Проектные излишества


04.04.2016 10:34

Петербург с момента основания считался законодателем архитектурных трендов во всей России. Однако сегодня, отмечают эксперты, новых, по-настоящему интересных проектов в городе появляются единицы.


Причинами этого, по мнению экспертов, являются законодательные ограничения строительства в исторической части города, сложности с адаптацией идей иностранных архитекторов к российским нормам, страх появления чего-то нового в привычном пространстве.

Страх нестандартов

Градостроительная среда исторической части Санкт-Петербурга представлена большим количеством объектов культурного наследия, преобразование которых прямо запрещено федеральным законодательством. «При этом реконструкция зданий, не являющихся объектами культурного наследия, или новое строительство в исторических районах города также сопряжено с большим количеством градостроительных ограничений. Это снижает вариативность архитектурных решений и идей. Что является скорее плюсом с точки зрения сохранения единой архитектурной среды города», – рассуждает Альбина Ямалетдинова, управляющий партнер Rusland SP.
Еще одна проблема связана с высочайшими затратами на строительство объектов международного уровня, стоимость которых номинируется, как правило, в валюте. «Учитывая нестабильную экономическую ситуацию в стране и растущий курс валют, строительство уникального сооружения международного класса крайне затратно. Помимо этого, у девелоперов и жителей Петербурга присутствует некоторый страх непринятия чего-то нового и нестандартного в городе», – рассуждает Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar.
«Зачастую современные постройки просто не соответствуют уровню архитектурных шедевров таких зодчих, как Монферран, Растрелли, Росси. Однако подражать этим шедеврам, возвращаясь к стилям и методам проектирования, – излишний консерватизм, который не в меньшей мере может навредить целостности сформировавшегося веками города, – уверена Ольга Ясногородская, генеральный директор «ТрансТерминалПроект». – Вовсе законсервировать исторический город тоже неправильно, ему необходимо развиваться в условиях современного мира и его меняющихся потреб­ностей».

Простор для креатива

Директор по маркетингу ООО «H+H» Майя Афанасьева среди причин, тормозящих привлечение на рынок архитектурных мировых светил, отмечает и еще один момент – адаптацию идеи иностранного архитектора к российской действительности и к российским нормам – градостроительным, юридическим, строительным нормативам. «Как показывают немногочисленные примеры в российской практике, это непростая и многоэтапная история», – говорит она.
Петр Буслов, руководитель аналитического центра «Главстрой-СПб», полагает, что современные архитектурные проекты в Петербурге появляются нередко, хотя и с отставанием: новые технологии в мире архитектуры, опробованные, например, в Европе, применяются в наших проектах обычно спустя 10-15 лет. «Одна из причин этого – российские строительные нормы значительно отличаются от международных, что часто не позволяет воплощать в жизнь некоторые идеи», – поясняет он.
Руководитель архитектурно-дизайнерского отдела «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» Оксана Андросова полагает, что наиболее современные и новаторские архитектурные тенденции лучше реализуются на общественных объектах и знаковых постройках государственного уровня. «Государство сегодня строит мало. В этом и ответ на вопрос о редком появлении авангардных архитектурных проектов», – поясняет госпожа Андросова.
Проекты деловой застрой­ки с современной архитектурой в Петербурге все-таки появляются, отмечает Василий Довбня, директор департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге. «Так, на Малоохтинском пр. построен целый современный деловой квартал, включающий бизнес-центры Eightedges, «Санкт-Петербург Плаза». Мощный вектор для развития проектов, выполненных в современных архитектурных решениях, задаст и «Лахта-центр», – перечисляет господин Довбня.
Оксана Андросова добавляет, что жилищное строительство (кроме, пожалуй, верхнего ценового уровня и частных коттеджей) – весьма консервативная область, сильно привязанная к ожиданиям покупателей, и проектные излишества здесь ни к чему. «Ожидания покупателей квартир вполне традиционны и базируются на понятности, рациональности и надежности. Какие-то новации здесь всегда принимаются настороженно. И, как правило, новации стоят всегда немного дороже, а в последнее время вопрос цены все более значим», – считает она.
Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank Saint Petersburg, обращает внимание на то, что текущая экономическая ситуация существенно ограничивает для девелопера целесообразность применения сложных технических решений и отделочных материалов импортного производства.
«В периферийных районах города архитектурные излишества, предлагаемые международными бюро, снижают и так невысокую рентабельность инвестиций девелопера», – соглашается с коллегой госпожа Ямалетдинова. Она отмечает, что у международных бюро до сильного скачка курса стоимость была от 1500 рублей за 1 кв. м будущих улучшений на стадии «проект».
При этом ограничений для привлечения статусных отечественных архитекторов все-таки меньше – ведущие мастерские города успели показать свои возможности в реализованных проектах, а также время от времени подтверждают свой высокий уровень победами в международных конкурсах и получением международных премий. «Стоимость услуг архитектурных бюро высокого уровня иногда не так уж сильно отличается от средней стоимости услуг по рынку, а доля в стоимости проекта исчисляется процентами. Но вопрос себестоимости воплощения действительно качественной архитектуры в материале видится более серьезным ограничением», – резюмирует господин Кокорев.

Мнение:

Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank Saint Petersburg:
– Еще один фактор кажущегося несоответствия уровня архитектуры Петербурга наиболее модным тенденциям мировой архитектуры заключается в особенности появления самых ярких образцов, которые, как правило, являются общественными зданиями: музеи, театры, учебные заведения, общественные центры. У нас в городе таких объектов сейчас создается не очень много, впрочем, как и в отдельно взятом «среднем мировом городе». При этом за последние 10 лет в Петербурге появилось не так мало достойных проектов, которые были реализованы или находятся сейчас в стадии реализации, например реконструкция Генштаба, «Невская ратуша», «Дом у моря», «СПб Плаза».


РУБРИКА: Архитектура
АВТОР: Денис Кожин