Опалубка меняет форму


07.03.2016 12:06

По итогам 2015 года рынок опалубки сильно сжался, отмечают эксперты. Представители отрасли говорят, что общим трендом для этого сегмента является экономия на материалах и замена зарубежных систем и продуктов на отечественные аналоги.


Роман Черныш, руководитель направления опалубки ГК «ПромСтройКонтракт» в Петербурге, отметил, из-за сжатия рынка опалубки по итогам 2015 года компаниям, торгующим в этом сегменте строительного оборудования, стало тяжелее продвигать свою продукцию, так как уменьшилось количество строящихся объектов. «Многие компании сокращают свои издержки, отказывают в кредитовании строителям, тем самым сокращают объем поставок и еще более сжимают рынок. Наша компания в этих условиях стремится с максимальным пониманием относиться к проблемам наших коллег, и мы пытаемся помогать им выстоять в эти годы. Никто не занимается благотворительностью, однако здоровое чувство взаимовыручки, доверия друг к другу способно во многих случаях спасти проект», – прокомментировал господин Черныш.
«По нашим данным, продажи производителей фанеры в сегменте «опалубка» упали в России в 2015 году на 24%. При этом, по данным «СМ Про», потребление цемента снизилось на 12%, а объем строительных работ, согласно Росстату, упал на 7%. Это позволяет говорить о том, что объем монолитного строительства и потребление фанеры для опалубки уменьшились не так сильно, как продажи, просто в каналах продаж сократились запасы фанеры. Дистрибьюторы не стали закупать фанеру зимой 2015 года в ожидании высокого сезона в 2016 году», – говорит Ольга Милованова, менеджер по развитию продукта в сегменте «строительство» группы «СВЕЗА».
По словам представителей отрасли, в связи с динамикой курсов валюты импортная опалубка стала еще более дорогим удовольствием на отечественном рынке. Роман Черныш добавляет, что в целях экономии зарубежные игроки открывают свои производства на территории РФ, чтобы снизить себестоимость своей продукции. «Однако можно ли считать это отечественным продуктом или продуктом, например, «немецкого качества» – большой вопрос», – выразил он свою точку зрения.
Со своей стороны, Юлия Петахина, директор по маркетингу ЗАО «Руслес­экспорт» (компания является дилером крупнейших российских производителей опалубки), считает, что отечественная продукция не хуже зарубежной, а потому переживать по этому поводу не стоит.
«На наш взгляд, крупнейшими игроками на рынке опалубки Санкт-Петербурга остаются ГК «ПСК», «ПромСтройКонт­ракт», «Промстройсевер», «Руслес­экспорт», «КСИ», «Парадигма», «РСК», «Блок-Монолит-Инвест», – перечисляет Роман Черныш. – К сожалению, некоторые отечественные компании фактически сворачивают свою деятельность, например компания «Алюма-Систем». На наш взгляд, во многом это связано с агрессивным давлением на отечественного производителя иностранных международных корпораций, чьи правительства ввели санкции против России, при том что их деятельность в России не ограничена».
По мнению участников рынка опалубки, в этом году негативные тенденции в отрасли продолжатся. Ольга Милованова отмечает, что в Петербурге, в частности, наметился переход от монолитного к панельному домостроению, что также влияет на спрос. Общим трендом, по мнению эксперта, является экономия на материалах и замена зарубежных систем и продуктов на отечественные аналоги. «При этом мы отмечаем существенное сокращение предложения фанеры от китайских производителей – в три раза в 2015 году, что объясняется девальвацией рубля к доллару», – подытожила госпожа Милованова.

Мнение:

Харийс Чика, генеральный директор ООО «Пери»:
– В 2015 году мы наблюдали заметное сокращение рынка опалубки по всей России, спрос на нее упал примерно на 30%. В 2016 году мы ожидаем продолжение падения спроса в нашем сегменте. Некоторые игроки уже уходят с российского рынка, происходит так называемая зачистка. Безусловно, в текущих условиях тяжелее всего приходится зарубежным производителям, так как их ценовая политика напрямую зависит от курса валют. Что касается нашего бизнеса, то еще в 2014 году руководство PERI приняло решение о строительстве первого завода компании в России. В сентябре 2015 года мы открыли первую производственную площадку в Московской области и уже полгода поставляем продукцию, изготовленную по немецким стандартам и технологиям, на российский рынок. 1 февраля 2016 года система менеджмента качества нашего завода была сертифицирована на соответствие стандарту ISO 9001:2008.

Кстати:

По мнению Юлии Петахиной, несмотря на кризис, крупнейшие поставщики опалубки, работающие на строительном рынке более 10 лет и имеющие авторитет, никуда не делись: «Они продолжают работать, поставлять опалубку на объекты. Их доли меняются, но незначительно и незаметно для других».


РУБРИКА: Технологии и материалы
АВТОР: Екатерина Костина