Роль государства на рынке лизинга выросла


07.03.2016 12:00

Обороты рынка лизинга Северо-Запада по итогам 2015 года упали более чем на 20%. Генеральный директор лизинговой компании CARCADE (ООО «Каркаде») Алексей Смирнов в интервью корреспонденту «Строительного Еженедельника» Денису Кожину рассказал о том, какие сегменты лизинга сегодня наиболее жизнеспособны и какие тенденции будут определяющими в 2016 году.


– Как изменились обороты лизингового рынка в 2015 году?
– По итогам 2015 года объем нового лизингового бизнеса в России сократился на 22% к 2014 году. Негативное влияние на рынок оказало общее ухудшение экономической ситуации в стране. В настоя­щее время большинство участников рынка не ставят задачу в среднесрочной перспективе увеличить показатели лизингового бизнеса, а концентрируются на сохранении клиентской базы и обеспечении надлежащего качества лизингового портфеля.

– Как кризис повлиял на расстановку сил на рынке?
– Сегодня топ-4 российского рынка лизинга занимают компании, связанные с государством. Они входят в финансовые группы со значительным участием государства – с учетом доступа к ресурсам материнских банков они имеют возможности для экстенсивного развития. В приоритетном для CARCADE сегменте лизинга легкового транспорта лидерство также за «госкомпаниями» – по показателю объемов нового бизнеса их совокупная доля уже превысила 1/3 рынка. Увеличение доли госкомпаний – тенденция последних лет, актуализировавшаяся в кризисные 2014-2015 годы. Ценовая конкуренция со стороны госкомпаний привела к тому, что многие небольшие лизинговые операторы вынуждены либо уйти с рынка, либо ограничить бизнес-деятельность работой с клиентами-парт­нерами. Более низкая стоимость лизинга дает возможность госкомпаниям наращивать объемы нового бизнеса за счет участия в тендерах и государственных и муниципальных закупках, где речь идет о десятках и сотнях единиц транспорта.
Частные лизинговые провайдеры на фоне экспансии госкомпаний делают ставку на развитие продуктовой линейки, создание новых сервисных опций, повышение уровня комфорта клиентов на различных стадиях договора лизинга.

– Как изменились условия предоставления лизинга?
– Лизинговые компании вынуждены учитывать возросшие риски, связанные с ухудшением финансового состояния лизингополучателей. Лизингодатели скорректировали условия предоставления лизинга в сторону минимизации рисков возможных неплатежей – в основном ставка делается на клиентов, уже имеющих закрытые договоры лизинга, либо на новых клиентов, имеющих подтвержденную возможность выполнять обяза­тельства.
На фоне общего ужесточения условий предоставления лизинга стоимость услуги в течение прошлого года поэтапно снижалась, что связано с уменьшением ключевой ставки ЦБ.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию и повышение стоимости автомобилей, в прошлом году приобрести транспорт в лизинг можно было едва ли не на лучших условиях, чем в докризисный период. Большую роль сыграла государственная программа льготного лизинга, согласно которой клиентам, приобретающим автомобили, произведенные на территории РФ, лизинговые компании предоставляли 10% скидку под субсидии из госбюджета. Отмечу, что ценовая выгода, предоставленная клиентам в рамках госпрограммы, вряд ли была возможна в докризисное время, когда государству не нужно было предпринимать экстренных мер для стимулирования автопродаж.
Скидки для клиентов в 2015 году стали своего рода стандартом рынка – так, несмотря на завершение госпрограммы 1 декабря, CARCADE продляла льготные предложения для клиентов до 1 января 2016 года. Мы улучшили условия льготного лизинга: размер скидок был увеличен до 15% от стоимости автомобилей, при этом ценовые льготы распространялись на все сделки, независимо от вида автотранспорта и финансовых условий договора.

– Какие сегменты лизинга развивались наиболее активно за последнее время?
– В 2015 году в качестве определенных стабилизаторов рынка лизинга выступили автолизинг и авиализинг. Программа льготного автолизинга и несколько крупных сделок в авиасегменте предотвратили большее сжатие рынка (сокращение нового бизнеса в целом по рынку могло составить 40%).
О роли госпрограммы льготного автолизинга говорилось выше; отмечу следую­щие факторы, позволившие сегменту адаптироваться к новым условиям: преимущественно розничный характер продаж, высокая ликвидность предмета лизинга, а также переориентация на лизинг тех клиентов (индивидуальные предприниматели и компании различной формы собственности), кто ранее приобретал транспорт единовременно за полную стоимость или с использованием кредитных механизмов.

– Можете назвать ключевые тенденции на рынке?
– К числу основных тенденций рынка, безусловно, относится увеличение роли государства, которое выступает не только в качестве регулятора, но и стимулирует спрос за счет различных отраслевых программ. Господдержка (например, в виде субсидирования лизинговых сделок) в нынешних условиях играет ключевое значение.
В качестве негативной тенденции рынка отмечу сложности с привлечением средств для фондирования лизинговых сделок. Многие финансовые институты оценивают лизинговую деятельность как высокорисковую отрасль. Ряд коммерческих банков внесли лизинг в стоп-лист отраслей для кредитования. Соответственно, это накладывает определенные ограничения на доступ лизинговых компаний к ресурсам для фондирования сделок. При этом сохраняется риск сужения ликвидности и роста ставок в сегменте корпоративного кредитования. CARCADE удается решать задачи по привлечению финансирования за счет расширения пула банков-партнеров и использования различных инструментов фондового рынка.
Другая тревожная тенденция – рост уровня проблемной задолженности в портфелях участников рынка. В лизинговой рознице этот показатель на конец 2015 года достиг 15% (годом ранее – 10%). С одной стороны, проблему можно попытаться купировать через ужесточение условий для лизингополучателей, с тем чтобы отсечь потенциально «проблемных» клиентов уже на входе. CARCADE как автолизинговая компания, ориентированная на интересы клиентов, представляющих в основном малый бизнес (крайне уязвимая в финансовом отношении категория клиентов в условиях кризиса), не может действовать только методом «закручивания гаек» – именно поэтому мы сосредоточились на создании для клиентов тех условий, которые дали бы новые возможности для выполнения обязательств даже в период временных финансовых сложностей. С середины прошлого года все клиенты CARCADE могут использовать опцию «Лизинговые каникулы», которая позволяет пропускать очередной ежемесячный платеж по согласованию с компанией без начисления пеней и какого-либо ущерба для кредитной истории. Пропущенные платежи переносятся на будущие периоды – тем самым клиентам предоставляется время для решения насущных бизнес-задач без отвлечения оборотных средств на оплату лизинга. В 2015 году этой опцией воспользовались более 1 тыс. наших клиентов.

Справка:

CARCADE работает в России с 1996 года и специализируется на оказании услуг лизинга (финансовой аренды) легковых автомобилей, легкого коммерческого транспорта, коммерческих автомобилей и спецтехники. В 2003 году компания вошла в состав европейского финансового холдинга Getin Holding S.A. Объем лизингового портфеля компании на 30 сентября 2015 года составил 23,039 млрд рублей.


РУБРИКА: Финансы и страхование
АВТОР: Денис Кожин
МЕТКИ: ЛИЗИНГ