Мощение на века


18.04.2016 10:41

Тротуарный клинкер благодаря своим качествам и в первую очередь долговечности идеально подходит для благоустройства придомовых территорий, мощения городских улиц и ландшафтных преобразований. Сергей Бегоулев, управляющий «ЛСР. Стеновые материалы», в интервью газете «Строительный Еженедельник» рассказал о преимуществах клинкера, а также о том, как компания решает задачу импортозамещения этого вида продукции.


– В чем уникальность клинкерного кирпича как материала, используемого для мощения?
– Клинкер – это природный материал, так как сырьем для него служат специальные сорта глины, которые обладают высокой пластичностью и имеют небольшое количество примесей. Он экологически безопасен для человека, так как не содержит никаких вредных или опасных химических соединений. Другое важное качество клинкера – это его прочность к любым механическим воздействиям. Особый акцент стоит сделать и на очень низком водопоглощении клинкера – плотная структура кирпича не позволяет воде впитываться и проникать как в кирпичную кладку здания, так и в тротуарное покрытие. Для Петербурга, где постоянные дожди, а влажность даже в зимнее время достигает 90%, это очень ценное качество. Также неоценимым для российского потребителя является фактор морозостойкости клинкерного кирпича. Испытания показали, что он спокойно переносит более 300 циклов замораживания и размораживания, при этом практически не утрачивает эксплуатационных характеристик. Еще клинкерный кирпич хорошо устойчив к воздействию любых агрессивных сред, например щелочей, кислот и т. д., не подвержен воздействию грибков, плесени, вредоносных насекомых. Материал не является горючим и при высокой температуре не выделяет никаких вредных веществ. Все эти качества характеризуют клинкер как долговечный материал. Европейский опыт показывает, что он может служить веками, не теряя своих качеств. Это особенно актуально для бюджетных объектов, так как позволяет экономить государственные средства.

– Но ведь для мощения используют и другие экологичные материалы, например натуральный камень или тротуарную плитку. В чем преимущества клинкера по сравнению с ним?
– Натуральный камень довольно трудно обрабатывать, неудобно транспортировать, да и достаточной прочностью он обладает далеко не всегда. Опять же тут практически недостижима однородность цвета, что в некоторых случаях крайне важно. Часто в качестве альтернативы тротуарному клинкеру называют бетонную брусчатку. Она широко представлена на рынке благодаря сравнительно невысокой цене, простоте в укладке и пристойному внешнему виду. Но выгода от ее применения сомнительна, так как тротуарная плитка недолговечна. Спустя несколько лет можно обнаружить истертые и раскрошенные элементы покрытия. А значит, потребуется частичная или полная замена материала. Отсюда дополнительные расходы, время на укладку и т. д. А клинкерное покрытие будет служить многие десятилетия без ремонта, так как износостойкость его значительно превосходит бетонную брусчатку. Она также уступает клинкеру по показателю устойчивости к воздействию агрессивных сред. Не сильны ее позиции и с точки зрения наличия разнообразной цветовой гаммы, да и в долговечности сохранения цвета она проигрывает.
Клинкер – наиболее долговечный вид покрытия, он даже более долговечен, чем брусчатка из габбро-диабаза. Он прочнее некоторых видов натуральных камней, имеет нулевое водопоглощение, а значит, не разрушается из-за расширения жидкости при замерзании.
Очень важно то, что клинкер не полируется при эксплуатации. Это значительно отличает его от натурального камня, который со временем становится скользким при увлажнении. А клинкер сохраняет шероховатость даже через десятилетия эксплуатации. Важно и то, что тротуарный клинкерный кирпич из-за кристаллов и микрокристаллов кремнезема, которыми усеяна его поверхность, – фактически единственный материал для мощения, успешно противостоящий шипованной резине автомобиля или колке льда ломом.

