Вопрос номера


12.09.2016 10:05

Российские банки начали предлагать ипотеку со сроком выплаты до 75 лет. В случае смерти заемщика выплаты будут делать наследники. В чем выгоды и риски ипотеки «длиною в жизнь»? Станет ли долгосрочная ипотека массовым банковским продуктом?


Игорь Жигунов, первый заместитель председателя правления БЖФ:
– При ипотечном кредите на срок более чем 20 лет в текущих российских реалиях, когда ставки на уровне 12-14% годовых, размер переплаты по процентам будет значительно больше. И с каждым увеличением срока кредита такая переплата будет расти. Таким образом, экономической целесообразности брать кредит на срок более 20 лет при текущих рыночных ставках нет. В странах, где ставки на уровне 2-4% годовых, это уже разумнее. Вторая составляющая – это правовые особенности в РФ. Это касается как наследования, так и исполнения наследниками обязательств по кредиту. Здесь есть как риски для самого кредитора, так и неопределенность и нагрузка для вступающих в наследство, например неработающих или несовершеннолетних лиц.

Руслан Сырцов, коммерческий директор Glorax Development:
 – Главная выгода для клиента заключается в том, что даже в преклонном возрасте человек получает возможность приобрести собственное жилье. При этом риски для возрастных заемщиков ничем не отличаются от стандартных. В случае смерти квартира с долгами по ней переходит его наследникам, так что если предварительно обсудить эти моменты с родственниками, никаких проб­лем быть не должно. Думаю, что на фоне старения населения данный продукт имеет перспективы стать массовым, тем более что определенная часть общества уже давно ждала подобной инициативы.

Андрей Кузнецов, генеральный директор СК «Стоун»:
– Такие кредиты больше напоминают повод для рекламы, а не реальный рыночный инструмент. Поэтому уверен, что массового потребителя этот инструмент не найдет. Люди у нас в основном стремятся закрыть ипотеку досрочно, не растягивать ее на многие годы.

Роман Мирошников, исполнительный директор СК «Ойкумена»:
– Чем меньше ставка по кредиту или дольше срок, тем меньше платеж клиента и больше возможности приобретения более качественного и просторного жилья. Но основная наша задача – строить качественное жилье, а на каких условиях предоставлять ипотечный кредит – сфера ответственности банка.

Ирина Лахно, активист Всероссийского движения валютных заемщиков:
– Если наши банки взяли пример с других стран, где выдается ипотека на такой длительный срок, то и ставки нужно делать соответствующими – 2%. Но там на эти деньги люди берут не малогабаритные квартиры в 30 «квад­ратов», как у нас, а особняки, в которых будут жить следующие поколения. Поэтому выгоды от этой ипотеки у нас не будет никакой, и массовым банковским продуктом она не станет.

Андрей Тетыш, председатель совета директоров АН «АРИН»:
– Даже в стабильной экономике свое будущее нельзя спрогнозировать больше чем на 30 лет вперед. Если говорить о ситуации в нашей стране, то сейчас распространен тренд на смену профессии. Человек начинает работать менеджером, затем страховщиком, и чем он будет наниматься в последующие 20 лет – неизвестно. Поэтому эта инициатива нереальна не только из-за огромной суммы, но и из-за бескрайнего горизонта приятия на себя обязательств. Если я сейчас возьму ипотеку со сроком до 2091 года, в какой вселенной я буду ее доплачивать? Что касается выплат наследникам, то на это мало кто пойдет. Все хотят оставить своим детям стабильность, а не долги. Думаю, ипотека на 75 лет – это пиар для банков: ее никто не будет брать, но выглядит она прикольно.


РУБРИКА: События