело по ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности».
В конце июня этого года Законодательное собрание Петербурга приняло в первом чтении корректировки в городскую программу капитального ремонта жилых зданий. Они предполагают возможность замены лифтового оборудования, без внесения его в плановую программу капремонта домов. Спикер ЗакС Вячеслав Макаров заострил внимание на необходимости принятия отдельной программы ремонта лифтов. «Это очень важно для нашего города. Особенно для старого фонда. У нас есть дома, где нерабочие лифты простаивают годами», – подчеркивал он.
Отметим, что в этом году согласно данным Жилищного комитета Петербурга, по программе капитального ремонта должны быть замены 628 лифтов в 264 домах. На эти цели в Фонде капремонта зарезервирована сумма около 2 млрд рублей.

Сдерживающие факторы

По мнению экспертов, существенного и быстрого снижения аварийности подъемных механизмов и приведения лифтового хозяйства в порядок в ближайшее время ждать все-таки не стоит. По словам руководителя СРО НП ПЖК «МежРегионРазвитие» Владислава Воронкова, введенные правила стоит рассматривать только в совокупности с другими правовыми документами Российской Федерации, в том числе с нормами жилищного законодательства, но исполнять их по отдельным позициям достаточно сложно. «Один из острых моментов, затрагивающий эксплуатацию лифтового оборудования, связан с порядком и своевременностью проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Существуют старые жилые здания, где лифты давно исчерпали свой срок работы. По новым правилам, их надо останавливать и ставить новые. Денег на замену у собственников нет. По программе капремонта лифт меняется, но непонятно, когда. Тем более, что существующие специальные счета, аккумулирующие взносы на капитальный ремонт, – это только инструмент накопления средств, а не инструмент финансирования работ», – отмечает он.
Владислав Воронков также добавил, что меры финансовой поддержки ремонта и замены лифтов необходимо разработать на федеральном уровне. В большинстве регионов текущая ситуация с лифтовым хозяйством очень критическая.
Директор по развитию бизнеса экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт» Максим Клименко полагает, что если владельцы лифтового оборудования и специализированные организации по обслуживанию и ремонту объектов будут неукоснительно соблюдать каждый пункт новых правил, то аварийность на лифтах действительно может снизиться, так как в документах установлены однозначные и достаточно жесткие требования к эксплуатации и обслуживанию лифтового хозяйства, которых раньше не было.
«Однако будут ли на практике эти требования соблюдаться? По-прежнему не установлены меры ответственности за нарушения в сфере эксплуатации лифтов – ни штрафов, ни иных административных взысканий. Ростехнадзор не получил дополнительных контрольных полномочий – проверки так же один раз в три года, предписания без санкций, нет инструментов воздействия на участников рынка лифтового хозяйства. Чтобы аварийность реально снизилась в таких условиях, нужно вести просветительскую работу с владельцами лифтов. Разъяснять им выгоды применения новых правил. Ведь в них расписан четкий алгоритм, пусть и не исчерпывающий, что и как нужно делать, чтобы лифтовое хозяйство было в порядке», – считает Максим Клименко.
По мнению специалиста, реальная сложность исполнения новых требований – финансовая. Расширился перечень мероприятий по обслуживанию лифтов, выросло число требований к персоналу. Это, в свою очередь, приведет либо к пересмотру договоров со специализированными организациями, либо к найму и обучению собственных сотрудников. В любом случае – дополнительные расходы для владельцев лифтового хозяйства обеспечены. К примеру, небольшие ТСЖ такой бюджет могут вовсе не потянуть.

Мнение:

Андрей Васильев, директор по сервису и модер­низации ООО «МЛМ Нева трейд»:

– Правила возвращают госконтроль при приемке лифтов в эксплуатацию после монтажа. Это должно мобилизовать монтажные организации и инженерные центры на повышение качества работ. Повышаются требования к квалификации персонала и организации работ по обслуживанию лифтов. Правда, есть требования нереальные, как, например, предписание за 24 часа устранить любую неисправность лифта или требования к персоналу неотлучно находиться на объекте при наличии не полной диспетчеризации, а только двухсторонней переговорной связи между обслуживающим персоналом и кабиной лифта.


РУБРИКА: Энергетика и инженерная инфраструктура
АВТОР: Максим Еланский