Пи де Браун: «Проектировать для Петербурга – вызов в позитивном смысле»


19.12.2016 10:17

Основатель и ведущий архитектор бюро de Architekten Cie (Амстердам) Пи де Браун в интервью «Строительному Еженедельнику» рассказал, почему индустриальные объекты заслуживают такого же внимательного отношения, как традиционные памятники архитектуры.


– Что для Вас входит в понятие «реабилитация индустриальных памят­ников»?
– Как профессионального архитектора меня учили полностью игнорировать подобные здания. Но по мере моего собственного личного развития я стал все больше и больше интересоваться такими объектами. Это произошло постепенно, но на тот момент, когда я начал конструировать здание Национального парламента в Гааге, в самом сердце исторической части города, я понял, что в таком архитектурном контексте никогда не смогу создать совершенно новое здание. Создать, не затронув каким-то образом всю окружающую архитектуру. И я решил сделать проект, в который собирался вовлечь большое количество окружающих зданий.

– В Петербурге принято сохранять традиционные здания – дворцы, особняки, жилые дома. Какие аргументы Вы бы использовали, чтобы убедить местные власти и жителей сохранять и индустриальные объекты? Как бы Вы объяснили их ценность?
– Я бы говорил о том, что необходимо сохранить историческую суть этих зданий. Моя самая важная идея – можно ли вдохнуть новую жизнь в этот индустриальный о­бъект? Нужно осознать, в чем же заключается ценность этой историчности.
Однажды мой коллега – архитектор из Польши – рассказал мне одну историю. В польском городе Гданьске есть шесть старых подъемных кранов, они уже не используются, и их собираются уничтожить. Местные жители протестуют против этого. Они считают, что эти краны – самая эмоциональная память о прошлом города. Техобслуживание для продолжения существования подъемных кранов – очень дорогостояще. Я предложил ему найти архитектора, который представит властям два решения: одно без подъемных кранов и другое – такое, какое устроит жителей. Может быть, компромиссным решением станет оставить три крана из шести. Но поиск такого решения – это всегда поиск сути эмоционального восприятия прошлого.
Оно может выглядеть по-разному: иногда это касается эстетической красоты, иногда такой части нашего прошлого, как эти краны. Сносить или не сносить тот или иной объект – зависит от того, как его воспринимают местные жители. Но, с другой стороны, очень важен фактор функциональности. Вот прекрасный памятник архитектуры – такой, как этот особняк (дворец князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной – прим. ред.) – если его никак не использовать, то он просто постепенно умрет.

– Какое из увиденных современных зданий Петербурга Вас наиболее впечатлило?
– Больше всего впечатляют не современные, а как раз исторические здания. На меня большое впечатление произвела арка Главного штаба. Современных зданий я почти не видел, кроме Новой сцены Мариинского театра.

– Вы бы хотели спроектировать что-нибудь для Петербурга?
– Возможно, Вы уже уловили в моей презентации, что я не принадлежу к числу архитекторов, которые стараются искусственно привить объекту требуемый современный функционал, несмотря на то, что вся окружающая этому сопротивляется. Я стараюсь найти такое решение, которое плавно и органично впишется в окружающую среду. Например, к этому очень располагает подробное рассмотрение исторических генпланов: как здания увязаны, как строить, чтобы ничего не нарушить. Проектировать для Петербурга – это вызов в позитивном смысле.

Справка:

С 1 по 3 декабря 2016 года в Петербурге прошел V Международный культурный форум. Одна из конференций секции «Сохранение культурного наследия» была посвящена сохранению и переоценке памятников индустриальной архитектуры на примере опыта стран Европы.
Бюро de Architekten Cie основано в 1988 в Амстердаме, участвует в проектировании различных объектов, градостроительных концепций районов, мастер-планов городских территорий, общественных з­даний.


РУБРИКА: Интервью
АВТОР: Анастасия Лаптенок