Владимир Кобзаренко: «Противникам «регионализации» СРО безразлична судьба строительных компаний и реализация планов социально-экономического развития области»


08.08.2016 10:55

Итоги истекшего полугодия подводит в интервью нашей газете директор Ассоциации «СРО «Строители Ленинградской области» Владимир Кобзаренко.


– Владимир Борисович, с какими итогами Ассоциация «СРО «Строители Ленинградской области» завершает первое полугодие 2016 года?
– На данный момент у нас более 160 партнеров, которые работают по всей стране. Участвуют в строительстве разнообразных проектов – от космодромов до атомных станций, от новых объектов жилищно-коммунальной сферы до ликвидации (ремонта) аварийного и ветхого фонда. Конечно, нынешнее состояние строительных организаций нельзя назвать блестящим, но поводов для негативных прогнозов, полагаю, значительно меньше, чем считают некоторые, с позволения сказать, «бумажные» экономисты, рассуждаю­щие о процессах «сжатия экономики». По их словам, «экономика не просто пробила достигнутое ранее дно, но и пошла ниже его», естественно, «за исключением оптовой торговли». Как будто на другой планете живут «всёпропальщики» и не видят совершенствование магистралей и дорог, новых стадионов, поликлиник, в конце концов, новых форм государственно-частного партнерства с участием кредитных учреждений в реализации мегапроектов (взять, к примеру, скоростную трассу Е-95 или ЗСД, разгружающий кольцевую дорогу почти в два раза).
Жизнь ассоциации идет в соответствии с плановой работой. Как вы помните, наша организация создавалась при активном участии Ленинградского областного союза строителей в виде некоммерческого партнерства. А в этом году была утверждена очередным общим собранием новая организационно-правовая форма – Ассоциация. Приняты новые редакции основных стандартов и правил СРО. Осуществление планового контроля позволяет владеть информацией о состоя­нии и перспективах производственных процессов в организациях. Информирование коллег об изменениях в законодательстве позволяет им, в свою очередь, корректировать соответственно свою перспективу в части так называемой регионализации саморегулирования.

– В мае текущего года впервые за 10 лет состоялось заседание Госсовета РФ по вопросу «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации». Можете прокомментировать основные итоги этого мероприятия?
– Вы сами предварили мой ответ. Не может не радовать, что впервые за долгие годы наконец-то государство всерьез обратило внимание на проблемы строительной отрасли. Основным итогом этого мероприятия считаю не только наличие системного подхода к оздоровлению и развитию отрасли, а собственно возрождение вертикали управления отраслью. Для многих подготовка к Госсовету и собственно его проведение вызывало некое беспокойство. Но, несмотря на многочисленные слухи и интриги, ключевое решение было принято: сорегулированию быть (возможно, с некоторой поправкой на динамику развития института). А вопрос реализации ипотеки как рыночного механизма обсуждался наравне с вопросами ценообразования и формирования смет (предполагаю, что решение всех этих вопросов является составляющей отладки суверенной платежной системы и усиления стратегической роли ГЧП). Нельзя не отметить создание нового механизма защиты обманутых дольщиков – компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, создаваемого как альтернатива страховым механизмам. Сдержанность оценок борьбы с обманутыми дольщиками или отсутствие результативности «страховых» механизмов были озвучены в целях поддержки формирования нового компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. И, несмотря на очередной призыв к повсеместному сокращению административных барьеров, отчитывались рекордными показателями. Другими словами, государство показало серьезность своих намерений в отношении оздоровления строительной отрасли. Это дает возможность активному и квалифицированному сообществу структурировать свою деятельность в аспекте эффективности, повышения качества и безопасности в интересах социально-экономического развития государства. Вещи надо называть своими именами, иначе решение накопившихся проблем невозможно. И именно это было сделано на заседании Госсовета. В итоге появились законодательные акты, определяющие векторы развития строительного комплекса, его будущее. И это главное, потому что такая стратегическая отрасль экономики, как строительство, не может существовать без участия государства, без государственного планирования.

– Как вы относитесь к последним изменениям законодательства, в частности, к изменениям, внесенным в Градостроительный кодекс? Многие строители считают их, мягко говоря, преждевременными и неуместными.
– Если вы имеете в виду изменения, внесенные 372-м законом, то могу сказать, что вопросов к нему, конечно, много, и логические механизмы реализации отдельных его статей пока до конца не ясны. Но, как говорил один государственный деятель, «цели поставлены, задачи определены – за дело, товарищи». Я, с вашего позволения, не буду комментировать все положения нового закона, так как об этом уже достаточно высказывались наши коллеги. Но на одном изменении ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ я все-таки хотел бы остановиться, а именно на том, что в обиходе назвали «регионализацией» СРО. С мнением о том, что эта «регионализация» СРО негативно повлияет на развитие субъектов предпринимательской деятельности в строительстве и саморегулирования в частности, не соглашусь. Ведь, по сути, мы знаем все компании нашего региона, их историю, так сказать, в лицах. И при необходимости всегда можем оказать им надлежащее содействие, обеспечивая в то же время контроль их деятельности в рамках, определенных действующим законодательством.
Но каким образом это может сделать СРО, у которой несколько тысяч членов практически из всех регионов России, представляется с трудом. Можно сделать только один вывод: противниками «регионализации» являются те, кому в принципе безразличны судьбы строительных компаний, являющихся их членами, имеющих те или иные проблемы с преодолением различного рода «барьеров». Те, кому безразлично развитие социально-экономических планов муниципалитетов, районов, субъектов Федерации. Торговля допусками (как и дипломами или прочим контрафактом) – издержки так называемых рыночных отношений капитала, который, как писал публицист XIX века Томас Джозеф Даннинг, «избегает шума и брани и отличается боязливой натурой, боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому». Новая система членства в СРО, надеюсь, позволит избавиться от этого явления, давно ставшего притчей во языцех и дискредитирующего саму идею сорегулирования. Ответственность и надежность повышаются там, где не спрятаться и не обмануть. Основополагающий принцип – ответственному заказчику в целях эффективного использования средств для строительства важно знать подрядчика.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что только знание партнера, заинтересованность в развитии нашей Ленинградской области, понимание ее нужд и особенностей должны лежать в основе формирования саморегулируемой организации.

– Приближается День строителя. Что можете пожелать коллегам и парт­нерам в канун профессионального праздника?
– В год 60-летнего празднования Дня строителя хочу от души поздравить всех, кто строил, закладывая традиции мастерства, кто созидает наше настоящее, и тех, в чьих руках будущее строительной профессии. Дорогие друзья! Желаю вам здоровыми и благополучными с честью исполнить свой долг строителя и гражданина!


РУБРИКА: Точка зрения
АВТОР: Ольга Фельдман