Дорога под землю


12.09.2016 10:18

Освоение подземного пространства – сложная и дорогостоящая работа. В Петербурге подземное строительство не приобрело массового характера, хотя реконструируя исторические объекты в центре города, строители вынуждены уходить на глубину.


В Европе для обеспечения устойчивого развития и комфортного проживания в мегаполисах активно используются подземные строения. Под землей размещают тоннели, транспортные магистрали и развязки, паркинги, объекты торговли, развлекательного, коммунально-бытового и другого назначения.
Эксперты уверяют: подземное строительство экономически целесообразно в городах, где земля под застройку обычного объекта на вес золота. «В Петербурге такой проблемы нет – огромную площадь занимает «серый пояс» и другие незаселенные участки. При таком количестве свободного пространства Петербург не будет нуждаться в подземных пространствах ближайшие десятки лет», – считает Евгений Богданов, директор по развитию финского проектного бюро Rumpu.
В Северной Пальмире строительство подземных объектов – редкий случай. В основном это работы по развитию метрополитена и небольшого числа подземных паркингов и пешеходных переходов. Крайне редко частные инвесторы готовы «закапывать деньги в землю». «Это объясняется сложными инженерно-геологическими условиями города, недостаточностью опыта проектирования, строительства и эксплуатации подземных сооружений, а также отсутствием общей концепции комплексного освоения подземного пространства», – говорит Василий Вовк, исполнительный директор ООО «Дудергофский проект».
Управляющий партнер компании IPG.Estate Иван Починщиков соглашается с коллегой и добавляет: «Во-первых, требуется применение особых технологий строительства. Во-вторых, формат подземного строительства предполагает серьезные инвестиции, на что не готовы игроки рынка».
«Предугадать себестоимость строительства подземного объекта практически невозможно. Даже проведя массу исследований, в процессе строительства девелопер может столкнуться с новыми обстоятельствами, влияющими на стоимость и объем работ. При этом контролировать бюджет подземной застройки в несколько раз сложнее», – уточняет Евгений Богданов.
По мнению экспертов, сдерживает развитие подземного строительства и слабая законодательная база. Прежде всего – градостроительная документация для освоения подземного пространства.

Несбывшиеся планы

За последние несколько лет в Петербурге неоднократно анонсировались различные проекты по освоению подземного пространства. Один из примеров – строи­тельство подземного торгового центра под площадью Восстания. Проект сменил несколько инвесторов, после чего был признан экономически нецелесообразным и бессмысленным. Позднее рядом с площадью были построены два больших торговых комплекса – «Галерея» и «Невский центр».
В начале 2000-х правительство города анонсировало проект строительства почти двух десятков подземных паркингов. Подземные парковки планировалось разместить под городскими площадями – Манежной, Растрелли, Декабристов, Островского, Биржевой, Шевченко, у Финляндского и Балтий­ского вокзалов, в районе гостиницы «Астория», Кленовой аллеи. Парковки должны были строиться в основном за счет инвес­тиционных средств. Однако после ухода с поста губернатора города Валентины Матвиенко о проекте перестали говорить.
В целом эксперты скептически относятся к развитию подземных пространств в Петербурге. «Мне больше импонирует подземная застройка, решающая проб­лемы транспортной инфраструктуры, нежели торговые объекты. В Петербурге самый высокий коэффициент обеспеченности торговыми площадями в стране. Возводить новые коммерческие пространства, особенно подземные, бессмысленно», – уверен Евгений Богданов.
Василий Вовк тоже не считает, что в городе будут пользоваться популярностью подземные пространства. «Люди и так находятся много времени в общественном транспорте и петербургской подземке в течение дня, чтобы проводить свое свободное время, прогуливаясь под землей, а не наслаждаться красотой города», – полагает эксперт.
Видимо, поэтому основным форматом коммерческого строительства под землей остается возведение паркингов. Однако существуют и уникальные проекты.

Подземный Петербург

«Минусовой» этаж существует в новом здании Арбитражного суда. В подземной части здания расположены служебные помещения, архив и паркинг на 98 автомобилей.
Многофункциональный комплекс «У Красного моста» имеет три заглуб­ленных этажа, в том числе для паркинга на 180 машино-мест. Площадь одного уровня составляет 1,82 тыс. кв. м, высота этажа – 4 м.
После реконструкции и реставрации восточного крыла Главного штаба у здания также появился подземный этаж, который отвели под технические помещения, блоки для приема и разгрузки экспонатов, гардеробы и мастерские Эрмитажа.
Здание новой сцены Мариинского теат­­ра расширено за счет трех подземных уровней, площадь одного составляет более 10 тыс. кв. м. В заглубленной части здания размещается автоматизированный паркинг на 93 транспортных средства и помещения для служебного пользования. Въезд в паркинг осуществляется по винтовой однопутной рампе шириной 6 м со стороны ул. Союза Печатников. Общая глубина подземного пространства составляет около 11 м. Высота нижнего уровня равна 1,9 м, второго – 3,4 м, верхнего – 4,6 м.
После реконструкции деревянного здания Каменностровского театра у строения появился подземный этаж, который используется для технических помещений. В них находится оборудование для верхней и нижней механизации сцены, также занимают большие объемы вентиляционные камеры, так как воздух в зал должен поступать бесшумно. Благодаря этому решению площадь театра увеличилась в 2,5 раза – с 2600 до 6700 кв. м.
Историческое здание на Петроградской стороне на Большой Пушкарской ул. в 2013 году было реконструировано под Академию танца под руководством Бориса Эйфмана. Здание имеет развитую подземную часть в виде этажа, заглубленного на 4,5 м, где разместился спортивный комплекс с тренажерным залом, столовая и бассейн.
Кроме этого, подземными пространствами оборудованы гостиница Park Inn Nevsky и аэропорт Пулково.

Мнение:

Елена Лашкова, генеральный директор Группы компаний «ГЕОИЗОЛ»:
– Если мы планируем развивать наш город как современный мегаполис, надо как можно быстрее приступать к разработке генерального плана освоения подземного пространства. Сложные грунты города уже настолько изучены, что можно сделать подробную инженерно-геологическую 3D-карту не только по каждому району, а по каждому кварталу. Это даст возможность строить подземные сооружения до 50 м в глубину. В Петербурге уже реализован ряд подобных проектов, среди них объекты, построенные Группой компаний «ГЕОИЗОЛ», которыми мы по праву гордимся: многоуровневый паркинг с глубиной котлована 18,5 м и диаметром 80 м под ТК «Атмосфера», трехуровневые паркинги под комплексом «Стокманн», под комплексом зданий в Зоологическом пер., БЦ на наб. реки Мойки, 74; устройство подземного пространства под памятниками культуры федерального значения – «Каменноостровский театр» и «Александровский дворец». Но это капля в море.


РУБРИКА: Подземное строительство
АВТОР: Игорь Федоров