«Быстро проскочить» не получилось


01.02.2016 11:21

Прошлый год оказался одним из самых сложных периодов для рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга. Но, как полагают эксперты, нынешний год будет ничем не лучше.


Снижение покупательского спроса привело к тому, что fashion-ретейлеры приостанавливают развитие, закрывают малорентабельные магазины, ведут переговоры с девелоперами о снижении арендных ставок.
«С января по декабрь 2015 года среднее снижение запрашиваемых арендных ставок в торговых центрах Петербурга составило 10%. Большая часть собственников перешла на рублевые договоры аренды, чаще стала использоваться привязка к товарообороту вместо фиксированной ставки», – говорят в компании Maris.
По данным Maris, за январь-ноябрь 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот розничной торговли в городе уменьшился на 11,3%.
«Переход на рублевые договоры и арендные платежи, привязанные к проценту от товарооборота, приобрел массовый характер», – рассказал Роман Евстратов, партнер ГК Rusland SP.
В 2015 году в Петербурге был зафиксирован минимальный объем нового строительства на рынке торговой недвижимости. Были открыты два торговых комплекса («Бонус» и «Питер Радуга» (вторая очередь)) и первый в городе аутлет-центр Outlet Village Pulkovo. В JLL подсчитали, что рынок достиг шестилетнего минимума – в 2015 году, по разным оценкам, было введено около 60 тыс. кв. м (сегмент fashion). Активно развиваются лишь продуктовые сети и гипермаркеты.
Андрей Косарев, генеральный директор компании Colliers International в Санкт-Петербурге, отмечает, что перераспределение покупательского спроса в сторону продовольственных товаров привело к росту числа гипермаркетов. В течение года в Петербурге было открыто восемь гипермаркетов суммарной общей площадью около 90 тыс. кв. м. Среди наиболее активно развивающихся игроков, открывших новые магазины в этом году, можно отметить такие сети, как Leroy Merlin, K-Ruoka, новую сеть оптово-розничных гипермаркетов «Ряды», а также сеть «Лента», которая продолжает открывать крупноформатные магазины и начала работать в новом формате супермаркетов.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, отмечает: «Выход первого аутлета на петербургский рынок, как и появление планов о создании аутлетов в городе, совпал с периодом экономических трудностей. По следам кризиса 2008-2009 годов было анонсировано сразу несколько проектов аутлет-цент­ров в Петербурге, из которых к текущему моменту был реализован только один – Outlet Village Pulkovo от компании Hines. Проект Fashion House на Таллинском шоссе находится в начальной стадии, тогда как остальные так и не состоялись».
Ввод торговых комплексов с ориентацией на fashion способствовал превалированию брендов одежды, обуви и аксессуаров в структуре новых арендаторов в торговых центрах Петербурга в последнем квартале 2015 года; на этот сегмент пришлось 45% от площади открытых в октябре-декабре магазинов. Несмот­ря на то что среди закрытых за квартал арендаторов более половины также приходится на этот сегмент, в абсолютных цифрах fashion-ретейлеры открыли магазинов больше, чем закрыли (34,3 тыс. против 21,9 тыс. кв. м). Следует отметить, что даже без учета новых торговых центров общий объем открытых в IV квартале арендаторов на 25% превышает объем закрытых.

Мнение:
Андрей Косарев, генеральный директор компании Colliers International в Санкт-Петербурге:
– Основная работа по привлечению новых брендов ведется в существующих объектах. На петербургский рынок в 2015 году вышло не более 10 новых международных fashion-брендов, среди которых Pimkie, магазин обуви CCC, украшения UNOde50, магазины одежды Contede Florence, La Fеe Maraboutee, Uniqlo и ряд других. В целом в 2015 году баланс прихода/ухода брендов был положительным. Также положительным трендом на рынке ретейла стал возврат ряда компаний уже с новыми партнерами. Так, например, в 2015 году на рынок вернулись такие бренды, как Desigual и DIM, а также сеть быстрого питания Carl’s Junior.


РУБРИКА: Коммерческая недвижимость
АВТОР: Роман Русаков