– Насколько конкурентным сегодня является отечественный клинкер по сравнению с зарубежными аналогами?
– В России клинкерный кирпич долгое время не производился, а полностью ввозился из-за рубежа. При этом в нашей стране популярность этого материала в последние годы только росла. С 2010 года объем рынка клинкерного кирпича увеличивался на 30-40% ежегодно. Дошло до того, что некоторые европейские компании производили клинкер исключительно для российского, в частности петербургского рынка. Основные поставки шли из Германии, Бельгии, Финляндии, Нидерландов, Прибалтики и других европейских стран.
Сегодня расстановка сил изменилась. Санкции со стороны европейских государств, колебание курса валют сделали привозной клинкер слишком дорогим для российского рынка. Но тенденция, направленная на увеличение его потребления, напротив, никуда не делась. В игру вступили отечественные производители клинкерной продукции. Это сделало материал доступнее для потребителя – так, не нужно тратить дополнительные деньги на доставку материала из-за границы.
Мы гордимся, что впервые массовое производство высокопрочного клинкера в 2013 году началось на кирпичном заводе «Группы ЛСР» в пос. Никольское Ленинградской области. Выбор локации не случаен, так как в полукилометре от предприятия находится Чкаловское месторождение кембрийской глины, что является преимуществом для производственного цикла. Первоначально этот завод «Группы ЛСР» поставлял на рынок дорожно-тротуарный клинкер, но затем началось производство нового вида продукции – фасадного клинкерного кирпича. С 2014 года все наши кирпичные заводы могут выпускать более 50 различных по размеру, цвету и фактуре вариантов фасадного клинкера не только на рынок СЗФО, но и Центрального и других регионов России.

– Как вы оцениваете первые итоги импортозамещения в сегменте кирпичной продукции?
– Мы отмечаем, что сегодня объемы поставок «западного» кирпича на местный рынок значительно снизились. Так, по итогам 2015 года совокупный объем импорта кирпича и клинкера в РФ сократился на 40%, из европейских стран – более чем на 30%. Например, объемы поставок кирпичной продукции из Германии в прошлом году сократились более чем на 45%, а из Бельгии снизился на 17%. Рост поставок в 2015 году наблюдался только из Эстонии: объем импорта увеличился на 9% за счет проведения акций и перехода на рублевое ценообразование.
Сокращение объемов импорта по определенным видам кирпичной продукции началось еще в 2013 году и в первую очередь затронуло тротуарный клинкер. Например, в 2013 году объем поставок данного вида клинкера разного формата составил порядка 28 млн штук, в 2014 году – 23,5 млн. Импорт тротуарного клинкера в 2015 году снизился еще на 45% и составил около 13 млн штук.
Снижение поставок было компенсировано российскими производителями, спрос на продукцию которых будет только увеличиваться. На мой взгляд, текущая экономическая ситуация дает отечественным компаниям широкий спектр возможностей, позволяет укрепить конкурентные позиции. Впрочем, это касается крупных игроков, которые могут предложить большой ассортимент качественной продукции по сравнительно невысокой цене. Например, «Группа ЛСР» сегодня готова обеспечить российский рынок высококачественным клинкерным кирпичом. Наша продукция уже составляет достойную конкуренцию импорту и сможет заместить привозной продукт. Так, в 2015 году объем продаж тротуарного клинкера «Группы ЛСР» составил уже 13 млн штук кирпича (или 6,5 млн штук условного кирпича). Это на 40% больше, чем в 2014 году и в десятки раз больше, чем в 2013 году. Всего в 2015 году продажи импортозамещающей продукции в «Группе ЛСР» выросли до 23,4 млн штук (или 14,5 млн штук условного в пересчете на стандартный кирпич).
Значительная часть нашей продукции продается на стройки Петербурга и Лен­области. Однако мы год от года усиливаем работу с региональными клиентами – сегодня поставляем продукцию в Москву, Казань, Краснодар, Ярославль, Калининград, Новосибирск и т. д. Более того, в прошлом году мы начали поставки кирпича в Беларусь, Казахстан и даже в Европейский союз, в частности в Финляндию. Продукция компании, и в первую очередь тротуарный клинкер, по всем характеристикам не уступает, а по некоторым техническим и физико-механическим характеристикам превосходит ряд европейских аналогов. Российский клинкер как минимум на 50% дешевле импортных аналогов на нашем рынке, и даже с учетом логистики продукция компании будет конкурентоспособна.

Кстати:

В конце 2015 года «Группа ЛСР» заявила о переводе всей кирпичной продукции, которая ранее выпускалась под торговой маркой RAUF, под единый бренд «ЛСР». При создании бренда RAUF в 2004 году компании важно было подчеркнуть, что качество выпускаемой продукции соответствует европейскому уровню. Но за прошедшие 10 лет российская промышленность стройматериалов догнала и во многом перегнала Европу. «Сейчас, чтобы подчеркнуть качество, нам нет необходимости ориентироваться на европейский рынок. Наше качество обеспечивается нашими стандартами, которые жестче европейских, и нашими производственными регламентами, которые жестче общих стандартов. Кирпич «ЛСР» – это кирпич высокого качества», – подчеркнули в компании.


РУБРИКА: Технологии и материалы
АВТОР: Екатерина Костина