Экспертиза уходит в Интернет


28.11.2016 10:25

Организации, проводящие экспертизу проектной документации, готовы к вводу электронного документооборота, несмотря на некоторые законодательно не решенные вопросы.


В 2017 году экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий будет осуществляться только в электронной форме. С 1 января нового года полностью на такой документооборот перейдут организации, осуществляющие государственную экспертизу. Ожидается, что с 1 апреля на электронное взаимодействие с заказчиком перейдут и компании, проводящие негосударственную экспертизу.

Готовность №1

Электронный документооборот проектной документации – новый этап в упрощении работы с государственной экспертизой. Отныне вся документация будет предоставляться заказчиком только в электронном виде. Для сохранения конфиденциальности информации, персонификации ответственности разработчиков проектов и специалистов, проводящих экспертизу, вся документация должна скрепляться усиленными квалифицированными электронными подписями.
С 1 сентября текущего года полностью на электронный документооборот уже перешло ФАУ «Главгосэкспертиза России» – при проведении экспертизы за счет средств федерального бюджета. С 1 января 2017-го на электронный документооборот переходят все государственные э­кспертизы.
Несмотря на свой региональный статус, СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» уже начал прием документации в электронном виде в качестве альтернативы бумажному варианту. По словам руководителя ЦГЭ Игоря Юдина, в настоящее время в электронном виде проходят экспертизу 10 проектов строительства. «Это не так много, но мы видим интерес клиентов к нашему электронному сервису. Сейчас проводится определенная обкатка работы системы. Устраняются  проблемы, возникшие в данном процессе».
В ГАУ «Леноблгосэкспертиза» сообщили, что они уже подготовились к полному электронному документообороту. По словам специалистов, с 1 января представить пакет документов на экспертизу можно на электронном носителе, предварительно заполнив заявление на проведение экспертизы на официальном сайте учреждения. Также планируется предоставлять услугу по проведению экспертизы посредством Портала государственных и муниципальных услуг Ленинградской области и Единого портала государственных и муниципальных услуг.
По словам заместителя руководителя петербургского филиала Мосгосэкспертизы Юрия Добровольского, компания уже три года проводит экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий в электронном виде. «Практика доказывает, что у проведения экспертизы в электронном виде есть множество преимуществ. С самого начала услуга пользуется большим спросом – особенно среди частных инвесторов, которые хотят пройти экспертизу максимально оперативно и комфортно. Постоянно растет доля инвесторов, выбирающих такой способ взаимодействия: с начала 2016 года более 30% всех инвестиционных объектов года прошли экспертизу именно в электронном виде. Таким образом, для многих частных заказчиков подобная процедура прохождения экспертизы уже является привычной и не вызовет каких-либо неудобств», – подчеркивает эксперт.

Нужны пояснения

Игроки рынка негосударственной  экспертизы в целом также готовы к переходу на электронный документооборот. Предполагается, что это произойдет с 1 апреля. Подготовленное, но пока не принятое Постановление Правительства РФ уже есть. В отличие от государственной экспертизы, представители негосударственной отмечают некоторые слабые стороны нововведений.
По словам руководителя компании «Эксперт-Проект» Александра Караваева, переход на электронный документооборот обусловлен многими факторами, в том числе и созданием единого реестра заключений экспертизы проектной документации. «Предлагаемые на настоящий момент материалы по внедрению электронного документооборота вызвали непонимание и массу вопросов у большинства руководителей негосударственных экспертиз в части контроля и ведения реестра, программного обеспечения, исключения предвзятого влияния кого-либо. Одно из правил единого государственного реестра заключений экспертизы, ведение которого предусматривается в электронном виде, – р­ассмотрение в течение двух рабочих дней работником государственного учреждения представленных документов. Этот работник – физическое лицо – единолично будет решать, соответствуют или не соответствуют представленные данные требованиям правил формирования реестра. Если данное Постановление Правительства будет принято в этом виде, то это будет очередной барьер для инвестора. К новшеству мы готовимся, внимательно следим за ситуацией», – отмечает он.
Александр Караваев добавляет, что у некоторых небольших компаний могут возникнуть сложности с получением электронных подписей, так как они должны быть у каждого ответственного лица, что влечет дополнительные финансовые затраты. Не исключено, считает эксперт, что отдельные организации предпочтут уйти с рынка.
Генеральный директор компании «Центр строительного аудита и сопровождения» Артем Рыжиков также отмечает, что основная нагрузка по переходу на электронный документооборот ляжет на экспертные организации. «Им необходимо установить программное обеспечение, решить вопросы нагрузки на серверы, безопасности базы данных и многие другие задачи. Для заказчика же переход на новый регламент прохождения экспертизы несет положительные изменения. Думаю, сегодня уже не осталось проектировщиков, которые работают за кульманом. Поэтому сейчас работа экспертов с бумажной документацией обусловлена скорее привычкой, которая уйдет в прошлое со вступлением в силу законодательных изменений», – считает он.

Цены не изменятся

Несмотря на дополнительные расходы на покупку специального программного обеспечения, цены на услуги проведения экспертизы расти не будут. Так считают сами игроки рынка.
Как отмечают специалисты СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы», суть работы экспертов от изменения порядка представления документации на экспертизу не изменилась. Эксперт должен квалифицированно и, главное, независимо осуществить оценку проекта на соответствие требованиям технических регламентов. С учетом данных фактов, отсутствуют как правовые, так и организационные предпосылки для корректировки порядка расчета стоимости проведения экспертизы в связи с переходом на электронный документооборот. В то же время, это не означает, что механизм расчета стоимости проведения экспертизы не будет претерпевать изменений в рамках нормо­творческого процесса.
Аналогичные делает выводы и Артем Рыжиков. «Я не думаю, что введение электронного документооборота существенно повлияет на стоимость проведения экспертизы – во всяком случае, в ближайшее время. «Стоимость государственной услуги четко регламентируется Постановлением Правительства, а ценовую политику негосударственных организаций формирует рынок. Первоочередным фактором здесь является конкурентная среда, а не то, в каком виде будет передаваться проектная документация – в электронном или бумажном. К тому же стоимость экспертизы складывается из многих других факторов – зарплаты специалистов, сложности и объемов проекта и прочего», – подчеркивает глава «Центра строительного аудита и сопровождения».

Мнение:

Александр Орт, президент ГК «ННЭ», вице-президент Национального объединения организаций экспертизы в строительстве (НОЭКС):
– Электронный документооборот – это не просто дань моде, а веление времени, которое заставляет нас идти в ногу с передовыми технологиями. Данное нововведение повышает деловую и инженерную культуру, а также дает существенную экономию. Да, конечно, государственная экспертиза опережает нас, негосударственные экспертизы, в развитии электронных коммуникаций. Тем более, что о переходе на безбумажные технологии в государственной экспертизе говорилось уже давно. Тогда институт негосударственной экспертизы еще только формировался, потом вставал на ноги, а государственная могла себе позволить выделять на развитие информационных технологий серьезные средства, включая бюджетные финансовые и существующие человеческие ресурсы. Негосударственные экспертизы пока только ждут официального принятия и вступления в силу Постановления Правительства, которое обяжет организации осуществлять документооборот в электронном виде. Однако мы не стоим на месте, не ждем указания сверху и готовы к нововведениям.


РУБРИКА: Надзор и экспертиза
АВТОР: Максим Еланский