Заглянуть в будущее


10.07.2017 11:04

Развитие e-commerce в России будет определяться воздействием как минимум трех внешних сил: инфраструктуры, социокультурных факторов и технологий.


О тенденциях онлайн-ритейла говорили эксперты на состоявшемся на минувшей неделе Форуме «Большой четверки» – RE4FORUM «Взгляд в будущее». RE4FORUM – традиционное мероприятие крупнейших консалтинговых компаний – Colliers Int, JLL, Knight Frank и Maris в ассоциации с CBRE. Партнерами мероприятия выступили компании ISKU и «Деликатный переезд». «Строительный Еженедельник – информационный партнер мероприятия. Генеральный интернет-партнер – портал arendator.ru.
Объем онлайн-торговли в мире по итогам 2016 года составил 1,8 трлн долларов. В России тот же показатель составил 13 млрд долларов, то есть 920 млрд рублей. «В России эта цифра увеличилась двукратно за последние пять лет. В ближайшее время, согласно прогнозам, она достигнет 1 трлн рублей», – сообщил Андрей Косарев, генеральный директор Colliers Int в Петербурге.
Интересно, что в Великобритании доля потребителей, приобретавших товары онлайн в 2016-м, составила 83%, а доля интернет-торговли в общем товарообороте страны составила 17,8%. В США эти показатели соответственно составили – 79% и 8,5%, в Китае – 30% и 18,4%, а в России – 17% и 3,3%.
Будущее e-commerce будет определяться воздействием как минимум трех внешних сил: инфраструктуры, социокультурных факторов и технологий, считает Андрей Косарев.
Борис Мошенский, генеральный директор Maris в ассоциации с CBRE, считает, что серьезной угрозы для традиционных форматов торговли онлайн-ритейл пока не представляет: «Поводов для беспокойства нет, у нас только формируется культура потребления, в отличие от Европы и США. Первые ТЦ в городах-миллионниках у нас стали открываться в 2000-х, насыщения еще не произошло. Торговые моллы будут развиваться, и с ними параллельно – онлайн-ритейл. Каждый – в своем направлении».
С г-ном Мошенским согласен Михаил Беляев, руководитель петербургского офиса «1С-Битрикс»: «В последние годы доля пользователей Рунета прирастает незначительно – на 5-6% в год. Мы достигли предельной вовлеченности аудитории в Интернет и переходим в стадию жесткой конкуренции. Значительным потенциалом в плане роста обладает фуд-ритейл. Создание понятных сервисов, которые дадут возможность покупать готовые наборы еды онлайн, а не бегать с корзинкой по маркетам, обеспечит серьезный рост этому сегменту».
Вместе с тем, электронная коммерция будет подвигать традиционные торговые центры к совершенствованию и трансформации, уверен Павел Олонов, директор по логистике и формированию заказов компании «Юлмарт»: «И хотя доля интернет-торговли в общем товарообороте даже развитых стран пока невелика, со временем она будет расти. Может быть, не в аспекте совершения покупки, а в способе ее получения. Это подтолкнет традиционные торговые моллы к модернизации. Например, за счет новых технологий компания «Юлмарт» смогла сконцентрировать на тех же квадратных метрах значительно больший ассортимент, чем на традиционных площадках. При этом подчеркну, в России для потребителя приход в торговый центр или центр исполнения заказов остается чрезвычайно важным для формирования покупки».
Согласно статистике, объем покупок, совершаемых оффлайн, значительно больше, чем в онлайне. Это объясняется тем, что покупателю труднее контролировать свои эмоции, находясь в торговом центре, где много соблазнов. Коммерческий директор ТРК «Галерея» Дмитрий Зубков говорит, что трансформация объектов под нужды молодого поколения – первоочередная задача, которую ставят перед собой собственники и УК торговых центров.
Современные технологии меняют и методы работы компаний, схемы взаимоотношений с работниками, что соответственно отражается на рынке офисов.
«Компании уходят от традиционной организации офисного пространства, когда наиболее эффективным считалось размещение максимального количества рабочих мест на единице площади, – отметил Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St.Petersburg. – Технологии позволили многим работать, находясь вне офиса. Отдельные места для сотрудников становятся все менее актуальны, возрастает потребность в помещениях для командной работы».
Компания JLL провела исследование, опросив около 8 тыс. человек в 12 странах. «Более 30% времени в офисе сотрудники проводят не за своим рабочим столом, в переговорных или у колллег», – привел статистику Андрей Амосов, руководитель офиса JLL в Санкт-Петербурге.
Меняется структура офисного пространства, в нем увеличиваются доли зон для совместной работы и зон для общения и отдыха. Офис становится все менее формализованным и все более адаптивным – этот тренд характерен и для российских компаний, говорят эксперты.


РУБРИКА: Коммерческая недвижимость
АВТОР: Екатерина Иванова
МЕТКИ: ФОРУМ, E-COMMERCE