Железобетонная доля


07.11.2016 10:21

Производители ЖБИ, как и вся строительная отрасль, переживают трудные времена. В случае затяжного кризиса с рынка начнут уходить малые предприятия, оставляя свои места крупным компаниям, способным работать на пределе рентабельности.


По оценкам экспертов, за восемь месяцев текущего года объем рынка железобетонных материалов в Петербурге и Ленинградской области составил 515 тыс. куб. м. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок упал примерно на 10%. Эксперты считают, что статистику портят весенние и осенние месяцы. Так, сокращение объемов отгрузки железобетона в осенний период было отмечено и годом ранее, однако в этом году оно оказалось более существенным. «До сентября 2016 года, в период с мая по август, рынок ЖБИ в целом сохранял определенную устойчивость: спрос на железобетонные изделия оставался на стабильном уровне на протяжении всего летнего строительного сезона», – рассказывает коммерческий директор «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад» Петр Забегаевский.
Негативное влияние на рынок оказывает снижающееся число новых строительных проектов, замедление темпов и полная остановка строительства на действующих объектах. Впрочем, Петр Забегаевский добавляет, что в этом году негативное влияние оказала и стихия. «Возможно, причиной падения объемов отгрузки стали погодные условия: сильный ветер в сентябре 2016 года был основанием для объяв­ления штормовых предупреждений на территории города и области, в связи с чем работа подъемных кранов на стройках неоднократно приостанавливалась», – говорит эксперт.
В условиях сужающегося рынка производители ведут серьезную конкурентную борьбу, в том числе и ценовыми методами. Однако для большого снижения цен возможности у компаний отсутствуют, ввиду высоких производственных затрат. В целом по рынку обеспеченность компаний заказами сильно варьируется: от практически стопроцентной до крайне низкой загрузки производственных мощностей.
Еще одной приметой времени стал вопрос финансовых расчетов. Генеральный директор ООО «Перспектива» Андрей Семенов говорит, что за последний год требования со стороны покупателей привели к уменьшению авансовых платежей и заметному увеличению отсрочки платежей. «Основная тенденция рынка – срыв сроков оплаты поставленной продукции покупателями», – добавляет Андрей Семенов. Потребители жалуются, что они вынуждены задерживать расчеты, так как им тоже срывают графики оплаты. По данным Андрея Семенова, это характерно как для бюджетных, так и для коммерческих объектов строительства. Как следствие, у многих производителей ЖБИ в результате резко повысился объем «замороженных» оборотных средств, что может стать причиной сокращения объема производства ЖБИ в 2017 году: производители не смогут кредитовать, а у покупателей нет желания, а иногда и возможности, осуществлять предоплаты за товар.
Нужно добавить, что для производителей ЖБИ ситуация усугубляется и практически двукратным ростом цен на металлопрокат. Как следствие, рост стоимости арматуры спровоцировал удорожание и ЖБИ. По разным оценкам, он составляет от 15% до 20%. Все это происходит на фоне переизбытка производственных мощностей. Хотя в лучшем положении находятся компании, входящие в крупные строительные холдинги, обладающие производственными мощностями и применяющие собственные стройматериалы для реализации своих проектов. В целом же на рынке господствует покупатель, особенно если у последнего есть возможность авансировать сделку.
Впрочем, участники рынка надеются на лучшее. «Следующий год будет непростым для рынка железобетонных изделий. Сохранятся все негативные тенденции, которые оказывали влияние на рынок в 2016 году. Тем не менее, мы ожидаем, что 2017 год будет лучше по своим показателям, чем 2016 год, поскольку рынок адаптируется к новым экономическим условиям», – продолжает Петр Забегаевский.

Велика страна, а заказов мало

По оценкам аналитиков Alto Consulting Group, объем российского рынка железобетонных изделий в 2015 году в натуральном выражении оценивался в 52,3502 млн тонн, что на 18,7% меньше показателей 2014 года. «На протяжении последних трех лет в России наблюдается спад производства сборных железобетонных конструкций и деталей. В период января-сентября 2016 года объем производства сборных железобетонных деталей составляет 14,050 млн куб. м. Это на 16,15% ниже относительно аналогичного периода прошлого года», – говорит аналитик Alto Consulting Group Тимур Шадров. По словам эксперта, это связано с кризисной ситуацией в металлургической и строительной отраслях.  В периоды спада в одной из главных отраслей страны спрос на продукцию падает. Эксперт говорит, что в 2016 году ситуация в металлургической и строительной отраслях начала стабилизироваться. «Стоит отметить, что по инерции спрос на ЖБИ продолжает снижаться, а производство напрямую зависит от объема спроса», – добавляет он.
Стоит добавить, что в этом году спад не коснулся изделий спецназначения. Как правило, эти конструкции используются для тоннелей, трубопроводов, ограждения площадок и участков зданий и сооружений. А также представляют собой плиты для устройства городских и аэродромных покрытий, бортовые бетонные камни для отделения тротуаров и газонов от проезжей части дорог. В 2016 году их производство немного выросло. Самое резкое изменение динамики в отрицательном направлении зафиксировано среди архитектурно-строительных элементов. Но и главный сегмент, по которому можно составить картину строительного рынка, – фундаменты и основания зданий, колонны ЖБИ – показали отрицательную д­инамику.

Перспективы роста

Среди негативных факторов, оказавших значимое влияние на рынок ЖБИ, эксперты отмечают следующие: рост стоимости металлопроката, ужесточение контроля за допустимой нагрузкой на ось большегрузов, позиция строительных компаний, откладывающих начало новых проектов, и удорожание цемента. По мнению участников рынка, ситуация может носить затяжной характер. Если это произойдет, на рынке останутся крупные игроки, которые могут пережить непростое время, остальные вынуждены будут покинуть рынок.
Спасти рынок ЖБИ от затяжного кризиса сможет восстановление строительной отрасли, изменение экономической ситуации и приход «длинных денег» в Россию.

Кстати:

Максимальный спад производства ЖБИ, по данным Росстата, был зафиксирован в декабре 2015 года – 28% по сравнению с декабрем 2014 года. На первом месте в рейтинге производства ЖБИ по федеральным округам находится Центральный федеральный округ, на втором месте – Приволжский федеральный округ, на третьем – Сибирский федеральный округ. Суммарная доля трех лидирующих округов – 69,4%. Отрицательная динамика производства ЖБИ, по сравнению с прошлым годом, наблюдается во всех сегментах.


РУБРИКА: Технологии и материалы
АВТОР: Игорь Федоров