Опалубка теряет в цене и качестве


10.10.2016 10:30

Рынок опалубочного оборудования напрямую зависит от строительного рынка. Уменьшение объемов строительства сказывается на объемах потребления застройщиками строительного инвентаря. А удешевление стоимости опалубки приводит к тому, что производители начинают экономить на материале, что сразу ведет к ухудшению строительного оборудования.


По оценкам экспертов, оборот рынка опалубочного оборудования в Санкт-Петербурге составляет меньше 1 млрд рублей в год и пока не имеет положительной динамики. Потребность в опалубке всегда связана с финансовыми возможностями застройщика, перспективами строительства и контролем за правильным и бережным использованием оборудования на объекте.
По словам генерального директора компании «Евромонолит» Андрея Усова, многие российские производители опалубочных систем в погоне за снижением цен существенно снизили материалоемкость своей продукции, как следствие ощутимо упало качество производимого оборудования. В свою очередь, компании, занимающиеся сдачей оборудования в аренду, стали закупать оборудование низкого качества, уменьшили затраты на ремонт и техническое обслуживание оборудования, что также привело к падению качества.
Сокращение спроса на продукцию заставило поставщиков опалубки снижать цены. Ранее генеральный директор НТЦ «Опалубка» Евгения Евдокимова оценивала падение стоимости строительной опалубки примерно на 10% с начала года.
«Все строители хотели бы пользоваться качественным оборудованием, но не все могут себе это позволить в силу разных причин. Трендом в борьбе за снижение себестоимости стало приобретение многими строительными компаниями самых дешевых опалубочных систем, однако быстрое и непрогнозируемое выбытие этого оборудования из строя не только не оправдывает экономии при его закупке, но и зачастую приводит к срыву сроков строительства, потере качества и убыткам в связи с необходимостью его замены», – комментирует Андрей Усов.
По мнению специалистов, нынешняя ситуация отличается от кризиса 2008 года. Многие строители чрезмерно закредитованы. Все это происходит на фоне сокращения спроса на жилье и не внушает оптимизма. Однако даже в этой ситуации участники рынка стараются приспосабливаться к новым вызовам.
Как правило, застройщики используют механизм аренды для разовых проектов, а покупку оборудования – для долгосрочной работы. «Зачастую оборудование приобретают профессиональные подрядчики с большим портфелем заказов. Экономию на затратах никто не отменял, приобретение качественного опалубочного оборудования окупится только при условии его постоянной эксплуатации и поддержания в работоспособном состоянии в срок не менее чем 1,5 года», – уточняет Андрей Усов. По расчетам эксперта, экономия от аренды оборудования зависит от сроков строительства объекта. При сроке в 6 месяцев экономия составляет около 50%, а срок свыше 18 месяцев приведет к убытку.
Руководитель представительства «НОЕ-Шальтехник Георг Майер-Келлер ГмбХ+Ко.КГ» Владимир Сергеев рассказал «Строительному Еженедельнику», что аренда не всегда может оказаться для застройщиков выгодным шагом. «Основными показателями при аренде оборудования являются цена и сроки. Выгодно взять в аренду опалубку на 3-4 месяца, но на 8 месяцев или больше – уже вопрос. Может получиться так, что за 8 месяцев или при длительной аренде придется выплатить 100% стоимости комплекта опалубки. При этом арендовать желательно качественную, долговечную опалубку, чтобы она исправно отработала весь период аренды», – объяснял эксперт.
Впрочем, и для самого арендодателя сдача оборудования в аренду не всегда выгодна. В условиях кризиса многократно возрастают экономические риски. По словам экспертов, вероятность того, что арендатор не сможет в обозначенные сроки погасить задолженность или вовсе станет неплатежеспособным, очень высока.
«Если строительная фирма качественно выполняет монолитные работы как подрядчик, то и портфель подрядов у нее будет солидный. Соответственно, покупка качественного долговечного опалубочного оборудования будет для нее только плюсом», – считает Владимир Сергеев. Однако крупных заказчиков не так много. Остальным приходится использовать различные механизмы взаимодействия. Среди них – обратный выкуп оборудования или лизинг.

Справка:

При оценке качества опалубки необходимо обращать внимание на следующие моменты:
– горячее оцинкование стальных элементов как снаружи, так и изнутри;
– толщина профиля;
– наличие усиления углов щита в виде специальных угловых вставок;
– толщина палубы и ее виды;
– растер в замках для наращивания по длине;
– размеры щитов и их универсальность;
– грузоподъемность крановых захватов;
– распалубочные углы и элементы для лифтовых шахт;
– способность системы снизить трудозатраты и увеличить скорость строительства.

Мнение:

Андрей Усов, генеральный директор компании «Евромонолит»:
– Рынок опалубочного оборудования могут поддержать:
– в области качества – госрегулирование качественных параметров (ГОСТ), обязательная сертификация (исчезнут многочисленные «гаражные» производители, не обеспечивающие качество и безопасность производимого оборудования и предлагающие его по демпинговым ценам);
– в области увеличения объемов – господдержка жилищного строительства через ипотеку и субсидирование процентов по кредитам, увеличение объемов инфраструктурного строительства, финансируемого бюджетом.


РУБРИКА: Технологии и материалы
АВТОР: Федор Резкин